Мысли на заметку. 7 июля 2023 года
Дочитываю Ремизова о смерти и о смертях. Меня в вопросе смерти интересует не то, что будет после смерти, и не то, конец это для меня или всё-таки нет, — а интересует вопрос собственной реальности, вопрос отношения собственной реальности с реальностью абсолютной. Это смешно звучит, но весь вопрос в том, существую ли я. Ведь бытие (существование) складывается из ОПЫТА бытия, бытийствования. И, судя по всему, этот опыт всегда есть, всегда длится. Даже если предположить, что есть какие-то перерывы или интервалы, то они просто вычитаются и не считаются, как время сна или беспамятства. Мы же не можем себе представить, что такое бытийствование без сознания себя бытийствующим, мы не понимаем и не воспринимаем НЕБЫТИЯ. Самое поразительное, а это на самом деле самое поразительное, что это как-то всё устроено в реальности со смертями и рождениями, а мы не знаем, как это всё есть на самом деле, и никогда не узнаем. Но это и не важно, важно то, как мы смерть воспринимаем и как мы её понимаем.
По приезде смотрел фильм о зарождении людского интеллекта. О нашей способности нырять и охотиться в море, на глубине. Это, наверно, очень важно, самое главное не это, а как возникало абстрактное мышление. Я даже записал для себя: уровень абстрагирования — это всегда степень отвлечения от непосредственного побуждения. Потому что это пространство между побуждением и действием, ему отвечающим, и есть место для интеллекта. Больше ему просто негде быть. Чем интеллектуальнее человек, тем расстояние между побуждением и его удовлетворением всё больше и больше. И у интеллекта возникают свои потребности, побуждения и их реализация. Появляется сила, которую мы называем нравственностью. Нравственность — это порождение абстрактного мышления, а человеческими поступками управляет мышление конкретное. Значит, нужен механизм передачи сигнала из абстрактного мышления в конкретное.
_________________
[...].
Свидетельство о публикации №225101501786