Историч. закономерность развития и гибели общества
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОЙ ГИБЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
(научное открытие в области истории, обществоведения и политологии)
Эпиграф:
Познание есть процесс выделения инвариантов окружающего мира (и, не исключено, познающего субъекта).
С.В. Илларионов, д.филос.н. и к.ф.-м.н., начало 90-х гг.
Ярослав Стебко:
... Когда изобразите хотя бы один исторический закон, смело подавайте на нобелевку.
А.Лексей:
Давно уже изобразил, может быть, и не я первый. Вот пожалуйста. Со времён древних Малой Азии, Египта и Междуречья, Индии и Китая, Южного Урала, Костёнок прошло много лет. Археология и палеоистория достигли значительных успехов. История последних 2000 лет достигла ещё больших успехов. В развитии и гибели известных науке СОТЕН обществ - от древних до современных и даже предсказываемых математическими расчётами теоретиков - можно выделить ИНВАРИАНТ, следующую приблизительную закономерность, алгоритм развития с риском гибели, но с двумя шансами на неограниченное развитие - капиталистическим и социалистическим.
1. ПЕРВИЧНАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ОБЩИНА
Общий или разделённый труд
Достаток благ
Избыток благ, обесценивание
Внешний обмен благ
Развитие языка
Трудовые коллективы охотников, воинов, руководители (командиры)
Накопление благ
Половое, возрастное и индивидуальное разделение труда
Личная собственность
Внутренний обмен и распределение благ
Эпизодически несправедливое (ошибочное) распределение благ
Некоторое имущественное или властное расслоение (пример: старейшины, "управляющий водой", богач, вождь)
Наследственное воспитание и разделение труда
Династии собирателей, охотников и рыболовов, земледельцев, скотоводов, воинов, знахарей, звездочётов, хранителей огня, колдунов, сказочников, воспитателей малолетних, сиделок за больными и престарелыми, законоговорителей, судей, технологических искусников, реже - вождей
ЕСЛИ законами общества допускается только положительная обратная связь, ТО усиление имущественного и властного расслоения, ИНАЧЕ введение и усиление отрицательных обратных связей и переход на п.10
2. ПЕРВИЧНОЕ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО
Отношения найма, эксплуатация человека человеком
Частная собственность, торговля
"Хозяин земли", "хозяин воды", кулак
Появление профессиональной охраны богачей и вождя, частная армия
Наследственный по закону вождь
Наследственные воины
Касты (варны), джати, внекастовые люди
Усиление расслоения, падение мотивации у большинства
По закону сохранения материальных благ - обнищание большинства, вымирание
Народные восстания и их подавление, лишение человека свободы
Появление класса профессиональных жрецов-и-судей, "объясняющего" и "освящающего" такую систему общества, жестоко карающего непослушных и отступников
Принудительный труд
3. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Падение мотивации у рабов
Обеднение рабовладельцев
Ослабление армии
Попытки силового захвата основного средства производства - земли и основных производительных сил - рабов
Обогащение удачливых рабовладельцев
Экстенсивное развитие территории и экономики
Расцвет рабовладельческого общества
Достижение пределов транспортной доступности
Достижение технических пределов захватов территорий и рабов, империя
Усиление эксплуатации рабов
Обеднение рабов, усиление их несвободы
Восстания рабов
Отказ народа защищать такое общество
Наёмная армия
Разложение армии
Потеря поддержки армии народом
Ослабление производительных сил, государства, армии
Захват земли и рабов друг у друга
Разложение государства
Нападения со стороны внешних обществ, в т.ч. рабовладельческих
4. Гибель рабовладельческого общества, ...
... превращение свободных граждан в рабов ЛИБО смена его ФЕОДАЛЬНЫМ иерархическим (делегированным сверху) обществом
Повышение мотивации у иерархии вассалов, расцвет феодализма
Обогащение вассалов, следовательно по закону сохранения, обеднение простонародья, рост смертности народа
Падение мотивации у простонародья
Отказ народа защищать такое общество
Наёмная армия
Разложение армии
Потеря поддержки армии народом
Народные восстания против наглядного зла - сословного неравенства и несвобод, их подавление и т.д. циклически
В конце концов гибель феодального общества, ...
5. ... смена его номинально свободным КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ обществом
Повышение мотивации у капиталистов и эксплуатируемых
Повышение производительных сил
Повышение производства
Повышение потребления и уровня жизни капиталистов и эксплуатируемых
Быстрый рост жадности и наглости капиталистов
Рост потребления преимущественно капиталистов
По закону сохранения материальных благ - обеднение эксплуатируемых
Падение производительности труда
Ограничение свобод с целью сохранить уровень жизни капиталистов и их государства
6. Просвещение эксплуатируемых в целях повышения производства ЛИБО тотальная роботизация и значительное вымирание трудящихся и примитивизация труда большинства оставшихся в живых
Социалистическая пропаганда передовыми людьми, мыслителями
Народные волнения, восстания
Передел собственности
Мировые и глобальные войны
Деградация производительных сил и средств производства
Падение уровня жизни
Отказ народа защищать такое общество
Наёмная армия
Разложение армии
Потеря поддержки армии и полиции народом
Союз организованной преступности и государства (мафия)
Катастрофическое положение
7. ГАРАНТИРОВАННЫЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА. Циклическое возвращение на п.5 с неясными перспективами, ЛИБО умерение жадности и скупости капиталистов и устойчивое развитие капитализма, его приближение к социализму (п.9), ЛИБО циклический возврат на п.6 с монотонной деградацией и вымиранием до нуля, ЛИБО возврат на п.4, ЛИБО империализм, безответственная (президентская) власть, её усиление до монархической, ограничение прав и свобод народа и логичный возврат на п.3,4, ЛИБО прогрессирующая фрактальная хаотизация и гибель капиталистического общества до состояния анархии, ...
8. ... ЛИБО смерть человечества (выход из алгоритма), ...
9. ... ЛИБО замена капиталистического общества СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ
10. Повышение справедливости распределения материальных и иных благ
Просвещение трудящихся, воспитание, развитие
Повышение мотивации трудящихся
Народная армия
Повышение производительности труда
Повышение производства благ
Повышение потребления благ, уровня жизни
Повышение доли бесплатных и нетрудовых благ
Случайное появление несправедливых (ошибочных) решений и паразитов общества
11. Снижение мотивации трудящихся и сознательности ЛИБО борьба против паразитизма и некомпетентности части властей
12. Гарантированное недовольство части общества, снижение почётности военной службы и антисоциалистическая пропаганда ЛИБО её подавление и устойчивое развитие социализма
13. Появление изменников, в т.ч. их проникновение во власть, армию и интеллигенцию, союз организованной преступности и части государства (мафия)
14. ВЕРОЯТНЫЙ КРИЗИС СОЦИАЛИЗМА. Сверхпотребление, искусственное создание дефицита, падение уровня жизни большинства, отдаление государства от народа, и измена государства или его части, а также части армии, а также части интеллигенции - Родине, народу, - и возврат на п.5 ЛИБО систематическая чистка армии, органов власти (государства) и интеллигенции народом и ограничение потребления в разумных пределах
Введение или усиление значительных отрицательных обратных связей
15. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА при постоянно ненулевом (но подавляемом) проценте паразитов, антиобщественных пропагандистов, обычных преступников, изменников, мафиозо, жадно потребляющих, лжецов, недобросовестных трудящихся - при постоянных чистках общества, в т.ч. власти и Вооружённых сил, при повышении здоровья, образования, воспитания, развития, сознательности граждан
16. Приближение к коммунизму. Постепенная ликвидация отрицательных обратных связей: повышение свобод, уменьшение контроля, доверие к сознательности
17. ВЕРОЯТНЫЙ КРИЗИС КОММУНИЗМА. ЕСЛИ воспитание сознательности и чистки недостаточны, ТО увеличение доли несознательных граждан, паразитов, антиобщественных пропагандистов, преступников, в т.ч. изменников, жадно потребляющих, лжецов, недобросовестных трудящихся, возврат на п.14 ЛИБО усиление отрицательных обратных связей и циклический (колебательный) возврат на п.15, ЛИБО разрушение коммунизма с возвращением на пп.2,3,4 или 5, ...
18. ... ИНАЧЕ поддержание параметров рамок оптимального - МАГИСТРАЛЬНОГО, то есть монотонно возрастающего - РЕЖИМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА В НАПРАВЛЕНИИ АНАРХО-КОММУНИЗМА по пп.10-18 до бесконечности (не останавливающийся алгоритм).
---------------
Отметим, что у этой инвариантной закономерности есть внутренний инвариант - исторически быстрый переход от недовольства к кризису:
а) недовольство народа или части народа общественным строем,
б) неустранение или неполное устранение коренных причин этого недовольства либо, наоборот, недовольных,
в) распространение нежелания народа защищать такое общество,
г) наёмная армия (вообще силовики),
д) разложение армии (вообще силовиков),
е) потеря поддержки силовиков народом,
ж) сваливание общества в катастрофическое состояние,
з) КРИЗИС: последующий переход либо в вышеразвитую формацию, либо в нижеразвитую формацию, либо монотонно понижающая деградация, либо физическая гибель.
От введения наёмной армии до катастрофического состояния в исторических обществах обычно проходило 50-70 лет (2-3 поколения): Шумер, доэллинистический Египет, древняя Греция, послеэллинистический Египет, Византия; более длительно происходила агония древнего Рима.
---------------
Итак, существуют 2 теоретических, алгоритмических (но пока не достигнутых на практике), шанса человечеству на неограниченное развитие. Один - примитивный, капиталистический, низкоразвитый. Другой - более сложный, социалистический, высокоразвитый.
С точки зрения теории управления,
Коллективистические общества, за исключением коммунизма (первичная коммуна, социализм) содержат значительные и надёжные (создаваемые обществом) отрицательные обратные связи, благодаря которым развитие может быть устойчивым, даже магистральным. Им нужны ещё и положительные обратные связи, чтобы стимулировать личную инициативу, старания.
В индивидуалистических обществах (первичное классовое, рабовладение, феодализм, капитализм) содержат значительные положительные обратные связи, благодаря которым значительно стимулируется личная инициатива, старание, жадное потребление. Отрицательные обратные связи в этих обществах слабы или отсутствуют, вследствие чего такое общество склонно к коллапсу.
В коммунизме отрицательные обратные связи значительны, но ненадёжны (создаются преимущественно самим, "сознательным", человеком), поэтому коммунизм не вполне устойчив. Следовательно, нужны и отрицательные обратные связи, создаваемые обществом (надёжные).
Недостаток капиталистического шанса - некрасивость, гарантированность циклических кризисов, вероятность коллапса, вымирания народа и гибели человечества.
Капитализм борется с критическим состоянием обычно путём оглупления народа, тотальной роботизацией и геноцидом народа, пытается усилить наёмную армию, крайне редко умеряет жадность капиталистов (и даёт часть продукции на улучшение потребления народа). Что касается пути просвещения народа, то в нём для капитализма заложен риск: с одной стороны, это развитие производительных сил, с другой стороны, неизбежна пропаганда социалистических идей. Поэтому капитализм формирует открытую террористическую диктатуру финансового (промышленного+банковского) капитала - фашизм, который, в частности, запрещает социалистическую пропаганду. Фашизм укрепляет капиталистический строй. Капитализм приводит духовную составляющую человека, после исторически краткого подъёма, к деградации.
Недостаток социалистического шанса - сложность, ненулевая вероятность социалистического и даже коммунистического кризиса.
Социализм борется с критическим состоянием повышением просвещения и воспитания народа, систематической чисткой общества от преступности, систематической чисткой общества (в т.ч. армии и государства) от антиобщественных деятелей, научно обоснованными ("разумными") верхними и нижними рамками потребления, научно обоснованной гармонизацией порядка и свободы. Социализм теоретически способен бескризисно монотонно и неограниченно повышать производство и потребление материальных благ. Социализм развивает, поднимает и духовную составляющую человека.
Мне нравится только социалистический шанс. Интуицией это чувствую. Интуиция моя основана на том, что математически "скучное" магистральное неограниченное развитие идеологически лучше математически "интересного" колебательного режима и коллапса.
А что больше нравится уважаемому читателю?
(15.10.2025)
URL http://proza.ru/2025/10/15/1791
Свидетельство о публикации №225101501791
И ещё, Алексей, если реально хочешь народ в чём-то убедить, прочти мой опус - http://proza.ru/2011/06/01/1003 - Преодолеть страх... обмен опытом... Ликбез
Полковник Чечель - я за два года перечитал и перелопатил кучу литературы на эту тему... Не хвастаясь, скажу, я другой такой книги, рассчитанной на МАССОВОГО ЧИТАТЕЛЯ, где на мой каждый постулат приводится 1 - 2 примера, с которыми трудно спорить!!! (у тебя примеров не вооТще - "Коммунизм есть - Советская власть, всеобщее образование плюс электрофикация-(энергоизация) всей страны!" (В.И.Ленин) - точно его цитату уже не помню, но хотя бы такими примерами народ надо убеждать...
Без этого этого твой, безусловно, правильный рассказ, выглядит скучным "бла-бла-бла", понятным лишь "узкому кругу ограниченных лиц - специалистов), а поэтому его не читают...
"Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло меня мужество"...
Иоганн Готлиб Фихте (немецкий философ, 1762 - 1814 г.)
"Меня может напугать только неожиданно свалившееся финансовое благополучие", - любил говаривать бывший офицер группы "Альфа", Владимир Минеев, пытаясь притянуть эзотерический закон: "Чего боишься - то и произойдёт". И три года это у него получалось. Наша Николаевская Областная Федерация Авиационных Видов Спорта, где он был коммерческим директором, процветала. А затем Судьба всё же настигла его. Он разбился на маленьком самолётике "НАРП-1" 9 мая 2008 года. Земля тебе пухом, Володя, мы про тебя помним...
Это лишь малая часть моего Диплома, который мне за 8 дней до выпуска из ВМА запретили защищать, ("Указивка" пришла аж с Верхнего штаба авиации ВМФ СССР из Москвы), а всего через МЕСЯЦ два ушлых подполковника с 30 НИИ г Ленинграда в академии ГА защитили Кандидатскую диссертацию... http://proza.ru/2023/06/27/868?ysclid=mgw3c10yuu511618462 -
Дело в том, что в начале 2-го курса во время моей учёбы в Военно-Морской академии города Ленинграда, полковник Некифоров – начальник кафедры «Методика лётного обучения», как-то после очередного семинара подошёл ко мне и выдал неожиданное предложение: «Василий Васильевич, я предлагаю Вам взять тему диплома «Психологические аспекты лётной работы». Вроде времени ещё до гос. экзаменов много, но эту тему ещё у нас никто прорабатывал. У Вас же я вижу, есть склонность к изучению этого вопроса, Вы в нём хорошо разбираетесь, поскольку занимались многими экстремальными видами спорта, так или иначе связанными с психологией - это Вам, и кафедре это будет интересно».
В общем, тема меня заинтересовала, где-то месяц я её обдумывал, потом написал предварительный план, и стал собирать материал. Сначала перерыл всю академическую библиотеку, нашёл и перерыл кучу литературы на эту тему. Потом стал использовать опыт и рассказы своих друзей и однокашников по академии. Наткнулся на интересные моменты, например: спрашиваю Пашу Акимова, инструктора на заправку топливом в воздухе: «Павлик, ты, когда ночью на шланг кидаешься с правого сиденья, куда при этом процессе смотришь вначале и потом? И как объясняешь это пацанам, которых учишь?» А он мне:
«Вася, а я и сам не знаю, куда при этом смотрю, у меня руки-ноги как-то сами всё делают – бах-бах, скорость уравнял и крыло на шланге, сцепился, дал подтяг, есть контакт, вышел в строй заправки, забрал 10 тонн и полетел дальше. В общем, как-то так». Я пожалел Пашиных учеников: сильный пилот заправку с его показов освоит, но сначала пару шлангов оторвёт, а чуть слабее сильного уже не осилит, даже взяв три вывозных программы, потому что ему, кроме показа, надо голосом всё разжевать и потом объяснить все ошибки.
В общем, я полтора года потратил на подбор материалов и само написание диплома, попутно сделав несколько новых выводов или закономерностей. Например, мы неоднократно на тренажёре «Океан» проигрывали различные варианты удара МРА по АУГ с целью уничтожения или хотя бы выведения из строя авианосца типа «Нимитц» или «Форрестол». И при этом получались потери 19 – 23 наших самолёта – ракетоносца, т.е. , как бы не «хитрили»: последовательная серия ударов или одновременный удар несколькими ТГ (тактическими группами), с разных направлений и на разных высотах, всё равно надо было положить, как минимум полк. Потому что, противник поднимал «Авакс» и самолёты ДРЛО, за 450 – 600 км обнаруживал наши боевые порядки, и успевал поднять свою ИА на перехват. И тогда у меня родился вывод: «Уменьшить потери существенно можно, только если наносить удар ночью при метеоусловиях минимум погоды или хуже, т.к. тогда выполнить боевую задачу, т.е. взлететь и совершить потом успешную посадку на авианосец могут не более 20% его экипажей».
Но, конечно же, большая часть моего диплома соответствовала теме «Психологические аспекты лётной работы», т.е. как повысить надёжность лётчика, (экипажа) при выполнении полётов в самых различных условиях обстановки, которую ему может преподнести непредсказуемое небо. И мой опус «Преодолеть страх…» лишь небольшая часть «айсберга», который мной разработан в Дипломе. И вот он отпечатан в двух экземплярах, три схемы 2 на 1.5 метра готовы, вдруг ЗА НЕДЕЛЮ ДО ЗАЩИТЫ из Москвы приходит «указивка», что тема диплома у подполковника Чечельницого ВВ не соответствует направлению кафедры, и вообще, профилю академии, поэтому, защиту Диплома ЗАПРЕТИТЬ!!! Но, т.к. новый диплом тов. Чечель подготовить не успеет, ему «милостиво» позволено взять любой Диплом на выбор из предыдущего курса, который выпустился в 1981 году, переделать в нём ФИО на Чечельницкий и защищать как свой диплом. И это всё происходит за неделю до даты официальной защиты – маразм, да и только в «верхнем штабе», куда же раньше смотрели?
Но на следующий день после доведения до меня Указивки» в академию приехали два мужичка из 30-го НИИ, один назвался подполковником: «ВВ, мы слышали, что у Вас тема диплома «Психологические аспекты лётной работы», но Вам его запретили защищать. А можно глянуть? Когда я протянул им папочку с листиками диплома: «ВВ, Вы не против, если мы возьмём её с собой ознакомиться, через неделю вернём?» Я не возражая, отдал им папку, перевязанную тесёмочками.
Когда через неделю папку с дипломом не вернули, искать мужичков было некогда, впереди гос. Экзамены, выпуск, волнения – куда пошлют служить? А через месяц мы случайно встретились на улице с нашим преподавателем, Героем Советского Союза, штурманом Ростиславом Сергеевичем Демидовом, и пока шли, не торопясь, по парку, делясь новостями о своём, «о женском», он мне поведал «новость». Что неделю назад был в Академии Гражданской авиации и попал на защиту кандидатской диссертации, около половины которой состояла из материалов моего диплома, даже ни один приведённый мной пример изменён не был.
Нельзя сказать, что это известие меня сильно расстроило, скорее наоборот, я порадовался, что хоть кому-то мой труд пригодился. А этот опус, на который я вам предлагаю обратить внимание, написан мной по памяти, но я вас уверяю, так элементарно разжёвана такая сложная тема, я не встречал ни в одной книге или учебнике по Выживанию. Поэтому, на мой взгляд, этот опус как научиться преодолевать страх, надо прочитать людям многих экстремальных профессий и особенно молодёжи, которая планирует связать свою судьбу с небом. Это опыт, который не пропьёшь!!!! За ним стоят мои 13 переломов и все ОСП, которые выпали на мою долю, а также опыт моих друзей, их поведение в экстремальных ситуациях. Короче, предлагаю прочесть этот мой рассказ, и попытаться его дополнить из своего багажа знаний. Из 150 тысяч прочитавших его на форумавиа.ру, лишь один штурман смог добавить один пункт – Преодолеть свой страх в той или иной опасной ситуации может помочь ЮМОР.
В общем, господа, читайте, спорьте, не соглашайтесь, возражайте, пишите рецензии или мне в личку chechel321@mail.ru
И Боженька вам ваш труд учтёт «при разливе». Всем Удачи, дожить до Победы России в СВО, а молодёжи найти своё призвание в жизни!!!
http://proza.ru/2011/06/01/1003 - На мой выпуклый военно-морской глаз этот опус попадает под определение Владимира Высоцкого: "Значит нужные книжки ты в детстве читал..."
Жму кисть, ВВЧ.
«Василий Васильевич! Вам передаёт огромный привет большой поклонник Вашего творчества, штурман, которому удалось выжить в недавней катастрофе Ту-22м3 под Иркутском, подполковник Елькин Д. В.
Благодаря Вашему творчеству нам удалось буквально разложить по полочкам все обстоятельства того рокового полёта и досконально прояснить картину происшествия…
Очень жаль, что погибший инструктор, сидевший на левой чашке, Ваших произведений не читал. В итоге допустил ошибку (взлёт с выпущенными интерцепторами), за что и поплатился жизнью, (с ув. Александр Быхалов, ТУ-160, ТУ-22м3)»
.
Полковник Чечель 18.10.2025 12:50 Заявить о нарушении
1. Указанные Вами статьи я обязательно прочитаю. Завтра утром - у нас близится полночь.
2. Настаиваю, что Ваши книги по методике выживания в экстремальных условиях следует издать не как мемуары и похождения, а как УЧЕБНУЮ литературу в URSS и Лань.
3. Статью переделывать не буду, потому что популярных лёгких для чтения статей об обществе я написал 10000, пора написать и что-нибудь научное или хотя бы наукообразное. Пара новых научных идей в статье есть.
4. Я не ожидал, что в "Верхнем" штабе авиации ВМФ СССР есть (были) и подонки, организаторы плагиата, и те двое х**в, которые сплагиатировали Ваш диплом, тоже говно, но помельче. Потому что штабисты ОРГАНИЗОВАЛИ это дело и, вероятно, не первый и не последний раз. Такие "офицеры" Отечеству нужны так же, как штопаный гондон. У моего отца тоже украли разработку москвичи из ИГД им.Скочинского. Приехал диссертант, ему всё показали, рассказали, научили. А он разработку КБ завода им.Кирова включил в свою диссертацию как свою, родную, более того, нагло утверждал, что это ОН "дал заводскому КБ рекомендации", как располагать резцы на шарошке горнопроходческого комбайна. Да, человекообразного говна в Москве хватает ...
5. !!!! Товарищ полковник, лет 12-20 тому назад я опубликовал открыто, как дёшево и сердито (без потерь 20 экипажей бомбардировщиков) уничтожить авианосец. Было актуально, войнушка какая-то, грузино-осетинская, что ли? 2008 год? Надо бросить баллистической ракетой приличной дальности стальную болванку, закалённую и отпущенную послойно по Обухову, снабжённую устройством для маневрирования (крылышки, двигатели). Бросить в ожидаемое место авианосца и на последнем участке траектории осуществить донаведение на цель с помощью спутника или БПЛА. Болванку никакая ПРО авианосца не собьёт никогда. Болванка в полтонны прошьёт авианосец насквозь от верхней палубы до днища. Таких болванок можно сыпануть десяток. Простые оценки разброса показали, что погрешность донаведения - ЕДИНИЦЫ МЕТРОВ, следовательно, в авианосец попадает 100% и топит его без единого грамма взрывчатки. Я рад, что нечто подобное уже реализовано в системе "Орешник".
Алексей Владимирович Горшков 18.10.2025 21:44 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 19.10.2025 07:50 Заявить о нарушении
Полковник Чечель 19.10.2025 12:50 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 21.10.2025 10:05 Заявить о нарушении