Во власти неведомой силы. Глава 11. Идея
http://proza.ru/2025/10/03/262
***************
Начало февраля 1958 года. Северная железная дорога. Железнодорожная станция со странным названием Косью. Коми АССР. 11 км до Полярного круга. Тёмная непроглядная ночь. Морозец. Всем телом чувствуется свежее дыхание Арктики. Шесть туристов с лыжами и рюкзаками вышли из одноэтажного деревянного вокзала в ожидании пассажирского поезда Воркута - Горький.
Тусклые фонари, добрая половина которых не горит вообще, с трудом освещают рельсы и низкую посадочную платформу, заботливо расчищенную станционным дворником от снега с образованием грязных полуметровых сугробов вдоль всего неширокого перрона.
На станции тихо, видимо, в такую пору никто из 2700 местных жителей небольшого посёлка не желает ехать в Горький.
Ребята только сегодня преодолели последний лыжный перегон маршрута вдоль реки Косью, порядком намёрзлись и с трудом отогрелись в вокзале станции. В небольшом уютном помещении дежурным по станции была догоряча натоплена углём печь-голландка. Согрелись, съели оставшиеся запасы тушёнки с купленным в станционном магазине хлебом, немного отдохнули после трудного лыжного перехода.
Ребята вышли на перрон за десять минут до прибытия поезда. Поезд на этой станции стоял всего одну минуту, надо было успеть загрузиться. Ребята примерно отсчитали от таблички "Остановка локомотива" расстояние до девятого вагона, в котором им предстояло ехать, и сложили рюкзаки и лыжи в довольно солидную кучу.
Ребята были туристской группой из Свердловска, пятеро из них были студентами четвёртых курсов Уральского политехнического института. Кроме уже известного нам Игоря, в группе были Коля, Женя, Пётр и Слава. Руководителем группы был Моисей, старший мастер Уральского завода Гидромашин, выпускник УПИ 1956 года.
Туристы возвращались из интересного и трудного лыжного похода III категории трудности по Приполярному Уралу. Несколько дней тому назад группа вышла из поезда на станции Кожим, далее на лыжах по маршруту Северная Народа - гора Народная - гора Манарага - река Манарага - река Косью - станция Косью. Большая часть похода проходила по горной безлесной местности, туристам пришлось организовывать три ночёвки в условиях отсутствия леса. В группе не было альпинистского снаряжения, поэтому обледенелые горные вершины приходилось обходить стороной. Тем не менее, туристы проявили образцы выносливости и мужества и благополучно завершили лыжную часть похода. Теперь они возвращались в Свердловск с пересадкой в Кирове.
Наконец, из темноты, из-за леса появился отсвет локомотива приближающегося поезда. Через несколько минут с звучным гудком, пыхтением и стуком колёс паровоз притащил к перрону поезд.
С местом остановки вагона туристы угадали. Но дверь вагона не открылась и на ступеньку вагона никто не вышел. Туристы попытались открыть дверь сами, но она оказалась запертой изнутри. Видимо, на таких маленьких станциях проводницы договариваются друг с другом и открывают не все вагоны. Достучаться удалось до седьмого вагона. Дверь открылась, и туристы бегом начали таскать и закидывать вещи и лыжи в тамбур. Дежурная по станции держала красный флажок, пока все не сели, потом выставила жёлтый флажок и ударила в станционный колокол. Запыхавшиеся туристы с вещами с трудом перебрались по вагонам в свой вагон. Проводница сильно удивилась, что к ней сели пассажиры, однако была приветлива и даже напоила ребят чаем.
Туристы заняли свои места, четыре в отсеке плюс две боковушки, рассовали вещи по рундукам и полкам и завалились спать. Было уже около трёх часов ночи. До Кирова поезд шёл сутки и прибывал в половине четвёртого утра. Это было не очень удобно, но гораздо быстрее, чем ехать с пересадкой в Москве.
После беспокойной ночи ребята спали до девяти утра. Около половины десятого поезд прибыл на станцию Сосногорск близ Ухты. Меняли локомотив, стоянка была 20 минут.
Заспанные туристы высыпали из вагона на перрон, глотнуть свежего воздуха. На перроне сидели бабульки, продавали домашнюю снедь. Ребята закупили варёной картошки, рыбки горячего копчения. Хлеб ещё был. Плотно позавтракали, настроение было великолепное.
Женя взял мандолину и сказал:
- Ну что, споём?
Женя хорошо играл на гитаре и не очень хорошо умел играть на мандолине. Но гитара хороша в походе летом, когда вечером группа соберётся у костра и наслаждается пением любимых песен. А в лыжные походы, когда рюкзаки перегружены зимним снаряжением, туристы обычно брали с собой мандолину - она занимала меньше места, её аккорды хорошо подходили под песни разных жанров, и звучание мандолины было более народным, можно сказать, дворовым. Так что пришлось Жене освоить инструмент, не на концертном конечно уровне, но в кругу друзей музыка звучала прилично.
Женя тронул струны, и зазвучала всем знакомая и всеми любимая песня:
"Дым костра создаёт уют,
Искры тлеют и гаснут сами,
Пять ребят о любви поют
Чуть охрипшими голосами..."
Ребята пели негромко, но душевно и проникновенно, пели, радуясь песне и радуясь жизни.
Женя сказал:
- А давайте от каждого по песне.
- Давайте, - поддержал Моисей, - Королеву Непала споём?
Песня зазвучала:
"Вась, посмотри, какая женщина!
Вась, ведь она стройнее кедра!
Вась, почему она обвенчана
С королём по имени Махендра..."
Слава предложил песню джигита:
"Как лезгинская шашка твой стан,
Рот - рубин раскалённый!
Если б был я турецкий султан,
Я бы взял тебя в жёны..."
Пётр сказал:
- Давайте про костёр споём!
Зазвучала новая песня:
"Я смотрю на костёр догорающий,
Пляшет розовый отблеск огня.
После трудного дня спят товарищи.
Почему среди них нет тебя?"
Коля предложил спеть про Лёньку Королёва:
"Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола,
Там где пары танцевали, пыля,
Там ребята уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили ему званье короля..."
Дошла очередь до Игоря.
- А давайте нашу любимую - Бригантину.
С удвоенной энергией ребята запели:
"Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В Флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса..."
Спели, хорошо получилось, интересно и весело.Завязался разговор.
Разговор начал Моисей:
- Ну вот, ребята, заканчивается наш поход. Завтра будем уже дома. Как вам поход, всё ли понравилось?
- Нормально, трудно, но интересно. И опыта набрались. Будем теперь многое знать. Спасибо тебе, Моисей, за заботу и за науку.
- Ребята, а знаете, что самое главное, чем ценен этот поход?
- Может и знаем, а может и нет. Скажи, как думаешь.
- Вот вы все сейчас четверокурсники, полтора года ещё у вас впереди, полтора года учиться, полтора года в походы ходить. Верно?
- Верно, запас по времени ещё есть. Ещё организуем что-нибудь.
- Так вот главное - это даже не то, что мы с вами на Приполярный Урал сходили. Главное то, что в эти оставшиеся полтора года учёбы вы не будете ничем ограничены и сможете руководить любыми лыжными походами любой категории трудности. Вы совершили лыжный поход высшей III категории трудности, я уверен, что в МКК вам его засчитают, все требования к нему у нас выполнены. Смотрите, сегодня родились пять новых руководителей групп походов высшей категории трудности. Это здорово.
- Да, Моисей, ты проделал очень важную работу для нашей секции. Спасибо тебе огромное от всех нас.
- Ну, согласен, спасибо есть за что сказать. Но это же моя родная туристическая секция, и хорошо, что ребята доверили мне группу. Рад, что не подвёл никого. А мне больше ходить в походы не с кем, на нашем-то заводе турсекции совсем нет.
- А если создать? Думаю, желающие ходить в походы найдутся.
- Найдутся, конечно. Попробуем создать. Но что это будут за походы? Люди без опыта, могут только с I категории трудности начать. А пока до III категории дело дойдёт, три года пройдёт. А к тому времени уже у меня опыт неподтверждённым станет.
- Ну, если будет нужен поход, обращайся, всегда поможем, пока можем.
- Вот именно, пока можете. Не заметишь как, пролетят полтора года, и вылетите вы как орлята из родного гнезда. Кстати, я тоже благодарен вам за этот поход.
- Нас-то за что благодарить? Вроде мы делали только то, что положено.
- А за сам поход спасибо. Пока я учился в УПИ, как-то не случилось руководить лыжным походом III категории трудности, то времени не было, то возиться с организацией не хотелось. Вот в моей копилке такого похода и не хватало Теперь есть. Теперь я могу подавать заявку на звание мастера спорта.
- Поздравляем. Мастера ты давно заслужил, желаем успеха.
- А я вам желаю не повторять моих ошибок. Пока время у вас есть и возможность теперь уже есть, сводите группу в поход III категории трудности, в будущем вам пригодится.
- Спасибо за совет, Моисей! Воспользуемся на пользу себе и делу.
- Вот я про всех-то не знаю, но мне кажется, у тебя, Игорь, уже много разных походов. Лыжный-то III категории трудности был?
- Не было.
- Ну вот, теперь есть. Осталось сходить в лыжный поход III категории трудности руководителем, и тоже можно документы на мастера спорта подавать. Я бы тебе посоветовал сделать это, пока учишься в УПИ. Здесь тебя все знают, здесь это реальней, чем где-то.
- Дельный совет, спасибо, Моисей. Пожалуй, я так и сделаю. Вернее, точно сделаю! Добьюсь звания мастера спорта, и ты ещё будешь мной гордиться!
- Хорошо, буду, но это не главное. Главное - это ты сам, твой труд, твоё упорство, твоя настойчивость. А куда группу поведёшь через год, ещё не решил?
- Есть одна идея. Мне же после пятого курса придётся уехать в другой город. Конечно, у нас в Свердловске есть радиотехнический завод, есть завод слаботочной аппаратуры. Но скорее всего, распределят в другой город, там тоже молодые специалисты нужны. Так вот, я столько лет отдал нашему турклубу, уходить по-английски не хочется. Вот и появилась идея - собрать пятикурсников, друзей по турклубу и устроить что-то типа прощального похода, чтобы в памяти осталось.
- Это идея хорошая. А конкретней?
- А теперь с учётом твоего совета я понял, что это должен быть поход III категории трудности, он мне нужен для получения мастера спорта.
- По Северному Уралу пойти хочешь?
- Вот тут тоже есть идея. Можно пойти по Северному, а прийти по Приполярному.
- Это как так?
- А вот смотри - поехать на Вижай, дальше на север, на Отортен. По этому маршруту зимой ещё никто не ходил. И дальше по Главному Уральскому хребту на север, на плато Маньпупунёр, оттуда на гору Тельпосиз, это уже почти Приполярный Урал, далее на гору Защита, гору Народную и на Кожим или Косью. По Уральскому хребту так ещё никто не ходил.
- И сколько километров лыжный маршрут?
- Где-то 500 - 600. Много, зато интересно. А чего пятикурсникам вокруг Чистопа ходить?
- А группу-то наберёшь?
- Тебя приглашу. Пойдёшь?
- Не будем загадывать, но пошёл бы.
- Вот всех участников этого похода тоже заранее приглашаю. Ещё Зину приглашу тоже, Павла, думаю, пойдут. Инженеры-выпускники прошлых лет всё время просятся.
- Ну что же, идея хорошая. Желаю успеха .
Поезд прибыл на станцию Котлас. Снова стоянка 20 минут. Снова поход на перрон за газетами и мороженым.
Вот так родилась идея нового похода, лыжного похода III категории трудности зимой 1959 года.
***************
Продолжение повести в главе 12.:
Свидетельство о публикации №225101500213