Колодец в мир иной

Колокольцев шел по дачному участку и радовался ранней весне. Раньше-то, бывало, в его деревенском детстве в апреле они с пацанами вовсю пускали наперегонки по ручьям вдоль дорог кораблики из щепок, а сейчас еще март не закончился, а уже и снега давно нет в помине, и трава пробилась, и почки набухли. Весенняя земля пробуждает в душе исконные крестьянские чувства, хозяйственный глаз не упускает ничего, а память записывает в список дел дело за делом. Вот за зиму перекосились деревянные короба цветочных клумб, а вот от деревянного короба тепличной грядки оторвалась поперечная доска, раструхлявившись от старости. Да, старость!

Какой-то тоненький голосок осторожно твердил, что возраст уже не тот, и силы в нем не те, и не нужно даже планировать столько всего многочисленного и неподъемного - как советовали старцы: Все по силам! Однако старика Колокольцева на слабо не возьмешь, и он отмерял по своему дачному участку метр за метром, пункт за пунктом своего плана работ.

Северный длинный край дачного участка проходит вдоль деревенской дороги, отделяясь от нее красивым высоким забором из оцинкованного профлиста. Граница миров! Там весенняя хлябь, а здесь порядок, хоть порядком и нарушенный зимними непогодами, но все же порядок. Четыре квадратных метр на метр деревянных клумбы с клубникой и земляникой вдоль забора и там же высокие ягодные кусты смородины и крыжовника - ягодным садиком зовет хозяин это место. Следом четыре старых яблони, а перед ними восемь таких же деревянных клумб, но с многолетними цветами. Потом тепличный комплекс из двух теплиц и двух парников, а между ними высокий деревянный шкаф с бочкой для полива наверху. Колокольцев - основательный хозяин. И наконец, поливочный комплекс - маленький детский бассейн, чтобы удобно было набирать в лейки нагретую за день воду. И король участка - колодец!

С колодцем в свое время вышла история. Приехавшие колодцекопатели ходили по участку с проволочной рамкой, делая вид, что ищут воду под землей, но нашли такое неудобное место, что Колокольцев решительно настоял копать там, где заранее нарисовал это на бумажном плане своего дачного участка. Не прокопали и трех метров, как показалась вода, и она стала прибывать - попали на родник! С тех пор Колокольцев гордился и колодцем, и собой.

Подойдя к колодцу исполненным важности шагом, хозяин дачного участка вновь оценил красоту сооружения - обшит по кругу пихтовой доской, закрыт крышкой с люком, спрятан от дождя и снега крышей под зеленым шифером. Колокольцев открыл люк и заглянул в глубину колодезного жерла. Ожидал увидеть свое отражение в воде, но не увидел. Неужели вода ушла? Да, снега зимой было немного, но чтобы уж совсем не стало воды? Может, кто-то где-то что-то перекопал и нарушил гармонию подземных вод?

Колокольцев нагнулся пониже, силясь разглядеть дно колодца, поскользнулся и чуть не рухнул внутрь, но удержал равновесие. Заглянул попристальнее, полез в карман за телефоном, чтобы посветить его фонариком внутрь, и тут уже нырнул в колодец всерьез.

Лететь вниз головой - смертельно опасно, и Колокольцев стал пытаться перевернуться в полете. Не с первого раза, но ему все же удалось перевернуться пару раз зацепившись рукавами куртки за шероховатый бетон колодезных колец. Теперь он летел ногами вниз и уже думал, как бы самортизировать приземление  на ноги, но тут поймал себя на мысли, что летит он слишком долго для семи метров колодезной глубины до дна. Это ошеломило и вызвало страх иного рода, но он все продолжал и продолжал лететь вниз.

Колокольцев оглянулся по сторонам. Он пролетал мимо нескончаемой круглой бетонной стены или это она пролетала мимо него в обратную сторону. Колокольцев стал двигать руками и ногами, и получалось ощущение невесомости, как и полагается в свободном падении. Внизу ничего не светилось и было черным-черно. Вверху еле-еле светился точкой люк колодца, и эта точка света вот-вот исчезнет. Тем не менее, в тоннеле колодца было не темно, а сумеречно.

Не понимая, что с ним такое происходит, Колокольцев постарался отвлечься от сумбурных чувств и подумать о чем-нибудь. О том, что происходит, не думалось, потому что ничего не было понятно. О прошлом думать он не стал, из осторожности не касаясь аналогии с тем, что говорят в опасное мгновение «Вся его жизнь промелькнула перед ним!». Оставалось думать… О будущем?

О будущем! Не о том, что ждет его там, куда он летит, а о том, что было бы с ним, не упади он в колодец, а просто продолжая жить. Мысли потекли. Вот он через год идет по своему саду и навстречу ему бежит подросший за год внук…

Падение замедлилось, и Колокольцев немедленно отметил это. Падение остановилось. Под ногами была твердь дна колодца, и на это дно он вовсе не упал, разогнавшись до приличной скорости, но просто стоял на ногах на твердой глинистой почве. Подняв голову вверх, Колокольцев понял, что прямо над ним открытый люк колодца, и до края люка можно дотянуться руками, что он и сделал. Оттолкнувшись, подпрыгнув, Колокольцев смог подтянуться и забросить локоть правой руки на крышку колодца и кое-как вывалился по грудь, а потом вытащил себя до пояса, а потом перевернулся и сел, свесив ноги в люк и наклонившись назад, чтобы не упираться головой в барабан с тросом к ведру.

Колокольцев откинулся назад еще больше, уперся руками в крышку на колодце и вытащил из люка ноги, а потом развернулся, слез с колодезного сруба и тут же обомлел, а может даже, и рот открыл от неожиданной картины. Колодец был совсем не тот, не его, не так обшит и покрашен, но самое страшное было в том, что вокруг него были совершенно незнакомые места - чужой сад, не свой большого размера сарай и совсем уж огромный дом невдалеке. Куда он попал?

- Деда! Деда! - послышался мальчишеский голос, и Колокольцев обернулся.

В его сторону от огромного дома спешил мальчик. Не его внук, а даже наоборот. Внук Колокольцева - щуплый и шустрый, а этот полненький и еле катился трусцой по дорожке. Толстячок снова закричал, явно обращаясь к Колокольцеву, и только тут старик понял, что это вовсе не “Деда!”, а “Grandpa!”. Странно было и то, что Колокольцев понял мальчика, хотя английского толком не знал.

Тем временем малыш досеменил до колодца и снова заговорил:

- Grandpa! Let's go have some tea and cookies! - и замолк, пытаясь отдышаться от бега, определенно непривычного мальчику.

Странно, но и на этот раз старик понял, что малыш зовет его пить чай с печеньем в дом, и отрицательно помотал головой, отказываясь, и сам того не желая, добавил:

- Grandson! I'm busy now and will come later! Pass it on! - ужасаясь, Колокольцев из своего же ответа понял, что назвал мальчика внуком и отправил его передать кому-то, что зайдет в незнакомый дом позже.

Малыш обрадованно кивнул и в тоже неуклюжей манере побежал к дому, и надо заметить, что это было приличное расстояние, не тот маленький восьмисоточный участок, которым владел Колокольцев… Где? Где владел? Где это он? Старик забеспокоился и разволновался. Он зачем-то заглянул в жерло колодца, наклонился и всмотрелся в глубину - что же там?

Неведомая сила или это он сам так рвался покинуть необычное место и вообще эту непонятную ситуацию, но Колокольцев снова нырнул в колодец и снова полетел вниз, переворачиваясь ногами вниз.

Думать он боялся, как-то связывая с думами неожиданный выход в неизвестном мире, где чужой толстенький мальчик называл его дедушкой, говоря это на английском языке. Но не смог сдержаться. Вспомнил своего родного, настоящего внука, причем именно в такой же ситуации, когда тот бежит от их белого дома с красной крышей по дорожке из бетонной плитки вдоль ряда яблонь и кричит таким знакомым и милым сердцу голосом:

- Деда! Деда! - и почему-то в голосе внука звучат тревога и боль.

Колокольцев пришел в себя. Он лежал, распластавшись на досках крышки колодца, свесив голову в люк, и трясся от энергичных подергиваний - внук тряс и тянул его за штаны, причитая с нарастающей тревогой.

Старик поднялся с досок, еще раз стукнулся головой о перекладину крыши колодца, понял по боли, что уже ударялся головой в том же ее месте, что и сейчас.
Вскрикнул, застонал, схватился рукой за ушиб, присел и обхватил другой рукой испуганного внука. Тот заулыбался и крепко обнял деда.

Теперь у давних друзей есть тайная и веселая задача - доставать из колодца ведром на цепи упавшую в воду дедову кепку. А вода-то в колодце есть - полный колодец!

Сергей Александрович Русаков.
30 марта 2025 года, воскресенье.
Деревня Десна в Новой Москве.


Рецензии