А. Егорин. По русским следам в Сахаре

А.ЕГОРИН. ПО РУССКИМ СЛЕДАМ В САХАРЕ


15 октября 2025 года в 17 часов в ГБУ «Московский дом национальностей» по адресу: ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1 состоится торжественное открытие фотовыставки «Забытые страницы Второй мировой войны и вклад народов Африки в разгром нацизма».



Рассказывает Анатолий Захарович Егорин,
профессор, доктор исторических наук,
руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения Российской академии наук

ПО РУССКИМ СЛЕДАМ В САХАРЕ

В арабские дружественные дали…

В 2025 году  была опубликована статья Анатолия Захаровича Егорина, которая начиналась так:

«Связь русской и арабской культур уходит в далекое прошлое наших народов. Эта связь переплетена политическими, экономическими, духовными узами, которые никогда не прерывались и, надеюсь, в XXI веке получат новый оптимистичный импульс.
Можно напомнить, что визиты посланцев России к арабским берегам относятся еще к XV веку. Первым русским, посетившим, например, самый древний на Синае монастырь Святой Екатерины, был смоленский архимандрит Грефений (1400г.).
Тверской купец Афанасий Никитин  путешествовал  по  Персии и Индии в 1471-1474 годах, останавливался в Маскате и других эмиратах  Персидского Залива.
С тех пор и началось русское паломничество в арабские дружественные дали. Сюда потянулись не только высокопоставленные особы российского двора, но и общественные деятели, дипломаты, военные и торговые люди, многочисленные туристы.
Активно велась переписка между российскими и арабскими лидерами. Можно, в частности, упомянуть обмен посланиями между русской императрицей Екатериной Второй и марокканскими султанами в конце XVIII века, поездки царских особ, включая императора Николая II, тогда наследника престола, в Египет в XIX веке, заходы русских военных кораблей в эмиратские порты в конце XIX века, переписку великого русского писателя Л.Н.Толстого с главным муфтием Египта Мухаммедом Абдо в начале XX века.
И есть много других документов…
Активные политические, культурные и торгово-экономические связи России с арабскими странами вызывали интерес  и в литературно-художественных кругах России. Свидетельства об Арабском мире  можно обнаружить в творчестве Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Достоевского, Добролюбова, Гончарова, Толстого, Чехова и многих других русских писателей, поэтов, публицистов и общественных деятелей. Их очерки и путевые заметки о Египте и других арабских странах широко публиковались в ведущих журналах того времени.
Так, Л.Н. Толстой в период учебы в Казанском университете на отделении арабо-русской словесности изучал арабский язык, знакомился с книгами об арабских народах, их судьбах и культурах и призывал к уважению этих ярких, самобытных культур.
Отметим, что публикации в западной Европе   об арабах вызывали  их отторжение. Льва Николаевича, в частности, разочаровала нашумевшая в те времена (1844-1845гг.) книга французского писателя Жака Араго «Путешествие вокруг света», в которой русский писатель не нашел «достойного уважения к населению Востока».
 Л.Н.Толстой, в частности, записал в своем дневнике: «Путешествие» Араго очень не понравилось мне. Оно проникнуто французской самоуверенностью, как в ученом, так и в моральном отношении».

Добавим:  француз, увлекшись экзотикой, действительно, не посмотрел в глаза ни одному арабу, за что книга вызвала справедливую критику, не только русской, но и арабской общественности.

И вспомнились мне долгие, обстоятельные беседы с Анатолий Захаровичем, когда он приезжал по делам в Тунис. Далее текст написан именно на основе наших разговоров…

Особенно весомым и незабываемым в истории российско-арабских отношений стал XX век. В политическом плане Русские, граждане Советского Союза,  были вместе  с Арабами, «в одном окопе»,  образно говоря,  - и не только образно, но и на самом деле на Фронте …
 На Фронте?
Кто помнит?
Русские и Арабы  вместе воевали против кого?
Позвольте напомнить:
с империализмом,
колониализмом,
 экспансионизмом,
 расовой дискриминацией и другими язвами, которые  были порождены загнивающей элитой Запада.
Минувшее  столетие оставило много фактов оставило в  памяти Человечества.

 И снова позвольте напомнить.
Советские граждане боролись против навязанной арабам мандатной системы в период между двумя мировыми войнами.
Советские люди  всегда поддерживали арабскую сторону в арабо-израильских  конфликтах.
Русские военные участвовали в боевых действиях  в  Африке в 1916-1920, а раньше и в 19-том столетии.  Вспомните хотя бы солидарность  русских с бурами в восстании против английских колонизаторов.
 Русские добровольцы с 1939 года , а затем и присоединившиеся к ним Советские люди  в 1941-1943 гг. били немцев и итальянцев в Северной Африке.
Вспомните и  советских воинов, защищавших свободу и независимость арабских народов  в     1967-1970 гг., когда, позвольте напомнить этот замечательный образ,  «из-под арабской желтой каски синели и русские глаза».
Многие наши соотечественники,  оказавшись невольными эмигрантами после русских революций  1917 гг., в периоды мировых войн, да  и после их окончания встретили  гостеприимство, душевность и отзывчивость арабов. И будем им благодарны!
Только  история Русской Эскадры в  Тунисе хранит столько фактов! И сколько добрых слов сказала Анастасия Александровна в адрес тунийцев.
Приведем  факты и о других странах.
Еще  в 1905 году в Египте был организован сбор средств «жертвам волнений в России», а через 15 лет египтяне  дали приют нашим эмигрантам нескольких волн.
После окончания Первой мировой войны из 50 тысяч солдат и офицеров, воевавших в составе Русского экспедиционного корпуса на франко-германском фронте, куда их послали в обмен на поставку из Франции в Россию военной техники и оружия, 40 тысяч оказались после февральской  революции 1917 года в положении вынужденных эмигрантов.  Они отказались проливать кровь в войне, которую развязали между собой империалисты!  И их заставили  принудительно служить в Марокканской ударной дивизии, во французском Иностранном легионе в Алжире, использовались на сооружении военных объектов по всему средиземноморскому побережью. Около 10 тысяч из них, самых стойких миротворцев, были отправлены на французскую каторгу,  погибли или умерли от болезней. Примерно 20 тысяч были к 1920 году репатриированы в Россию и…
История знает факты, когда  их, вернувшихся в Россию, «белые» заставляли воевать против «красных и тех, кто был против братоубийственной войны, расстреливали…
Судьба многих из  Русского экспедиционного корпуса так и осталась неизвестной.
Я до сих пор ищу  следы своего деда по маминой линии, Стеценко  Ивана, призванного в царскую армию в 1914 году и отправленного во Францию…

Еще несколько слов о Тунисе. В  ноябре 1920 года покинула Русский Крым   армада судов  (128 названий), на борту которых было до  150  тысяч русских.
К последней стоянке в Бизерте, в то время французской военно-морской базе на тунисской земле, пришли  через два месяца 33  русских  военных корабля. На борту было  6388 человек. Они  установили добрые  отношения с местным населением. Тунис стал для многих  вторым  домом. Большинство из них устроилось работать в разных  городах,  поселках и оазисам   но постепенно, из года в год, русская колония, Сент-Экзюпери ее назвал «Русским Карфагеном»,  редела…
В 2005 году Анатолий Захарович Егорин встретился   с  Анастасией Александровной  Манштейн-Ширинской, дочерью старшего лейтенанта А.С.Манштейна, командира эсминца «Жаркий». Тогда она была единственной   свидетельницей. Она  написала книгу воспоминаний «Бизерта. Последняя стоянка», изданную в 1999 году и  в Москве.
 Во время наших встреч Бабу рассказывала о судьбах и моряков, и членов их семей, и    русских военных кораблей…
Тогда Анатолий Захарович мне сказал: «Надо работать в архивах!» И добавил: «Но  то , что мы  уже знаем, и корабли, и те, кто был на них,  -  это  наше!»
Да, это     Русская души.
И не забудем, что    дела Русских вызывали доброе отношение тунисцев. Русский вклад в развитие Туниса огромен!

«Русские следы» в Сахаре

Говорили мы с Анатолием Захаровичем и о «русских  следах», которые остались на севере Африки и от времен Второй мировой войны. Когда начались антифашистская действия армий Англии и Франции  на севере Африки, наши корабли и моряки оказывали помощь союзникам на Средиземноморье, участвовали в обеспечении операций их экспедиционных сил, перенося все невзгоды вместе.
«Сколько наших погибло и утонуло, к сожалению, до сих пор точно неизвестно», тогда считал Анатолий Захарович. Именно он открыл одну печальную страницу Истории Второй мировой войны.
Дело в том, что командовавший немецко-итальянскими войсками в Африке нацист Роммель обратился к гитлеровскому командованию с просьбой прислать… советских военнопленных для сооружения объектов обороны. Просьбу Роммеля удовлетворили. На север Африки в короткие сроки были переброшены свыше 20 тысяч советских военнопленных,  «рабы Роммеля». которые под дулами автоматов в невыносимых условиях строили     траншеи   и  укреппосты на территории   Ливии , а затем и Туниса. Судьба  наших пленных соотечественников  была печальным: несколько тысяч погибли,  И только немногих, раненых,  буквально при смерти, приютили арабы.
 Вчерашние Иваны вырастали, становились Мохамедами и Ахмедами,   женились на местных красавицах, которые их и выходили, И их дети и внуки до сих пор отличаются от своих соплеменников не только цветом волос, но особенно  голубыми и серыми глазами, в которых чувствовалась  «русская терпеливая грусть». Это замеченное Анатолием  Захаровичем мне запомнились на всю жизнь.
Да, мы встречали таких  людей, редко, но встречали.  И души наши вздрагивали от потрясающего внешнего сходства жителей Сахары с русскими людьми. И вспоминаются их рассказы…

…Юг Туниса, оазис Ксар Гилян…
 - Мой дед пел странные песни на неизвестном языке…
 Я начинаю напевать «Катюшу».
- Да, да, что-такое… похоже…
……
…Запах был знакомым. Ливийский офицер, начальник погранзаставы,  пил напиток маленьким глотками, но прикладываясь к пластиковй бутылке с завидной регулярностью.
- Что это вы пьете?
- от моего деда… Он умел готовить напиток, который я и сейчас готовлю из сахара…
- Дай попробовать… Сахару…
Эта сцена нам запомнилась с Алексеем Борисовичем Подцеробом на юге Ливии, в Увейнате…
Вечером офицер, его звали Нуреддин,  выполнил нашу просьбу. Он вернулся в наш лагерь с полной литровой пластиковой бутылкой. И вдобавок вывалил из пакета  кучу маленьких пластиковых пакетиков с желтой жидкостью.
- Что это?  - спросил я, вертя один из пакетиков, на котором было написано made in Cameroun.
- Опять контрабанда…, - ответил Нуреддин.
Я сразу надрезал один из пакетиков и хлебнул…

Анатолий Захарович продолжил свой рассказ…

 Советские дипломаты, а затем и     российские ученые, как рассказал Анатолий Захарович, нашли около 150 человек, оставшихся в живых, от них и узнали о судьбе наших соотечественников, оказавшихся в огне войны, гремевшей на просторах северной Африки, а затем и на ее пепелищах.
Эта   «русоволосая Сахара снова будоражит душу»,   цитирую Анатолия Захаровича…
Вот что он сообщал в своих статьях и книгах:
 «По всему североафриканскому побережью разбросаны кладбища, на которых похоронены те, кто воевал друг против друга. Кладбища британские, немецкие, итальянские, французские. Я объехал всю Сахару, работая в 60-70-е годы в Египте и Ливии, и неоднократно посещал пустыню в последующие годы. К сожалению, я не обнаружил ни одного захоронения русских солдат, тысячами использовавшихся обеими воевавшими сторонами в своих целях. Нет о них упоминаний ни в военном музее в Эль-Аламейне, ни в материалах центра по изучению ливийского джихада в Триполи, ни в других музеях и научных центрах стран-участниц тех событий.
Тем не менее в Институте востоковедения Российской академии наук мы продолжаем докапываться до истины, ворошим архивы, организуем экспедиции, и, надеюсь, встретим понимание и помощь в этом и со стороны наших арабских коллег.
Меня тронуло, например, трепетное внимание тунисцев к нашим усопшим соотечественникам. Их могилы на христианских кладбищах в городах Бизерта и Тунис  приведены в полный порядок. В православной церкви Воскресения Христова, что на авеню Мухаммеда V в самом центре столицы страны,   была установлена мемориальная доска в память о русских добровольцах, погибших в этих краях в годы Второй мировой войны.
Ранее, в 1938 году, в Бизерте на средства русских эмигрантов был построен храм благоверного Александра Невского. Скромный храм-памятник последним кораблям Российского Императорского флота. В нем завеса на Царских Вратах - Андреевский стяг и мраморная доска с названиями 33 кораблей  Русской эскадры... Там же 54 могилы офицеров Императорского флота и чинов русского морского ведомства. Храмы в столице   и в Бизерте реставрированы, надгробные плиты обновлены и служат местом поклонения нынешних и, надеюсь, будущих русских и арабских поколений.
 Стоя у могил и у мемориальных напоминаниях, невольно ощущаешь, что  наши усопшие соотечественники  чувствуют, что они не забыты, и что они обращаются к нам, взывая к   миру.
Именно в Тунисе в 2002 году был опубликован мой очерк «Русские рабы Роммеля», а за ним было опубликовано  и обращение посла Российской Федерации А.Б.Подцероба с просьбой откликнуться тех, кто что-либо знает об этом. Ряд  тунисских исследовательских центров откликнулся и  включил «русскую» тему в программу своих исследований».
В 2005 году произошло знаменательное событие, в котором  он участвовал вместе с Владимиром Владимировичем Беляковым и другими историками. Он рассказывает:
 «В 2005 году, когда весь мир отмечал 60-летие Победы над фашизмом, мы собрались в Тунисе, чтобы еще раз вспомнить о- наших соотечественниках, воевавших здесь в те кровавые и грозные годы великой войны. Они оказались на просторах Сахары по разным причинам. Многих из них навечно и посмертно засыпали пески пустыни. Но мы, пользуясь случаем, еще раз напоминаем и Западу, и Востоку, что мы продолжаем поиски своих соотечественников, покоящихся вдали от родины. Мы рано или поздно,  я уверен, найдем следы без вести пропавших здесь российских  и советских воинов и заставим пустыню Сахару поведать нам свои тайны,  об их   боевых действиях на Севере Африки российских подданных. Надеемся, что со временем узнаем и напишем о каждом из них поименно.
Символично, что в течение 2000-2005 годов арабские и российские ученые провели ряд совместных научных мероприятий, в ходе  которых мы пытаемся дать новый импульс для взаимного изучения двух великих культур, арабской и русской».

Автор публикации - Николай Сологубовский.
Почта    sweeta45@mail.ru


Рецензии