Действие сценическое. Феномен

“Действие сценическое сущее в актёре, что проистекает из него и возвращается через театральное действие обратно в него же”. Ю.В. Кретов, “Действие сценическое. Философема”.
“Театральное действо именно таково: это действие ради действия, и вместе с тем оно выключено из круга осуществлений в мир мнимости, то есть театр: театральные постановки -  не остановки, а становления несуществующего: на театре действие не может осуществиться и тем изжить себя, потому что оно мнимо и условно; как только действие остановлено и движение образа обездвижено, заканчивается и театр. От того и жизнь его не непрерывна, как в быту, а разорвана на внешне разобщённые куски – представления”. С.Д. Кржижановский, “Философема о театре”.
Актёр пребывает в процессе проживания вспышек представлений, поддерживающихся толчками, импульсами рефлексий.
Для актёра это частное индивидуально-феноменальное выражение его способа существования. В статье “Действие сценическое как таковое” я коснулся обнаруженного 40 лет назад в своём театре-лаборатории “Диклон” интересного явления – мерцания тела. Не могу поверить, что тема в течение сорока лет никого из учёных не заинтересовала, тем более, что я об этом писал и неоднократно делал заявления, давая мастер-классы на разных площадках. Я не исключаю, что представители науки обратили на это внимание. В таком случае, почему же до сих пор не захотели обратиться ко мне?
В очередной раз я позволю себе описать открытие: если вы нарисуете символ бесконечности и будете плавно вести взглядом по линии рисунка, то глаза ваши обнаружат воспринимаемую правду через движение зрачков. Но если вы будете двигаться, плавно шагая, представляя мысленно то же движение по линии символа бесконечности, произойдёт нечто, что вам покажется неожиданным. Вот в этом-то “неожиданном” актёрская природа проявит физическую реакцию тела как правду другого порядка – мерцание его или дискретность движений в пространстве. Это и есть “единый психофизический процесс”, проявляющийся с устойчивым постоянством мерцающего тела. Если стороннего наблюдателя не предупредить об этом мерцании, то он будет говорить о том, что что-то происходит, чего он не может понять.
В этом явлении и обнаруживает себя актёрская природа в правде способа существования. Именно она, правда способа существования, и есть основа действия сценического.
Действие сценическое, выключенное из мира осуществлений в мир мнимости и условности в представляемое, становясь действием театральным, обретает это становление через зрителя. К сожалению, С.Д. Кржижановский не раскрыл тему целиком.
При философском взгляде на общие закономерности теряются те частности, которые  в режиссуре крайне необходимы для тематизирования явления. Более того, они становятся определяющими и главными в осмыслении их значимости, выражающейся в знаке.

Благодарю актрису театра и кино Марину Ларину за помощь в сборе и подготовке материала статьи и журналиста Светлану Канаеву за подготовку материала к публикации.


Рецензии