От Ивана до Владимира-вверх или вниз?
Рядом со школой был большой, на всю ее длину котлован. Это последствия строившейся на этом месте каменной церкви, которая перед второй мировой войной из-за неправильного проектирования треснула и развалилась, оставив после себя груду камней и бетонных блоков. Камни эти во время войны использовали для укрепления дорог, а крупные блоки, которые не удалось раздробить, так и лежали на дне котлована. Огромный блок из красного кирпича, скрепленного бетоном, был угловой частью церкви и лежал на том самом месте, где он был частью храма. Видимо при разрушении храма блок этот повернулся, лег на бок и так лежал на краю котлована прямо рядом со школьным крылечком, в нескольких шагах от магазина. Он был похож на корабль, спускавшийся с берега моря в его пучину, и школьники на переменке любили забираться на него, как на палубу корабля. Тем более, что весной, когда таял снег, котлован заполнялся талой водой так, что по нему можно было, как по морю, кататься на льдинах. Но кроме каменных блоков по дну котлована были разбросаны человеческие кости и черепа. Откуда они тут взялись никто не задумывался, хотя скорее всего это были останки людей, когда-то захороненных на церковном кладбище. Ведь церковь на этом месте существовала не один век, если само село существует с времен Ивана Грозного и всегда значилось, как Глодневский стан. Деление России на станы — это историческая административно-территориальная единица на Руси и в России, которая являлась частью уезда или княжества. «Стан» обозначал территорию, а также место временной остановки князя и его дружины для сбора дани и суда, что в итоге стало названием этой части территории. Видимо в результате недавней кровопролитной бойни, эхо которой еще то и дело доносились с полей от подорванных саперами мин и снарядов, у людей притупились чувства сострадания, сопереживания чужой боли, поэтому подростки часто ставили эти черепа на бетонные блоки в котловане и стреляли по ним из рогатки, ощущая себя палачами, приводящими приговор в исполнение. «Приговоренными», естественно, были фашисты. Почему-то кости эти и черепа никто не убирал, не задумывался об их происхождении и захоронении. Только в 1955 году их завалили землей вместе с блоками, когда тяжелыми тракторами С-100, бульдозерами ликвидировали этот котлован. В этот период по всему центру проходили земляные работы- засыпали картофельные ямы на обочине дорог, расширяли и сглаживали дорогу к кладбищу за памятником, делая ее менее крутой и более пологой, а потом снесли все торфяные ямы, которые были на месте озера. Дно бывшего и будущего озера выскребли, углубили, а грунт со дна валами сдвинули на берега. Потом в очередной раз сделали плотину.
Магазин, что нос к носу стоял возле школы, был продолжением школьного процесса. Со стороны школы в этом доме был заготларек, где пожилой и очень общительный мужчина по имени Никишок принимал все, что только можно было найти в селе и в поле: шкурки зверьков, лапки коршунов, большие гусиные перья, кости животных, куриные яйца, мины, освобожденные от тола, стволы винтовок, немецкие коробки от противогазов, каски немецкие и советские, тряпки и многое другое, а взамен мог предложить что-то дефицитное. Например, батарейки для карманного фонарика или выплатить деньгами. А с другой стороны, был магазин, в котором продавалось все: хлеб и конская сбруя, сапоги и одежда, игрушки и школьные принадлежности, растительное масло, хамса, халва, конфеты «подушечки», деревянные ложки и миски, карандаши, ручки школьные и перья к ним, чернильные порошки и таблетка. Тут же стояли ящики с бутылками водки, у которых горлышко закрывалось картонным колпачком и запечатано белым сургучом. Самым популярным товаром у ребят был кедровый орех, которых почти всегда продавался в магазине. У магазина было высокое крылечко и под ним курящие детишки искали и находили окурки. На высоких завалинках магазина можно было посидеть, погреться на солнышке, пощелкать кедровые орехи. А рядом с магазином на площади уже расчерчены класс и по ним на одной ножке вслед за баночкой из-под вазелина или сапожного крема прыгают девочки. Мальчики играют в пристеночек, отбивая монетки об завалинку магазина. Наиболее ходовым продуктом у населения была маленькая соленая рыба хамса. Она шла непрерывно, ее покупали все и иногда бочки с хамсой стояли рядом с заготларьком на улице, что приводило к случаям ее воровства школьниками. Сначала ради забавы, но аппетит приходит во время еды. К тому же дурной пример заразителен и в результате целыми классами приходилось держать ответ перед директором школы.
Свидетельство о публикации №225101500648