К Свету

 
Внешним толчком к работе послужила критика Причащения одним лицом, а потом началось уточнение некоторых вопросов для себя, и в итоге я не жалею о потраченном времени.

Замечу только, что когда в статье используется слово "мы", на самом деле имеется в виду личный опыт, но ведь известно, что чувства у многих бывают схожи.

На Литургии люди собирают все силы ума для осознания своего предстоящего Причащения, и это - самое полезное дело. Конечно, во время самой молитвы, считается, не время богословствовать, но есть много других моментов на службе, подходящих для богословия.
 
Один не святой человек мысленно спросил у Господа Иисуса Христа: "Что означает Причащение?" - и Господь ответил: "Это самый высший дар, который Я даю людям".

Это и ясно тем, кто приходит к Причастию, и потому стремимся к нему. Знаем по соборному опыту исцеляющую силу Тела и Крови Христовой. Каждый раз Бог совершает чудо, и тогда постигается благодать животворящих Христовых Тайн. В Евхаристии Бог даёт оставление грехов и познание вечной жизни, часто обновляет всё наше существо.

Кстати, мы осознаём полную недоступность для разума ведения пресуществления Евхаристических Даров, принадлежащего только Логосу Божества, но опытно каждый раз уверяемся в соединении своём с Живым Богом. Да, в благоговейном благодарении после Причащения, когда настигает безмолвие души,  может легко открываться полное духовное ведение, что великое Таинство вновь совершилось, Христос - здесь, и Христос - Свет, и можно долго духовно познавать в себе Сладчайшего Иисуса.

А когда мы ожидали выноса Чаши, то далеки были от желания проникнуть в непостижимость пресуществления Евхаристических Даров, и это говорит о целомудрии и рассудительности; мы думали только о милости Божией, о великой любви Господа к нам, испытывали себя, чтобы неосужденно причаститься, и просили о том, да поможет Христос победить грех. Но особо стоит отмечать дни, когда получалось причаститься особенно сознательно, приблизиться к ведению о любви к нам Господа Бога. 

Например, многие, наверно, на Литургии вопрошают: "Где ты, Господи?" - и получают представление о том, что Бог в каждом атоме воздуха, в каждой капле растворённой в воздухе влаги, в каждой частице света, и Божественная природа - иная, высшая не только плотности материи, но и ангелов и душ, не имеющая никаких земных измерений,- Премудрая, Вечная и Живая, она разумно проникает своей любовью всех.


 Тридцать три года Божество Иисуса Христа носило, так сказать, тело из плотной материи, как и мы, а после Воскресения плоть Господа изменилась, приобрела безмерно высшие качества. Тело Сына Божия сохранило логос плоти, но больше не имело необходимости постоянно иметь воспринимаемую земными чувствами плотность её. После Вознесения в Единство Святой Троицы плоть Христова стала всеобъемлющей, не имеющей никаких границ. Она и всегда существовала у Бога как логосы человечества и Воплощения Бога Слова, а теперь она стала предвечной идеей, осуществлённой в истории.

 И нам не предлагается вкушать такую плоть, какой она была в земной жизни у Иисуса Христа. Плоть Христа от момента Воплощения была истинно человеческой и обоженной, но она была по земным измерениям плотной, а мы вкушаем, да, ту самую, в которой Сын Божий воплотился, но без уплотнённости материи. Земная материальность телу Христову была нужна для осуществления его деятельности как человека.

 А теперь даруется причастникам Тело и Кровь Христовы, не имеющее, кажется, никаких земных измерений, представляющие собой предвечную идею земной плоти и крови ( в общем - тела) в идеальном чисто духовном выражении логоса материи.

Суть, логос этой духовной материи плоти в том, что для спасения Своего творения Личностное Слово Божие воплотилось в человеческом душевном теле и принесло себя в Искупительную Жертву за людские грехи; а суть духовной крови - историческое пролитие её на Кресте во искупление грехов всех людей.

При этом евхаристические Тело и Кровь Христовы подобны земным по логосу человечества.

В Чаше Причастия плотная видимая материя существует, вероятно, только как материи пшеницы и вина, но эти материи включены в Ипостась ныне пребывающего в Единице Троицы Слова Божия, Господа Иисуса Христа, наполняющего Собой и Своим воскресшим всеобъемлющим духовным Телом весь спасаемый мир. Впрочем, всё написанное мне представляется верным, но много остаётся сверх того в подобном духе.

Когда говорят, что Литургия совершается и на Небе и что христиане присутствуют на Вечери Иисуса Христа, то это так, ибо состояние любви и жажды спасения творений есть неизменное состояние Бога, и оно предвечно. Христос умер на Кресте один раз - в Своей плоти земного Человека, но свойство Божественной Личности по имени Любовь не исчезло и не уменьшилось, и Она источает ту же самую энергию Воплощённого Бога Слово, без какой-либо надобности уплотнения Господом Своего Тела до состояния земных измерений, и не смерть Сына Божия была целью Воплощения, а соединение человека с Богом. И смерть более никогда не нужна, а установленное Им Причастие навеки осталось, и оно всегда необходимо, и пока тот или иной человек творит какой-нибудь грех и нуждается в своём очищении, и ещё не достиг обожения, Бог на Своей Вечери совершает в Логосе Богочеловеческой плоти соединение человека с Собой во оставление наших грехов и в жизнь вечную.


Рецензии
Здравствуйте, Борис!
Как же хорошо Вы написали о Причастии, о принятии Святых Даров.
Человек невоцерковлённый далёк от этого, хотя, вероятно, все же слышал.
Очень понравилось.
Вы смогли донести глубинный смысл При-частия , как Таинства с использованием дорогих и понятных символов в христианстве: хлеб и вино — Тела и Крови Иисуса Христа.

По сути, если правильно понимаю, слово "Причастие" связано со словом
"Причастный", обозначающего того, кто участвует в Таинстве. И он не просто участвует, а соединяется , становится частью и уверяется, как Вы написали, в соединении своём с Живым Богом.

Но как же должен человек поработать над собой, чтобы, действительно, ощутить благоговение, впустить в себя это единение и осознать его? Чтобы пришла мысль о том, "... что Бог в каждом атоме воздуха, в каждой капле растворённой в воздухе влаги, в каждой частице света". Что Он в нас, а мы в Нем и часть Его. Так?

И ещё, не могу не продолжить Ваш текст, так хорошо Вы написали: "Божественная природа - иная, высшая не только плотности материи, но и ангелов и душ, не имеющая никаких земных измерений,- Премудрая, Вечная и Живая, она разумно проникает своей любовью всех."

Спасибо, Борис, с уважением и благодарностью,

Лана Вальтер   15.10.2025 17:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.