К Свету!
Внешним побуждением к работе послужила критика Причащения одним лицом, а последовавшее прояснение некоторых вопросов привело к тому, что я в итоге и не жалею о потраченном времени. Разумно и всей душой принял утверждение Церкви, что мы причащаемся этому же самому Телу Христову и этой же самой Крови Христовой, которая текла в Его жилах, - только невидимым. Сын Божий и ныне Вечно Живый в этом же составе. Ниже я объясню подробнее.
...Может быть, и не совсем невозможно, в основном посредством изучения Святых Отцов и не без молитвы, умозрительно увидеть краешек проходящего в Божьих Небесах ведения о Божественной и Святой Евхаристии, чтобы ещё и ещё раз преклониться пред жизненностью, истиной и непостигаемостью Священного Действия.
Замечу только, что когда в статье используется слово "мы", на самом деле имеется в виду личный опыт, но известно, что чувства и мысли бывают схожи.
На Литургии христиане собирают силы ума для осознания своего предстоящего Причащения, и это - самое полезное дело. Конечно, во время самой молитвы, считается, не время богословствовать, но есть другие моменты на службе, подходящие для богословия.
Один не святой человек мысленно спросил у Господа Иисуса Христа: "Что означает Причащение?" - и Господь ответил: "Это самый высший дар, который Я даю людям".
Это и ясно тем, кто приходит к Причастию, и потому стремимся к нему. Знаем по соборному опыту исцеляющую силу Тела и Крови Христовой. Каждый раз Бог совершает чудо, и тогда постигается благодать животворящих Христовых Тайн. В Причащении Бог даёт оставление грехов и познание вечной жизни, часто обновляет всё наше существо.
Кстати, мы осознаём полную недоступность для разума ведения пресуществления Евхаристических Даров, принадлежащего только Логосу Божества, но опытно каждый раз уверяемся в соединении своём с Живым Богом. Мы причащаемся Божественной Любви. Да, в благоговейном благодарении после Причащения, когда настигает безмолвие души, может легко открываться полное духовное ведение, что великое Таинство вновь совершилось, Христос - Свет, Христос - здесь и действует в сердце человека, и можно долго духовно познавать в своей душе и груди Сладчайшего Иисуса.
А когда мы ожидали выноса Чаши, то далеки были от желания проникнуть в непостижимость пресуществления Даров, и это говорит о целомудрии и рассудительности; мы думали только о милости Божией, о великой любви Господа к нам, испытывали себя, чтобы неосужденно причаститься, и просили о том, да поможет Христос победить грех. Но особо стоит отмечать дни, когда получалось причаститься особенно сознательно, приблизиться к ведению о действии любви к нам Господа Бога.
Например, многие, наверно, на Литургии вопрошают: "Где ты, Господи?" - и получают представление о том, что Бог в каждом атоме воздуха, в каждой капле растворённой в воздухе влаги, в каждой частице света, и Божественная природа - иная, высшая не только плотности материи, но и ангелов и душ, не имеющая никаких земных измерений, - Премудрая, Вечная и Живая, она разумно проникает своей любовью всех, встречаясь с личностью только в её сердце и уме (и в Причастии там же, только задействуя полноту человеческого состава).
Тридцать три года Божество Иисуса Христа носило, так сказать, тело из плотного вещества, как и мы, а после Воскресения плоть Господа изменилась, приобрела безмерно высшие качества. В неземном существовании Тело Сына Божия имеет логос природы человека, но нет у Господа более надобности страдать в земной плоти. После Вознесения в Единство Святой Троицы плоть Христова стала всеобъемлющей, не стеснённой определёнными границами. Она и всегда существовала у Бога как логосы человеческой природы и Воплощения Бога Слова, а теперь она есть осуществлённая в истории Божественная идея Спасения в действии.
Земная, плотная вещественность телу Христову была нужна для осуществления Его деятельности как человека.
И нам предлагается вкушать бессмертную плоть Бога Слово, истинное и Божественное Его Тело, но не в том виде, в каком Христос его носил на земле, а в высшей степени небесное - в Троице Пресвятой во веки веков пребывающее и благотворящее. Да, плоть Христа от момента Воплощения имеет истинную природу человеческую и неотделимую от Божества, но она имела земные измерения, а мы вкушаем, да, ту самую, в которой Сын Божий воплотился, но без чувственно воспринимаемой телесности, или, во всяком случае, недомыслимо, чудесно и сверхестественно воспринимаемой.
Суть, логос этой духовной плоти в том, что для спасения Своего творения Слово Божие воплотилось в человеческом душевном теле и принесло себя в Искупительную Жертву за людские грехи; а суть духовной крови - историческое пролитие её на Кресте во искупление грехов всех людей.
При этом евхаристические Тело и Кровь Христовы подобны земным по логосу человечества и имеют такую же энергию совершения спасения. Мы причащаемся Живого, то есть исцеляющего Христа.
Логос Воплощения Бога Слово неизменно существует, и через него творится дело нашего спасения. Но для не прекращающегося земного соединения с двусоставным человеком Божественный Промысл предвечно определил хлеб и вино, а само их претворение в Тело и Кровь Христову осуществляет Бог в Церкви.
В Чаше Причастия, когда соединяются небесное и земное, первое полностью растворяет второе, и земное теряет актуальность. Впрочем, тема статьи совсем не Претворение, а желание чуть-чуть осознать существование Воплощённого Бога Слова после Вознесения. Материи хлеба и вина, может быть, в какой-то момент использовались Ипостасью ныне пребывающего в Единице Троицы Слова Божия, Господа Иисуса Христа, и Бог совершил непостижимое Таинство их претворения в Тело и Кровь Христовы для духовного здоровья и совершенства Христиан.
Когда говорят, что Литургия совершается и на Небе и что христиане присутствуют на Вечери Иисуса Христа, то это так и есть, ибо состояние любви и желание спасения творений есть неизменное состояние Бога, и оно предвечно. Христос умер на Кресте один раз - в Своей плоти земного Человека, - но свойство Божественного Лица по имени Любовь не исчезло и не уменьшилось, и Оно творит то же самое дело Воплощённого Бога Слово, без какой-либо надобности уплотнения Господом Своего Тела до состояния земных измерений; и не смерть Сына Божия была целью Воплощения, а соединение человека с Богом. И смерть более никогда не нужна, а установленное Им Причастие навеки остаётся необходимым, и пока тот или иной человек творит какой-нибудь грех и нуждается в очищении, и ещё не достиг обожения, Бог на Своей Вечери совершает в Логосе Богочеловеческой плоти соединение человека с Собой во оставление наших грехов и в жизнь вечную.
Если Бог даёт покаяние, то бывает ясно: Господь - не там и не там, а - везде, как Вездеприсутствующий. Разве может Бог когда-то быть не рядом? Встреча происходит в любви к любящему Иисусу Христу. Таинства на то и Таинства, что вызывают благодарение за приобретённую чистоту помыслов. Пытаться исследовать Таинства от и до - потерянное время.
А благоговейные размышления о Божественных действиях в отношении нас, подобные нашему, предпринимаемые между причащениями Святым Тайнам, способствуют сознательности веры. Во время созерцания сама Истина, содержащаяся в пламенной вере, опережая тварный рассудок, приводит к неукоснительному ведению о бытии Божием.
О, великое и священное Таинство! В молитвах ко Святому Причащению сказано всё, что нужно для приобщения Божественным Тайнам Тела и Крови Христа.
Свидетельство о публикации №225101500674
После Причастия задала много вопросы многие: насчет возникшей молитвы с тишиной внутри и как эта тишина спасла меня несколько раз от смерти: я задыхалась то от куска еды, то просто гортань схватывала и я не могла вдохнуть. Но вместо паники я смотрела внутри на тишину и вновь вдыхала воздух. Про сон. Про сына Ивана. Он молчал, но про Ваню ответил. Что все будет хорошо насчет Церкви. С остальным, что не ответил: то это значит, что все хорошо, иначе бы просто сказал, что ошибаюсь. И выпал белый снег, который в стихе "Метелица" я назвала - нарядом невесты.
Я счастлива! Даруй, Боже, сохранить это! Даруй людям увидеть сладость Твою и любовь к ним.
А сон пусть останется мечтой и сбудется. И с батюшкой произошло чудо: ведь до отпуска он сломал ногу. Но вскоре..уехал в отпуск, а сегодня пришел, лифт не доходит до нашего этажа. Но он спокойно поднялся и совсем не было видно, что у него что-то случалось с ногой. Слава Богу, Он нас не оставляет в нуждах наших!В этом Причастии Он обнял меня, как Свое дитя!
Светлана Поплавская-Русская 28.10.2025 17:08 Заявить о нарушении
Вы задержали свой отзыв, и дали его, можно сказать, "с места События", в день Святого Причащения. Поздравляю вас, а также от всего сердца благодарю за столь необыкновенный отзыв. Всё будет хорошо, и мы с вами всеми силами будем стараться не терять в суете благодать таинственного присутствия в нас Живого Бога. Ваш духовник, по-видимому, очень мудрый человек. Дай Бог ему здоровья! Он молится за вас и ваших родных, это так ценно. Впрочем, и все христиане поддерживают друг друга таким образом, своими молитвами. Желаю вам всего самого доброго и милостей Божьих не только в сей благодатный день, а и на всякий день и час!
Борис Силуанов 28.10.2025 19:19 Заявить о нарушении