К Свету!

 
Внешним толчком к работе послужила критика Причащения одним лицом, а потом началось уточнение некоторых вопросов для себя, и в итоге я не жалею о потраченном времени.

Замечу только, что когда в статье используется слово "мы", на самом деле имеется в виду личный опыт, но известно, что чувства у многих бывают схожи.

На Литургии люди собирают все силы ума для осознания своего предстоящего Причащения, и это - самое полезное дело. Конечно, во время самой молитвы, считается, не время богословствовать, но есть много других моментов на службе, подходящих для богословия.
 
Один не святой человек мысленно спросил у Господа Иисуса Христа: "Что означает Причащение?" - и Господь ответил: "Это самый высший дар, который Я даю людям".

Это и ясно тем, кто приходит к Причастию, и потому стремимся к нему. Знаем по соборному опыту исцеляющую силу Тела и Крови Христовой. Каждый раз Бог совершает чудо, и тогда постигается благодать животворящих Христовых Тайн. В Причащении Бог даёт оставление грехов и познание вечной жизни, часто обновляет всё наше существо.

Кстати, мы осознаём полную недоступность для разума ведения пресуществления Евхаристических Даров, принадлежащего только Логосу Божества, но опытно каждый раз уверяемся в соединении своём с Живым Богом. Мы причащаемся Божественной Любви. Да, в благоговейном благодарении после Причащения, когда настигает безмолвие души,  может легко открываться полное духовное ведение, что великое Таинство вновь совершилось, Христос - здесь, и Христос - Свет, и можно долго духовно познавать в своей душе и груди Сладчайшего Иисуса.

А когда мы ожидали выноса Чаши, то далеки были от желания проникнуть в непостижимость пресуществления Даров, и это говорит о целомудрии и рассудительности; мы думали только о милости Божией, о великой любви Господа к нам, испытывали себя, чтобы неосужденно причаститься, и просили о том, да поможет Христос победить грех. Но особо стоит отмечать дни, когда получалось причаститься особенно сознательно, приблизиться к ведению о любви к нам Господа Бога. 

Например, многие, наверно, на Литургии вопрошают: "Где ты, Господи?" - и получают представление о том, что Бог в каждом атоме воздуха, в каждой капле растворённой в воздухе влаги, в каждой частице света, и Божественная природа - иная, высшая не только плотности материи, но и ангелов и душ, не имеющая никаких земных измерений, - Премудрая, Вечная и Живая, она разумно проникает своей любовью всех, встречаясь с личностью только в её сердце и уме (и в Причастии там же, только задействуя полноту человеческого состава).


Тридцать три года Божество Иисуса Христа носило, так сказать, тело из плотного вещества, как и мы, а после Воскресения плоть Господа изменилась, приобрела безмерно высшие качества. В неземном существовании Тело Сына Божия имеет логос природы человека, но нет у Господа более надобности страдать в земной плоти. После Вознесения в Единство Святой Троицы плоть Христова стала всеобъемлющей, не стеснённой определёнными границами. Она и всегда существовала у Бога как логосы человеческой природы и Воплощения Бога Слова, а теперь она есть осуществлённая в истории Божественная идея Спасения.

Земная, плотная вещественность телу Христову была нужна для осуществления Его деятельности как человека.

И нам предлагается вкушать бессмертную плоть Бога Слово, истинное и Божественное Его Тело, но не в том виде, в каком Христос его носил на земле, а в высшей степени небесное - в Троице Пресвятой во веки веков пребывающее. Да, плоть Христа от момента Воплощения имеет истинную природу человеческую и неотделимую от Божества, но она имела земные измерения, а мы вкушаем, да, ту самую, в которой Сын Божий воплотился, но без чувственно воспринимаемой телесности, или, во всяком случае, недомыслимо, чудесно и сверхестественно воспринимаемой.


Суть, логос этой духовной плоти в том, что для спасения Своего творения Личностное Слово Божие воплотилось в человеческом душевном теле и принесло себя в Искупительную Жертву за людские грехи; а суть духовной крови - историческое пролитие её на Кресте во искупление грехов всех людей.

При этом евхаристические Тело и Кровь Христовы подобны земным по логосу человечества. Мы причащаемся Живого Христа.

Логос Воплощения Бога Слово неизменно существует. Но для не прекращающегося земного соединения с двусоставным человеком Божественный Промысл предвечно определил хлеб и вино, а само их претворение в Тело и Кровь Христову является непостижимым Таинством.

В Чаше Причастия, когда соединяются небесное и земное, первое полностью растворяет второе, и земное теряет актуальность. Впрочем, тема статьи совсем не Претворение, а желание чуть-чуть осознать существование Воплощённого Бога Слова после Вознесения. Материи хлеба и вина, может быть, в какой-то момент использовались Ипостасью ныне пребывающего в Единице Троицы Слова Божия, Господа Иисуса Христа, и Бог совершил непостижимое Таинство их претворения в Тело и Кровь Христовы.

Когда говорят, что Литургия совершается и на Небе и что христиане присутствуют на Вечери Иисуса Христа, то это так и есть, ибо состояние любви и желание спасения творений есть неизменное состояние Бога, и оно предвечно. Христос умер на Кресте один раз - в Своей плоти земного Человека, - но свойство Божественной  Личности по имени Любовь не исчезло и не уменьшилось, и Она источает ту же самую энергию Воплощённого Бога Слово, без какой-либо надобности уплотнения Господом Своего Тела до состояния земных измерений; и не смерть Сына Божия была целью Воплощения, а соединение человека с Богом. И смерть более никогда не нужна, а установленное Им Причастие навеки остаётся необходимым, и пока тот или иной человек творит какой-нибудь грех и нуждается в очищении, и ещё не достиг обожения, Бог на Своей Вечери совершает в Логосе Богочеловеческой плоти соединение человека с Собой во оставление наших грехов и в жизнь вечную.

Когда Бог даёт душе покаяние, тогда бывает ясно: Господь - не там и не там, а - везде, как Вездеприсутствующий.  Разве может Бог когда-то быть не в тебе и не рядом? И встреча с Богом происходит в любви к любящему Сыну Божию.  Таинства на то и Таинства, что за них можно только благодарить. Стараться их исследовать - потерянное время, отнятое от молитвы и общения с Богом. А предпринимаемые в свободное время, между причащением Святым Тайнам, подобные нашему благоговейные размышления о Божественных действиях в отношении нас способствуют сознательности веры. 

Происходя светом из мира благодати Святого Духа, из разума святых отцов,  богомыслие  укрепляет церковный опыт благочестного причащения Живоносному Пречистому Телу и Пречестной Крови Владыки нашего Иисуса Христа. О, великое и священное Таинство! В молитвах ко Причащению сказано всё, что нужно для приобщения к Святыне. Во время же благоговейных размышлений, сама Истина, содержащаяся в вере, опережая тварный рассудок, всегда приводит к неукоснительному знанию, что Бог - есть, и открывает Себя в добродетелях человеческих.





 


Рецензии
Борис, добрый день! Это талант от Бога, так описать! Я ждала этого дня, прежде чем написать вам. Сегодня приходил батюшка-папа Иоанн и меня причастил Святых Тайн. Утром, в 7 утра, до Литургии. Слезы полились, когда он после исповеди донес до уст лжицу и причастил Тела и Крови Христовой. Слезы продолжали литься и когда преподнес батюшка запивку. Он, конечно, увидел течение слез, но промолчал.

После Причастия задала много вопросы многие: насчет возникшей молитвы с тишиной внутри и как эта тишина спасла меня несколько раз от смерти: я задыхалась то от куска еды, то просто гортань схватывала и я не могла вдохнуть. Но вместо паники я смотрела внутри на тишину и вновь вдыхала воздух. Про сон. Про сына Ивана. Он молчал, но про Ваню ответил. Что все будет хорошо насчет Церкви. С остальным, что не ответил: то это значит, что все хорошо, иначе бы просто сказал, что ошибаюсь. И выпал белый снег, который в стихе "Метелица" я назвала - нарядом невесты.
Я счастлива! Даруй, Боже, сохранить это! Даруй людям увидеть сладость Твою и любовь к ним.

А сон пусть останется мечтой и сбудется. И с батюшкой произошло чудо: ведь до отпуска он сломал ногу. Но вскоре..уехал в отпуск, а сегодня пришел, лифт не доходит до нашего этажа. Но он спокойно поднялся и совсем не было видно, что у него что-то случалось с ногой. Слава Богу, Он нас не оставляет в нуждах наших!В этом Причастии Он обнял меня, как Свое дитя!

Светлана Поплавская-Русская   28.10.2025 17:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Вы задержали свой отзыв, и дали его, можно сказать, "с места События", в день Святого Причащения. Поздравляю вас, а также от всего сердца благодарю за столь необыкновенный отзыв. Всё будет хорошо, и мы с вами всеми силами будем стараться не терять в суете благодать таинственного присутствия в нас Живого Бога. Ваш духовник, по-видимому, очень мудрый человек. Дай Бог ему здоровья! Он молится за вас и ваших родных, это так ценно. Впрочем, и все христиане поддерживают друг друга таким образом, своими молитвами. Желаю вам всего самого доброго и милостей Божьих не только в сей благодатный день, а и на всякий день и час!

Борис Силуанов   28.10.2025 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.