История неоклассической архитектуры

Бывал во многих странах мира. И всегда восхищался различными зданиями и строениями. И невольно задумывался почему их построили такими.

История неоклассической архитектуры  начинается более двух тысяч лет назад с архитектуры Греции, а затем и Рима.

Пропорции, округлые арки, портики, тимпаны, пять ордеров (дорический, ионический, коринфский, этрусский, композитный) — такова была оригинальная классическая архитектура.

Но Римская империя пала, наступило средневековье, и классическая архитектура исчезла.

На ее месте медленно, но верно возникла готическая архитектура, стиль которой фундаментально расходился со стилями Греции и Рима.

Остроконечные арки, горгульи, узоры и контрфорсы.

До тех пор, пока в Италии 15 века ученые не начали уделять больше внимания римским руинам.

Они внимательно изучали постройки, читали трактат римского архитектора Витрувия, усваивали правила и мотивы классической архитектуры.

Начался Ренессанс.

Такие ученые, как Леон Баттиста Альберти, написали свои собственные книги о классической архитектуре, систематизируя различные порядки, пропорции и особенности дизайна.

И эти архитекторы эпохи Возрождения, изучив правила классической архитектуры, применили их по-новому.

Палаццо делла Канчеллерия (первый дворец эпохи Возрождения в Риме) не обязательно является чем-то, что римляне или греки на самом деле построили бы сами, хотя здесь используются их правила пропорций и те же декоративные элементы.

Это общая, маленькая N неоклассика.


В 16 веке появилась новая форма неоклассической архитектуры — барокко — отчасти в ответ на протестантскую Реформацию.

Барокко по-прежнему опиралось на классические идеи, но играло по правилам и было гораздо более ярким и орнаментированным, чем стиль Возрождения.

Со временем это превратилось в стиль позднего барокко или рококо.

Это была еще более изысканная и экстравагантная форма неоклассицизма, все дальше отходившая от реальной архитектуры Греции и Рима.

Роскошный, яркий, театральный.

Ситуация изменилась во второй половине XVIII века. В частности, люди стали уделять больше внимания греческой архитектуре, которая была более простой и сдержанной, чем римская.

Подумайте о барокко и рококо — теперь посмотрите на греческий храм. Их архитектуры бесконечно  далеки.

После экстравагантности барокко и рококо пришло время для чего-то более серьезного — родилась неоклассическая архитектура с большой буквы N.

Внезапно архитекторы стали проектировать здания, которые греки или римляне могли бы построить сами.

Как Ла Мадлен в Париже.

Этот вид неоклассической архитектуры был гораздо менее декоративным и гораздо более строгим, внушительным и даже довольно геометрическим.

Это не всегда была « точная» копия классической архитектуры, но вы можете видеть, что что-то вроде Британского музея намного ближе к оригинальному греческому дизайну.

И поэтому это было названо Греческим Возрождением; чистейшая форма неоклассической архитектуры.

По всему миру, в основном в Европе, начали появляться здания, которых никто не видел вот уже почти 2000 лет.



Но неоклассицизм, конечно, был глобальным движением, и по всему миру он принимал несколько разные формы.

В США отцы-основатели приняли довольно чистый неоклассицизм, чтобы соответствовать их политическому восхищению римлянами и греками.

Посмотрите на здание  Капитолия США.

С этим колоссальным куполом это, безусловно, интерпретация классической архитектуры, а не чистая имитация.

Но сравните это с барокко, рококо или даже с ренессансом — это все равно гораздо ближе к оригиналу.

В Британии существовало движение, известное как «палладианство», названное в честь архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио и его необычайно простой и гармоничной интерпретации классической архитектуры.

Чизвик-хаус, построенный в 1729 году, является выдающимся зданием в неопалладианском стиле.


Грузинская архитектура также является частью этого более широкого неоклассического движения — не столько потому, что она напрямую имитировала греко-римскую архитектуру, сколько потому, что она придерживалась их принципов симметрии, простоты и пропорций.

Королевский полумесяц в Бате является прекрасным примером.


Неоклассицизм во Франции достиг своего апогея во время правления Наполеона, который считал себя преемником римских императоров.

Это был монументальный, устрашающий «стиль ампир», воплощенный в Триумфальной арке, отсылке к триумфальным аркам Древнего Рима.

Еще есть стиль изящного искусства, в котором вернулись определенные тенденции барокко; чистый, строгий неоклассицизм начал исчезать в некоторых частях мира.

Ко второй половине XIX века во Франции оно вообще исчезло; просто посмотрите на Дворец Гарнье.

Было еще много вариаций неоклассицизма с разной степенью приверженности оригинальной греко-римской архитектуре, но все они были объединены общей тенденцией к простоте и монументальности, вдали от излишеств барокко.

Ренессанс, барокко и рококо являются неоклассическими, потому что они вдохновлены и используют правила древнегреческой и римской архитектуры.

Но настоящая неоклассическая архитектура напрямую имитировала храмы, построенные греками и римлянами.

Важно не слишком увлекаться «стилями» — границы неизбежно размыты, а архитектура — это всегда нечто большее, чем правила и внешний вид.


Рецензии