Аптекарский огород

Этим летом я посетила ботанический сад, известный как Аптекарский огород. И в этом нет ничего удивительного, кроме двух моментов: до сих пор я не была здесь ни разу, хотя прожила в Москве всю жизнь, а сад находится практически в ее центре (вроде бы сложно промахнуться), - и еще я научилась, кажется, брать энергию у природы.

Энергетический круговорот существует (упираться в этом вопросе бессмысленно), от самого космоса до человеческого социума (толпы, вообще-то говоря). Кто-то или что-то (места, объекты, люди) устроены так, что генерируют и отдают энергию. А кто-то или что-то (аналогичный список) ее забирают/потребляют. Энергия бывает разного качества, и не каждый может взять ее из любого источника, годится только свой, к которому приспособлен. Тут много нюансов. 

Про бытовых энергетических  ВАМПИРОВ  слышали? Думаете, враки? Вы же знаете, что нет. Но это, не побоюсь этого слова, низкий уровень, да и продукт будет так себе, уже не раз пережеванный. Выше идет ключ Иппокрены и вот, непосредственный контакт с деревьями, бабочками, звездами.

В не облагороженном присутствием человека лесу мне всегда было в лучшем случае неинтересно, в худшем вообще не по себе. Прислониться спиной к березе и почувствовать себя поздоровевшей не работало – расслабиться не получалось, спине было неудобно, а сверху сыпались труха и прочие жучки. Меня тянуло на вернисаж, увидеть этот лес и эту березу пропущенными через чье-то художественное восприятие и в багетной упаковке. Тогда моя электролампочка могла подзарядиться и начать излучать сама. И вот наконец если не лес, то парковые зоны открыли мне свои объятия/ресурсы. Я начала находить в них особую прелесть. Подобные места носят явные следы человеческого прилежания, но еще не перешли из просто пейзажа в его художественно-жанровый вариант.   

ПОХОД  в Аптекарский сад/огород сначала напоминал  ПРИКЛЮЧЕНИЕ:  нужно было, проходя по проспекту Мира, не проскочить вывеску на многооконном фасаде, затем подняться по лесенке на второй этаж, затем пройти здание, напичканное разными кафе и ресторанами, насквозь, далее по другой лесенке спуститься – и, наконец, вот он, вход в  ЗАПОВЕДНИК  цветов и трав. 

Побродив по этому незнакомому мне прежде месту, я поняла, что пришла сюда вполне вовремя. В последние годы проводилась масштабная  РЕКОНСТРУКЦИЯ  сада и оранжерей, и вот именно сейчас все находится в настолько замечательном виде, насколько этого можно пожелать. Даже грот работает, а запущен был всего-то пару лет назад.

ОРАНЖЕРЕИ  вообще восхитительны. Здесь и коллекция невероятных представителей флоры, и утонченная эстетика, что для любителей вернисажей вроде меня особенно дорого. Если бы я разрабатывала дизайн своей оранжереи, я бы тоже постаралась совместить современное стеклянное палаццо с романтическими руинами. Главный фасад старой оранжереи, обращенный ко входу в сад, был сохранен как его визитная карточка, а старые стены, очищенные до кирпичной кладки, органично вошли в новый внутренний интерьер составной частью. Это нужно видеть.

Вырезная-сквозная  МОНСТЕРА,  которую я нарисовала себе на память, чрезвычайно хороша. Листья этой пальмы выглядят настолько выигрышно, что часто используются в декоративных композициях. Монстера может стать изюминкой зимнего сада. Но на самом деле в оранжерейном дворце такой красоты – в ассортименте, глаза разбегаются.

А потом – снова парк, где чудесные виды и открытия на каждом шагу. Здесь и задумчивая  ВИНОГРАДНАЯ  АЛЛЕЯ,  этот длинный зеленый туннель, ведущий через царство лиственной тени. И флорентийский колодец (говорят, подлинный) в огороде лекарственных растений. И  ЛИСТВЕННИЦА  ПЕТРА  ПЕРВОГО, конечно. Я лично верю, что царь мог ее посадить собственноручно, поскольку не был белоручкой. Во всяком случае, Аптекарский сад/огород для медицинских нужд был учрежден по его указу, это исторический факт.

Лиственница древняя. Собственно, это инвалид, которому стараются продлить существование, устраивая подпорки и защиту в виде железного покрытия, однако он и сам живучий. Раскидистые ветви подпирают небо. Запрокинешь голову – и смотришь, пока не устанешь. Жизнь деревьев может быть долгой: вон, дубам в Коломенском аж по пять-шесть веков. Эта лиственница молода по сравнению с ними – три сотни лет. Но по сравнению с нами зато… о, что и говорить.

И так странно легко дышится рядом с коричневой вертикалью ее ствола. Так спокойно и свободно на душе, когда проходишь по дорожкам вдоль зеленых полян через заросли различных деревьев и кустов, когда из-под навеса ивовых ветвей смотришь, облокотившись на деревянные перилла, на затянутую зеленью ряски гладь Старого пруда… и там камыши у берега, и стрекозы поблескивают перламутром. Над моей головой шелестит листва, и уходить мне отсюда совсем не хочется.
(13.10.2025) 


Рецензии