Тума?
В 2025 году мне сделали операцию и поставили электрокардиостимулятор. С таким прибором в теле нежелательно проходить через рамки металлоискателей, установленных в настоящее время на вокзалах и аэропортах. Тем самым были сильно ограничены маршруты моих путешествий, которые я планировал совершать, уйдя на пенсию. Немного поразмышляв, я решил путешествовать на личном автомобили по небольшим городам и посёлкам, расположенным в Европейской части страны. Решение это было не спонтанным, а продуманным. Я часто ловил себя на мысли, что не плохо бы поездить по стране и посмотреть, как сегодня живёт простой народ. Жизнь в столице в этой части не являлась показателем. Причём хотелось проделать это неспеша, без объяснений экскурсоводов. Тем более, что организованные экскурсии для туристов, как правило, охватывают знакомство с различными монастырями, церквями и прочее. Я их уже посмотрел много, они у меня в памяти перемешались, да и особого толку в этих просмотрах я для себя не находил. Хотелось почувствовать, чем живут сегодня люди в разных местах, где работают, как зарабатывают на жизнь, к чему стремятся. Поэтому я стал просматривать карту местности с радиусом обзора около пятисот километром от Москвы по разным направлениям, чтобы выбрать маршруты таких поездок. В южном направлении я часто ездил на свою малую родину в Орловскую область. Поэтому мне казалось, что я имею представление, как там живут и я решил проанализировать восточное направлении в сторону Рязани. Просматривая карту, я обратил внимание на название небольшого населённого пункта, а именно, на посёлок городского типа с названием Тума (примерно 200 километров от Москвы). Это название меня заинтересовало, так как я недавно прочёл новый интересный роман Захара Прилепина, названный им: «Тума». Роман посвящён событиям, происходящим в XVII веке в казачьей среде на юге страны. В центре событий, описываемых в романе, жизнь легендарного атамана Степана Разина (Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году). Мне вдруг захотелось уяснить, есть ли какая-либо связь в названиях романа и населённого пункта.
Я стал перечитывать страницы романа, где были упоминания и описания, что же обозначает слово «тума». Потом просмотрел сведения в интернете о населённом пункте «Тума». При этом пытался найти, какие-то схожие моменты. Явно их не было. Но, тем не менее, я для себя отметил, на мой взгляд, общий признак в этом слове, использованном для различных объяснений. Суть этого общего признака я увидел в истории мест, где появились эти названия.
Упоминание о поселении Тума (в Рязанской области) корнями уходит в XVI век (первое упоминание в летописи датируется 1518 годом). Это была глухомань. Там, в этой глухомани, чтобы скрыться от властей селились мещёрские казаки, наверное, первые казаки на Руси. Мещёрские казаки упоминаются в документах с 1491 года. Главные их силы были в порубежье с ногайскими татарами, в том числе, земля рязанская. Считалось, что зона вокруг Тумы являлась самым разбойным местом. Существовала даже поговорка: «Проедешь от Тумы до Окатово – доедешь до Саратова!». Окатово – местечко в сорока километрах от Тумы в сторону Гусь-Хрустального.
А «тума» в романе Захара Прилепина определяет прозвище мужчин, родившихся от казаков, которые в жёны себе привозили турчанок, либо татарок. С татарского языка слово «тума» переводится, как «отпрыск, потомство…». Поэтому корнями, по-видимому, это прозвище также уходит в те времена, когда появилось казачество. Из повествований романа «Тума» можно увидеть, что казачество большую часть своей жизни в те времена занималось разбоем. И отпрыски казаков «тума» ничуть не уступали другим казакам в ведении такой разбойной жизни, хотя эти отпрыски не всегда признавались настоящими казаками. Степан Разин был «тума» и его не сразу приняли в казаки. Этот вопрос решал казачий «круг».
Может быть селение Тума и получило такое название из-за того, что там селились казаки-разбойники «тума» – потомки русских казаков и турчанок? Судьбы русских и татар в тех местах, и в то время, сильно переплетаются.
Из общедоступных источников (Википедия) известно, что на рязанских землях казаки селились уже в XV веке. Об этом писал известный российский историк Соловьёв С.М. в своих трудах «История России с древнейших времён» (29 томов, издававшихся с 1851 по 1879 годы). Старинный русский историк В. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из двух мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской, 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены». Известный историк донского казачества В.Б. Броневский также сообщает, что «царь Иоанн Васильевич мещорских казаков, живших по разным городам, перевёл на Дон. По сему сих мещорских казаков и должно почитать родоначальниками донских казаков».
Мещёрским краем или Мещёрой называют часть Мещёрской низменности, находящейся в Рязанской области. Населённый пункт Тума, находится, как раз, в этих местах.
Надо полагать, что переселение казаков из Мещеры на Дон заняло какое-то время. В это время на землях Мещёры жили и казаки, и татары. Можно предположить, что совместное проживание, а также набеги казаков на поселения ногайских татар с захватом татарских женщин, способствовали бракам между русскими казаками и татарскими женщинами. Потомство от таких браков, по-видимому, там и получило прозвище «тума», а уже потом оно перекочевало и на Дон. Вот в честь таких казаков – разбойников «тума», по-видимому, и было названо селение Тума в Рязанской области.
Попытка найти такое объяснение названия посёлка Тума в его опубликованной истории не увенчалась успехом. В основном там превалирует версия, что название Тума происходит от слова «дуб» мокша-мордовского языка. В средневековье территория Тумы была частью леса, где люди почти не жили. Поэтому название дуб, дубрава, вроде бы является логичным определением места, где находилось селение Тума. Можно предположить, что и название «тума» потомков казаков-разбойников и татарских женщин обусловлено тем, что они рождались в этой глухомани - «тума».
Мои поиски по этой теме показали, что кроме посёлка Тума в Рязанской области на территории бывшего СССР существовали и ныне существуют населённые пункты с таким же названием – Тума. Так в Казахстане нынче есть четыре таких населённых пункта, а именно:
- село в Индерском районе Атырауской области;
- сёла в Жарминском, Куршимском и Тарбагатайском районах Восточно-Казахстанской области. В этих местах дремучих лесов и дубрав нет. Поэтому название поселений словом Тума, определяющим лесную глушь, по-видимому, не совсем корректно.
Село Тума в Индерском районе Атырауской области находится в Орликовском сельском округе. Село Орлик ранее называлось станица Орловская, которая входила в 3-й Гурьевский отдел Уральского казачьего войска. А сёла Тума в Восточно-Казахстанской области находятся в зоне расположения Семиреченского казачьего войска на реке Иртыш.
Отряды казаков появились в Казахстане после 1840 года. Известно, что эти казаки, как и их предки, и здесь также занимались захватом мусульманок, которых делали своими жёнами.
Казачество в Средней Азии зародилось искусственно, по воле российского правительства.
Жизнь казаков здесь замыкалось узким кругом — казарма и набег. Такая жизнь ни в чем не походила на жизнь казаков в Запорожской Сечи и на Дону. В Сечь и на Дон шли люди своей волей, а на Иртыш гнало начальство. Там женщину из опасения соблазна гнали; здесь искали ее, искали усиленно: делали набеги в степь за киргизками, в лучшем случае выменивали девочек и, вырастивши, обращали их в жены. Русская женщина была редкостью. Поэтому появление отпрысков с прозвищем – «тума» здесь были не редкими.
Исходя из сказанного выше можно предположить, что названия населённых пунктов словом «Тума» обусловлено проживанием в этих местах потомков казаков и мусульманок. Наверное, там, где казаки, там и «тума»!
октябрь 2025 год
P.S.
Содержание очерка с названием «Тума?» 16.10.2025 года я опубликовал на российском литературном портале «Проза.ру». А уже 23.10.2025 года я приехал в этот рабочий посёлок Тума на автомобиле, с целью не откладывать в долгий ящик свой цикл путешествий, о котором сообщал в начале очерка. Посёлок меня ничем не удивил. Он был очень похож на мой родной райцентр Покровское в Орловской области: такие же люди, тот же говор, аналогичные строения, только, правда, он расположен на равнинной местности, а Покровское на буграх. Следуя информации из интернета, попытку дать обоснование названия посёлка «Тума» недавно сделал писатель Алексей Гушан, который сравнительно недавно поселился в этом посёлке и открыл свой музей. Согласно его версии «тума», исходя из толкований эрзянского языка, обозначает слово «дуб». Поэтому первым местом моего посещения Тумы стал именно этот музей. Над входом в этот музей вывеска гласит: «Дом-музей тумского сказителя «Были-небыли»». Калитка была заперта. Но на мой настойчивый стук в эту калитку ко мне вышел его хозяин. Он представился, как Алексей Гушан – хозяин музея. Он не пригласил меня на территорию музей, сказав, что музей не работает. Я изложил ему причину своего заезда сюда и передал рукопись очерка с моим обоснованием названия посёлка Тума. Поговорили. Алексея Гушан не заинтересовало моё видение происхождения названия посёлка. Было видно, что его больше устраивает, предложенная им версия от слова «дуб». Я не стал спорить. На прощанье я подарил ему свою книгу «Ностальгия», обратив внимание, что там есть очерк «Родной край: земля и люди», в котором я рассказываю об орловском краеведе А.М. Полынкине, который по крупицам собирает информацию об истории края, и который также создал краеведческий музей. Немного рассказал о его успехах и предложил на территории музея создать библиотеку. При этом пообещал, если такая библиотека появится, то я передам в неё определённое количество книг, в том числе классиков, связанных с историей этих мест. На том и распрощались.
После Тумы мой маршрут предусматривал посещение Музея-заповедника поэта Сергея Есенина, который находится в городе Спас-Клепики в 20-ти километрах от посёлка Тума. Там, в Спас-Клепиках, в местной школе в 1909-1912 годах учился Сергей Есенин. Сейчас в здании школы располагается музей поэта, здесь можно увидеть парту, за которой он сидел, его любимые книги, а также автографы первых стихов. При посещении этого музея я сфотографировался за партой, где когда-то сидел Есенин, а потом также сфотографировался у памятника ему во дворе школы. Этими своими действиями я постарался, как бы отдать дань памяти великому русскому поэту, которому 3-го октября 2025 года исполнилось 130 лет со дня рождения. Больше всего в музее меня порадовали, работающие там люди. Радушные и доброжелательные женщины. Настоящие русские женщины-матери.
На этом моё первое путешествие в выбранном ключе было закончено. Но выводов о жизни в этом районе я пока делать не стал. Они впереди.
24 октября 2025 года
Свидетельство о публикации №225101601173