Неизбежность деградации сословного общества

Преамбула. Истошный глас прозревшего объективизм Истины нищеброда, морально расплющенного убийственно-жестокими реалиями окружающей жизни.

«Если Вы работаете на низкооплачиваемой должности в непрестижной сфере. Если Ваш источник доходов лишь Ваша невысокая зарплата и её хватает только на самое необходимое. Если Вы проживаете в старой «хрущёвке», а то и в съёмном жилье. Если у Вас нет родственников или хороших знакомых среди высокопоставленных должностных лиц. Если Ваши умственные способности на уровне среднестатистического гражданина и Вы старательный и исполнительный работник без вредных привычек. Если Ваши родители не оставили Вам большое наследство. Если у Вас нет и не будет денег чтобы заплатить за образование Ваших детей.. То Вы до самой смерти останетесь тем, кто Вы есть сейчас! А судьба Ваших детей будет точь-в-точь повторять Вашу! Вы останетесь в своей социальной группе! И Ваши дети останутся в ней! Без вариантов…»


Когда общество в значительной степени достаточно однородно, как это наблюдалось в советское время, особенно – в пятидесятые годы, взаимопонимание между людьми достигает своего наивысшего состояния. Этому способствуют довольно схожие условия жизнедеятельности львиного большинства членов общества, когда примерно одинаковы и уровень культуры граждан, и образованность, и направленность воспитательных процессов, но главное – один и тот же понятийный аппарат людей всех социальных сфер. Именно в то время основной массе советских людей казалось, что их житьё-бытьё протекает в соответствии с принципами всеобщего братства и истинной справедливости, когда никто не сомневался в гарантированности равного доступа всех членов общества к общенародному достоянию страны без каких-либо особых привилегий некой избранной группы населения. Такую убеждённость советских людей об их всестороннем равноправии в течение всего периода существования СССР всемерно и весьма эффективно поддерживал агитационно-пропагандистский аппарат компартии Советского Союза. И эта убеждённость настолько крепко закрепилась в сознании граждан, что продолжает определять миропонимание простых людей и в тех кардинально иных условиях жизни, которые ныне существуют в современной России, общественно-политический строй которой изменился, став капиталистическим вместо социалистического времен Советского Союза.

Главное, чего сегодня не понимают многие россияне, состоит в открытом восстановлении сословного характера общественных отношений в стране, отдалённо походящих на сословность социума Российской империи при царской власти. Надо сказать, что некая сословность в неявном виде существовала и в Советском Союзе, но советские люди в своём большинстве ничего не знали о ней, поскольку в обществе весьма активно с высокой долей успешности функционировали социальные лифты, позволяющие талантливым людям свободно пересекать чисто условные межсословные границы. И даже  после госпереворота 1991 года россияне, то есть бывшие советские люди, продолжали свято верить в постулат того, что положение человека на лестнице социальной иерархии в основном зависит только от его способностей, не осознавая того факта, что возродившаяся сословность в виде, аналогичном индийской системе варн, фактически отменила социальные лифты и возвела мощные межсословные границы, преодолеть которые человеку какой-либо варны при его желании перейти в другую варну стало практически невозможно.    

Чтобы у нынешнего состава россиян не возникало необоснованных иллюзий в части ложного самомнения о том, что талантливость выдающихся способностей человека из социальных низов позволит ему взобраться на вожделенную им ступеньку существующей в России сословно-социальной лестнице, полезно привести характеристические особенности сословной (варновой) градации российского общества в индийском терминологическом обозначении отечественных сословий.
 
Брахманы. Высшая варна. Слой высшего чиновничества самых высоких эшелонов власти. Основные функционеры в министерствах и ведомствах. Депутаты ГД и члены СФ. Губернаторы. Мэры крупных городов. Олигархат. Религиозные служители. Крупные учёные.

Кшатрии. Силовики: ВС, ФСБ, ФСО, СК, прокуратура, судебные органы, Росгвардия, МВД.

Вайшьи. Банкиры. Владельцы и акционеры корпораций различного профиля. Бизнесмены.

Шудры. Рабочие. Крестьяне. Учителя Младший и средний медперсонал. Рядовые банковские работники. Офисный персонал. Мелкие коммерсанты.   Младшие научные сотрудники. Пенсионеры.

Неприкасаемые. Прекариат. Маргиналы. Бомжи. Асоциальные элементы.


Либералы в лице умников из НИУ ВШЭ постарались приведённую классическую градацию общественных сословий подменить собственным представлением о подобной сословной разблюдовке, что было опубликовано  ими в марте 2025 года на страницах журнала «Экономическая социология». Либеральные социологи поделили россиян на сословные классы в соответствии с потребительскими стандартами – «комфорт», «норма», «жить можно» и «очень тяжело», для чего в зависимости от уровня дохода выделили четыре типа «идеальных семей».

Первый тип семейного потребительского стандарта – «комфорт»  – предполагает некоторую элитарность и большие возможности во всех сферах потребления. Зачастую такие граждане обладают несколькими квартирами, загородными домами и авто европейских или японских брендов. Они могут позволить себе поход в ресторан «без повода», употребляют качественную еду, дорогой алкоголь и носят одежду премиум-класса.

Семьи в категории «норма» не могут позволить себе излишеств, хотя и обладают достаточными возможностями: владеют автомобилем среднего или экономкласса и употребляют в пищу качественные белки. Такие семьи могут позволить себе деликатесы на праздники и время от времени выбираются в ресторан. Люди из категории «норма» проживают в комфортном отремонтированном жилье – у супругов и детей есть отдельные комнаты.

Люди в статусе «жить можно» ограничивают себя в определенных товарах и услугах: в их рационе преобладают крупы, картофель, консервы, животный белок представлен преимущественно замороженным мясом и полуфабрикатами. При выборе товаров они часто ориентируются на скидки, редко употребляют сезонные фрукты, а алкоголь могут позволить только среднего качества. Как правило, у таких людей в семье есть машина, но старая и с большим пробегом. Возможность обновить авто у них отсутствует. Такие семьи проживают в стесненных условиях: зачастую на одной территории уживаются несколько поколений. Доставкой продуктов эта категория граждан не пользуется, иногда могут позволить себе поход в заведения фастфуда.

Граждане в стандарте «очень тяжело» находятся практически на грани выживания. Рацион таких семей отличается скудностью и однообразием. Они покупают недорогие продукты с высокой калорийностью, часто по акциям или с истекшим сроком годности. Люди из этого сегмента не могут позволить себе купить простые продукты – фрукты, овощи, рыбу и шоколад, а также качественную одежду. Кроме того, этот стандарт не предполагает наличие автомобиля и комфортного жилья, в котором члены семьи имеют свое личное пространство. Также потребители стандарта «очень тяжело» не могут себе позволить купить бытовую технику или обновить ремонт в квартире.

Таким образом, современные умники от социологии могут представить ещё какие-нибудь самые необычные системы сословной градации общества, что однако не отвергает общего состояние градационности населения на традиционные четыре варны. При этом нельзя не отметить, что по мере упрочения сословной раздробленности общества членам различных сословий всё трудней достичь взаимопонимания, то есть в обществе постепенно формируются пять, если к рассмотрению присовокупить и неприкасаемых, расходящихся в разные стороны миров, представители которых через какое-то время полностью перестанут воспринимать в каком-либо качестве друг друга. 


9.05.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии