Как Ашвины Гаруду перехитрить пытались
В славные времена, когда боги вкушали на небесах амриту, а демоны строили им козни, жили-были два брата-близнеца, Ашвины — врачи божественные. Были они юны, прекрасны и до безобразия любопытны. И уж очень им хотелось попробовать того самого эликсира бессмертия, что хранился в небесных чертогах под замком, толще горы Меру.
«Эх, — вздыхал один, — каково оно, братец, бессмертным быть?»
«А того и мы не знаем, — отвечал второй, — ибо нам амриту не выдают. Дай, думаем, стянем кувшинчик, да сами и испытаем!»
Была одна загвоздка: понятия не имели они, где именно Индра тайник свой спрятал. И решили они спросить у того, кто знает всё и вся — у царя птиц, могучего Гаруды, ездовой птицы самого Вишну.
Примчались они к гнезду Гаруды, что находилось на вершине Кальпаврикши, древа желаний. Сидел Гаруда, чистил перья да клевал золотые яблоки.
«О, крылатый владыка! — молвили Ашвины, подобострастно кланяясь. — Скажи нам, где хранится амрита? Поделись с нами знанием!»
Гаруда лишь фыркнул, так что листва с древа желаний осыпалась: «Что?! Вы с ума сошли, юнцы? Индра меня на котлеты изорвет, а перья мои на опахала пустит! Ни-ко-гда! Идите отсюда, не отвлекайте от трапезы».
Но Ашвины не сдались. Головы их, привыкшие к медицинским хитростям, тут же родили план хитрее хитроумного Брихаспати.
«Постой, о Гаруда! — воскликнул первый брат. — Мы, как врачи, можем тебя на часок в коня превратить!»
Гаруда насторожился: «В коня? Мне, царю птиц, в травоядного? Это ещё зачем?»
«А вот зачем, — подхватил второй. — В образе коня ты нам всё про амриту и расскажешь. А потом мы тебя обратно в орла вернём! И кто докажет, что это ты болтал? Орёл-то — молчок! А конь — так, мимолётное видение. Индра спросит: "Гаруда, это ты проболтался?" А ты отвечай: "Я? Ничего я не говорил. Вот мои свидетели — перья мои целы, честь незапятнанная!"»
Гаруда задумался. Логика была, что называется, железная. Да и посулы братьев соблазнили его.
«А что мне за это будет?» — спросил он, сверкая глазом-самоцветом.
«Часть амриты! — хором воскликнули Ашвины. — Станешь бессмертным вдвойне!»
Жадность затмила разум царя птиц. «Идёт!» — прокаркал он.
Мгновение спустя на поляне стоял великолепный белый конь, который на чистом санскрите, слегка ржа, принялся выкладывать братьям все тайные тропы к хранилищу амриты. Ашвины, ликуя, всё запомнили, а потом щелчком пальцев вернули Гаруду в его орлиный облик.
«Договорились! — просипел Гаруда, расправляя крылья. — Теперь вы знаете. Действуйте!»
Но не тут-то было. Над поляной прогремел гром, и из-за тучи появился сам громовержец Индра, сидящий на белом слоне Айравате. Лицо его было пурпурным от гнева.
Индра: «Так-так! Планируете кражу с взломом? А вы знаете, что в небесной канцелярии всё слышно? Особенно когда кто-то превращается в коня и начинает ржать государственные тайны!»
Гаруда сразу же съёжился: «Я ничего не говорил! Это был конь! А я — орёл! Орлы молчат!»
Индра (обращаясь к Ашвинам): «А вы, горе-целители, думали, ваш трюк с подменой личности сработает? В моём резюме есть пункт "Всевидящее Око", между прочим!»
И обрушил он на них свою мощь. Голову того самого болтливого коня (которую он, как улику, материализовал из воздуха) он швырнул в ближайшее космическое озеро, и она потонула на самой бездонной глубине.
А братьев-Ашвинов за их хитрость он покарал так: одного превратил в огромного слона, а второго — в неповоротливую черепаху.
Индра: «Хотели бессмертия? Получите вечную задачку! Проклятие я сниму только тогда, когда вы достанете со дна озера голову того коня!»
И вот с тех самых пор и по сей день длится их мучительная эпопея. Черепаха, тяжело вздыхая, ныряет на дно. Она видит в темноте мерцающую голову коня, тыкается в неё носом, пытается поддеть ластом, но у неё сил не хватает оторвать её от илистого дна. Вынырнув, она говорит слону: «Братец, она там! Прямо там! Иди, доставай!»
А слон, заходя по уши в воду, безнадёжно тянет хобот ко дну, но ему не хватает длины. Он лишь поднимает муть со дна и фыркает пузырями: «Не могу я нырять! Дно слишком глубоко!»
Так они и бродят по берегу озера — один не может нырять, а второй не может поднять. А голова коня так и лежит на дне, немым укором напоминая всем о том, что даже самая хитрая уловка не ускользнёт от гнева Индры и что некоторые секреты, особенно про амриту, лучше всего уносить с собой в молчании.
Свидетельство о публикации №225101601243
Автор, явно с любовью относится к теме Священных Вед, и при этом пересказал сюжет мифа очень тонко, без опошления современным сленгом. Браво Вадим!
Лихобор -Михаил Зверев 19.10.2025 13:16 Заявить о нарушении
