Анонс. Представление просветительского проекта
Цель проекта: просветительская
Содержание проекта:
— издание и распространение книги (книг), печатной продукции (тексты, сложившиеся при моём посильном участии);
— уточнение структуры лекционно-семинарского курса (цикла авторских бесед, встреч со слушателями), наработка начального опыта, развитие курса;
— подготовка и распространение аудио-визуальных материалов курса.
Общая характеристика курса могла бы быть обозначена, как «Просветительские беседы на стыке светского и религиозного языков и способов мышления».
Ожидаемая аудитория: большей частью молодёжная, большей частью имеющая или получающая образование выше средней школы, большей частью гуманитарное, большей частью материалистического, атеистического или неопределившегося мировоззрения. При этом «большей частью» совсем не значит «исключительно».
Вариант названия книги: «Беседы о человеке и человеках (следовательно, о каждом из нас, о том, что мы назовём нашими внутренним и внешним мирами)»
Живому, алчущему правды уму и открытому сердцу.
Вариант названия книги или интернет ресурса: «Жизнь человека, что же это? Сверимся. Цикл бесед»
В качестве «дани» современному, во многом технологическому сознанию, возможен несколько категоричный, в чём то даже провокационный, но внятно «расшифровывающий», вариант подназвания: «Жизнь. К инструкции по применению»
Восприняв предложенное нашим курсом системное знание, слушатель вряд ли сможет остаться прежним. Уверен, не сможет, не получится уже.
Информация, которую слушатели курса примут и научатся принимать, имеет, по моему разумению, наивысшую ценность, пользу. Ценная информация несёт принимающему её и другим благо. Такая информация — Благая Весть.
Ценность усвоенной информации измеряется последствиями (в том числе отложенными) для жизни отдельных индивидуумов, а также и тех, кто вовлечён, связан с их жизнью (то есть близких), а через это и большего количества людей. Истинная (не ложная) информация, будучи воспринятой, способствует избежанию ошибочных мыслей и действий, линий поведения, жизненных путей — тем спасает. Спасительная информация.
Вариант названия курса: «В самой простой из возможных манере о гранях, содержаниях философского и религиозного знания и опыта, как таковых, в том числе, об основах православия глазами современного горожанина».
Прежде мыслей, и слов, и чувств о так называемых «карьере», «личной жизни», устройстве быта, «деле», работе или ином способе заработка, материального дохода, телесном здоровье, увлечениях и развлечениях, о мистическом нечто, а также о политике, экономике, или даже об отдельных науках или видах «творчества», какими бы первостепенными или наиглавнейшими они бы нам не представлялись, всё же разумно и жизнетворно, а посему необходимо, вперёд помыслить о том, из чего исходят и к чему приходят все вышеперечисленные разряды неполноты в каждом человеке, будь ты простой обыватель или глава государства, рабочий, земледелец, студент, воин, купец, инженер, врач, учитель, банкир или великий учёный или самый известный певец, художник, писатель, спортсмен (ненужное зачеркнуть). То есть постараться научиться мыслить «широко» и системно, в том числе, и в первую очередь, о себе, своей жизни, о близких и других людях, о причинно-следственных связях, об устойчивых закономерностях жизненных процессов, с тем, чтобы попробовать осознать, как разноуровневые системы, в том числе социальные, элементами которых мы являемся, влияют на нашу индивидуальную и общую жизнь. Осознать главное. Осознать то, что же мы действительно есть.
Эта книга (сайт) в целом, или каждой отдельной своей частью, каждой беседой, обращены к тому «начальному», к тому «первому» или же «завершающему» системному уровню, тому, что очевидно создаёт и объемлет каждую жизнь, и о чём не мыслить и не говорить никак невозможно тем, кто уже вышел из детства, и кто полагает себя не чем нибудь иным, но Человеком.
Содержательная структура курса:
Вводная часть;
Познание, познавательная деятельность. Формы, способы, пределы;
Слова, языки изложения;
Знание, как таковое, его уровни, степени-ступени;
Человек. Человек информационный;
Человек религиозный;
Структура и основные элементы религиозного знания;
Понятия случайности, вероятности, или закономерности в индивидуальной или общественной жизни;
Человек не читающий. О внимании;
О Любви
О «свободе»;
Об оценочных суждениях и о социальных ролях;
Индивид, общество, государство, цивилизация. Формальное и сакральное;
Россия, что это? Уникальность цивилизационного образования.
В рамках бесед курса будут присутствовать развёрнутые суждения о разных, неконкретных, но значимых, практически для каждого, мотивирующих понятиях, таких как «счастье», «справедливость», «правда», «любовь», «свобода», «идентичность», «знание», «личность», «душа», «вера».
Любой разговор отчасти, так сказать «инструментально», «конструкторскими деталями», состоит из слов и выражений. Пока разговаривающие не приноровятся друг ко другу, пока не нащупают «общий язык», особенно по объёмным, глубоким, то есть не простым темам, будет присутствовать значительная доля, существенная часть, «сложностей перевода»..., несмотря на формальное общение на одном, казалось бы, (русском) языке. Вот и в нашем случае, а может быть и особенно в нашем, такая сложность ожидается, поскольку автор, хоть и поставил себе целью использовать максимально, насколько сможет, язык «современной» городской, во многом атеистической, материалистической культуры, тем не менее, ему (автору) не удалось полно ограничиться таким языком, без обращения к языку традиции, в том числе религиозной. И дабы снизить это ожидаемое в начальных частях разговора неудобство (не исключить, конечно, но хотя бы снизить), полагаю правильным сразу попробовать раскрыть, «расшифровать» некоторые определяющие признаки, таких предельных понятий, обозначаемых словами «Истина» и «Бог». Поскольку в беседах именно эти основополагающие понятия будут использованы изначально, то не готовому ещё читателю удобнее будет, если автор пояснит своё представление об используемых им исходных понятиях.
Истина
Истина есть то, что есть (естина). Сущее в полноте своей. Вся совокупность законов материального и нематериального миров. Что существует в действительности, объективная реальность, вне зависимости от «видения» (ведения) человеком и людьми, вне зависимости от имеющейся глубины человеческого познания, да и самой людской познаваемости, её пределов. Я есмь Сущий (Библия, книга Исход 3:14).
Истина глаголет сама. Являет себя. Человек словом может лишь свидетельствовать об Истине. Сила слова в его истинности, поскольку Истина являет Себя между людьми Словом. В начале было Слово... Жить, мыслить, действовать против (поперёк) Истины гибельно. Нет силы против Истины. То, что не от Истины — ложь. Ложь пленяет юного, не знающего, не зрелого, претворяясь Истиной, но жизнь лжи коротка, а плоды горьки.
Здесь явлены слова о том, о чём невозможно не говорить. Никак не возможно молчать об этом. Здесь нет амбиций, нет своей воли. Человек подчинён Истине, абсолютно. И никак не иначе. Истина — Бог, будучи всем, надстоит над всем, предопределяя всё. Ничего действительного нет вне Истины, вне Бога, вне Славы Его. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Так начинается Евангелие от Иоанна).
Истина, как обозначение Сущего, едина, безначальна, беспредельна и многогранна. Истина вне времени и времён, то есть вечна. Служение Истине, служение Богу — естество человека.
Отдельные отрасли знаний, в том числе научные, могут лишь приоткрывать грани Истины, но также и уводить от цельности ведения, от целомудрия. До сего дня только религиозное знание и жизнь, являют собою наивысшую цельность, а значит и системность. Как же можно умолчать о том?
Иисус Христос, его жизнь, проповедь, дела, явлен нам самым глубоким промыслителем о человеческом естестве и самым широким и пронзительным практиком.
Это нам к вопросам о полноте знания отдельных наук: антропологии, психологии, обществоведения, социологии, политэкономии и прочих гуманитарных, в том числе и даже науки, обозначаемой как философия ...
Термин, слово «Бог» используется в речи и помышлениях, как верующих, так и не относящих себя к таковым, людей. Для первых понятие «Бог» центральное и предельное в «составе» мировоззрения, следовательно и речи, для вторых нет. Но во всех случаях это понятие носит «открытый» характер, его содержание, если можно так выразится, не ограничено, не завершено полно, поскольку сопряжено с непознанным, с тайной. Поэтому наивысшая степень соединения человеческого естества с Богом возможна, лишь, в молчании. Ведь каждое «наше» слово есть продукт и способ человеческой мыследеятельности и, лишь, этим уже ограничено. Однако, мы люди, и в естестве людского мира мы общаемся и обречены пользоваться людским словом, в меру своего разумения. Вот и нам здесь, для того, чтобы случился, по возможности, содержательный разговор, предстоит, хоть несколько, хоть отчасти, обозначить грани понятия о Боге, которое в силу необходимости будет использоваться по ряду тем курса.
Какие, например, обозначения Бога (по научному — определения) встречаются в Священном Писании?
Бог есть Дух.
Бог есть Любовь.
Бог есть Истина.
Бог есть Свет.
Бог есть Слово.
Бог есть Сущее.
Бог есть Источник и Создатель. Творец.
Бог есть Судья.
Бог Отец.
Бог Троица, то есть мыслечувственно человеками понимаемый и принимаемый (явленный нам) через Духовные Образы, через Ипостаси Святой Троицы — как Единицы Нераздельной.
«Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4:12) — при том, что Бог есть (будучи Сущим) вся во всём.
Бог, как Начало всего сущего, как Истина, в силу этого неизбежно всегда «рядом», «видит» тебя, «знает» тебя «внутреннего», как Отец, как Создатель.
Человек может познавать Бога и, лишь, через знание о Боге приходить в Жизнь, в её полноту и к подлинной личной свободе. Через целомудрие. То есть знание о целом, о цельности. Иначе говоря — системным знанием.
Бог — Сущее (Сущий), следовательно, «творит» всё, Его «волей» определено всё происходящее в тварном и духовном мирах, то есть абсолютная, предельная, надстоящяя всему Власть и Причина.
Бог есть и Слово для обозначения человеками идеи о Боге, понятия о Боге или понятие Бога, также и Само Сущее, в абсолютной совокупности своей, как Самый Великий Актор (Деятель), Абсолют, в отношении к Которому состоит человек. Одновременно Бог для человека есть Любовь, ведь в любви, лишь, возможно наивысшее богопознание и обожение самого человека, «соединение» его с Богом, приятие Бога, смирение Богу, служение Богу, как Истине, и Началу, и Концу. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, был и грядёт, Вседержитель (Библия, книга Откровение Иоанна Богослова 1:8).
Любовь к Богу и Любовь Бога, заполняя, одухотворяя человека, изливается во вне, по природе своей не имея каких-либо «предпочтений» и преград. Наивысшее единение в Любви человеческого естества и Божества, недосягаемым примером, но Идеалом, явлено христианским знанием о Сыне человеческом и Сыне Божием — Иисусе Христе, Спасителе.
Нет иного состояния богообщения для человеков: и покаянного, и молитвенного, и богословского, и богомысленного, и богослужебного, и деятельного, и созерцательного, и молчаливого, и в Таинствах, и любого иного, кроме как через действие Святого Духа — Ипостаси Бога. Через действие и излияние в человеческую душу Премудрости и Любви в дыхании Вечности.
Я отдаю себе отчёт, что в самой начальной, вводной стадии нашего общения такое авторское использование полноты традиционного религиозного языка (терминов и понятий) для значительной части слушателей (читателей) окажется сродни «китайской грамоте», то есть непонятным, в лучшем случае. Однако, сознательно рискуя иду на это, дабы показать естественность «соседства», точнее, связь и взаимное проникновение двух миров: так называемых материального и идеального, духовного. Ещё точнее: способов мыслить, познавать и излагать...
Полнее и подробнее мы будем говорить об этом и многом другом, не менее значимом, в последующих наших беседах (в беседах курса).
Просто постараемся пока запомнить следующие утверждения.
Иисус Христос явлен нам самым глубоким знающим промыслителем о человеческом естестве и самым широким и пронзительным практиком.
Святая Троица — образы наивысших из доступного человеку мыслечувствий о Боге. О Едином Боге. Сказать иначе: способы мыслечувствия о Боге.
Человек не в состоянии сказать о душе и духе полно. Всё, о чём когда-либо излагал человек, будет недостаточным. «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь» (Пс. 115 : 2)
Наибольшая из возможного человеку полнота достигается только в прославлении им Бога.
Свидетельство о публикации №225101601245