Фразировка - не что играть, а как играть!
Философия фразировки на электрогитаре, или Как заставить ваши ноты «разговаривать».
Выучили все ноты гаммы, ставите метроном на бешеную скорость и уже можете сыграть двадцать соло своих кумиров? Это круто! Но замечали ли вы, что даже идеально сыгранные ноты иногда звучат сухо, как чтение телефонного справочника? Секрет в том, что гитара — это не калькулятор, а ваш голос. И чтобы он зазвучал по-настоящему, выражая вашу индивидуальность нужно освоить искусство фразировки.
ЧТО ТАКОЕ ФРАЗИРОВКА И ДЛЧ ЧЕГО ОНА НУЖНА?
Представьте, как один и тот же анекдот могут рассказать профессиональный комик и ваш друг-зануда. Слова те же, а эффект — разный. Фразировка — это и есть «рассказывание» музыки. Это то, как вы соединяете ноты: плавно или отрывисто, громко или тихо, с вибрацией или без. Она превращает последовательность звуков в осмысленную музыкальную речь, наполненную эмоциями, вопросами, восклицаниями и паузами.
ОСОБЕННОСТИ ФРАЗИРОВКИ ПРИ ПЕРЕГРУЖЕННОМ ЗВУКЕ
Игра на перегруженном звуке — это как водить спортивную машину по мокрому асфальту. Мощно, но требует ювелирного контроля!
1. Сустейн — ваш лучший друг и злейший враг. Звук длится долго, и каждая нота «поет». Это позволяет тянуть красивые, вокальные фразы. Но если не заглушить лишние струны, получится грязная каша. Переиначивая слова Ленина "Учиться , учиться, и ещё раз учиться" насчёт игры на электрогитаре с перегруженным звуком уместно сказать : "Глушить, глушить и ещё раз глушить!"
2. Атака — это всё. Сила, с которой вы бьете по струне, меняет характер звука. Нежный удар даст певучий, обволакивающий тон (как у Дэвида Гилмора), а агрессивный — резкий, агрессивный звук (как у Джеймса Хэтфилда).
3. Тишина важнее нот. В перегрузе паузы работают как ударные акценты. Также резкое заглушение звука ребром ладони правой руки (палм-мьютинг) создает мощный, ритмичный грув.
Арсенал гитариста: Техники фразировки, которые оживят вашу игру
Теперь давайте разберем конкретные приемы, которые станут вашим словарным запасом.
1. ЛЕГАТО: ПЛАВНОСТЬ И СКОРОСТЬ
Это техника связного звукоизвлечения, когда правая рука бьет по струне только для первой ноты, а последующие извлекаются силой пальцев левой руки.
· Хаммер-он (Hammer-on): «Удар» по струне пальцем левой руки с достаточной силой, чтобы издать звук. Например, вы дергаете струну на 5-м ладу и тут же «обрушиваете» другой палец на 7-й или 8-й лад. Звук получается плавным, певучим.
· Звучит как: Плавный подъем, вопросительная интонация.
· Пулл-офф (Pull-off): Обратное действие. Вы ставите два пальца на струну (например, на 7-м и 5-м ладах), дергаете струну и затем, снимая палец с 7-го лада, делаете легкий щипок ("срыв") в сторону, чтобы зазвучала нота на более нижнем ладу (5-й).
· Звучит как: Плавный спуск, завершение фразы.
· Трель (Trill): Быстрое и многократное чередование хаммер-она и пулл-оффа между двумя нотами. Создает эффект нервного, вибрирующего звука.
· Звучит как: Дрожь в голосе, напряжение.
2. СЛАЙДЫ
· Слайд (Slide): Скольжение пальцем, прижатым к грифу по струне от одного лада к другому. Бывает коротким (на 2-3 лада) и длинным ( даже через весь гриф).
· Восходящий слайд (с низкого лада на высокий) — звучит как взлет, ожидание.
· Нисходящий слайд — как облегчение, спад энергии.
· Слайд-ин/Слайд-аут — начало или окончание фразы со скольжения «из ниоткуда» или «в никуда».
· Слайд-легато — когда вы делаете слайд, а затем играете легато или другую ноту, не дергая струну правой рукой.
3. УДАР И АТАКА
· Бенд (Bend): Подтяжка струны. Король гитарной экспрессии! Вы зажимаете струну и сдвигаете ее вверх или вниз, повышая высоту звука.
· Пребенд: Подтягиваете струну до того, как она прозвучит.
· Бенд с вибрато: Подтянув ноту, вы добавляете ей колебания.
· Звучит как: Вопль, крик, самый эмоциональный прием.
· Вибрато (Vibrato): Не путать с тремоло! Это быстрое, небольшое колебание высоты ноты вокруг основного тона. Не «трясите» рукой, а как бы «раскачиваете» струну вперед-назад или вверх-вниз. Широкое, медленное вибрато (Би Би Кинг) звучит блюзово и душевно, быстрое и неглубокое (Мальмстин) — по-неоновому агрессивно.
· Рэйк (Rake): Эффектный ритмический прием. Вы проводите медиатором по нескольким приглушенным струнам (создавая шуршащий перкуссионный звук) прямо перед тем, как извлечь основную, чистую ноту. Классический прием для хард-рока и хэви-метала.
4. КОНТРОЛЬ ЗВУКА И ТИШИНЫ
· Палм-мьютинг (Palm Muting): Кладезь ритма и агрессии. Вы слегка касается ребром ладони правой руки струн у бриджа, одновременно играя медиатором. Звук получается коротким, «тукующим», с явным акцентом на низких частотах. Основа риффов в метале и панке.
· Лет ринг (Let Ring): Прямая противоположность. Вы позволяете нотам и аккордам звучать, переливаться друг в друга, создавая атмосферное, плотное звуковое полотно. Хитовый прием в арена-роке и шугейзе.
· Стаккато (Staccato): Короткие, отрывистые ноты. Достигается быстрым заглушением струны левой рукой (слегка ослабив нажим) или правой (палм-мьютинг).
5. ЭКСТРИМ И ВИРТУОЗНОСТЬ
Теппинг на гитаре — звукоизвлечение ударом пальца по ладу без медиатора.
Основные виды:
1. Однорукий — левая рука выстукивает ноты (хаммер-он/пул-офф)
2. Двурукий — обе руки работают на грифе (Ван Хален)
3. Арпеджио — быстрое исполнение аккордов нотами
Другие приемы:
• Скоростной — бегущие ноты на одной струне
• С открытой струной — оркестровое звучание
• Со слайдом — плавные переходы
Важно: для хорошего звука нужен перегруз и компрессия — так ноты дольше звучат от легкого прикосновения.
Тремоло (Tremolo): Здесь путаница! На гитаре это не колебание высоты, а очень быстрое повторение одной ноты медиатором. Создает эффект нервного, непрерывного звукового потока. Основа техники фламенко.
РЕЗЮМЕ: СОБИРАЕМ ПАЗЛ
Не пытайтесь впихнуть все приемы в одно соло. Фразировка — это как приправа. Спросите себя:
· Хочу ли я создать напряженность? Используйте бенды, трели, тремоло.
· Хочу ли я драйва и ритма? Палм-мьютинг, стаккато, рэйк.
· Хочу ли я летящей, плавной мелодии? Легато, слайды, лет ринг.
Слушайте великих гитаристов — Гилмора, Клэптона, Хендрикса, Ван Халена, Сатриани. Слушайте, как они говорят своими гитарами. А затем берите инструмент в руки и начинайте свой разговор. Удачи!
----------------------
Вторая часть
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
Для начинающего гитариста — это более чем достаточный и даже богатый фундамент на годы продуктивной работы. Освоение этих приемов позволит выразить подавляющее большинство музыкальных идей.
Однако мир гитарной фразировки неисчерпаем, и по мере роста вашего мастерства вы можете столкнуться с более специализированными и продвинутыми техниками. Вот некоторые из них, чтобы вы знали, что есть куда стремиться:
Продвинутые и специализированные техники фразировки
1. Микротоны и нетемперированный строй:
· Что это: Игра на промежутках между стандартными полутонами (ладами). Это основа блюза и восточной музыки.
· Как это: Легкие, неполные бенды, которые не доводят ноту до следующего лада, создавая «стоны» и «всхлипы». Также игра на гитарах с нестандартными мензурами или грифом без ладов (fretless).
2. Комбинированные и гибридные техники:
· Что это: Одновременное использование двух приемов.
· Как это:
· Слайд-бенд: Вы начинаете слайд, а в его середине или конце добавляете бенд.
· Тэп-слайд: Делаете слайд во время тэппинга.
· Хаммер-он с слайдом из ниоткуда: Быстрое скольжение и «удар» по струне одним движением.
3. Перкуссионные и шумовые эффекты:
· Что это: Превращение гитары в источник ритма и шума.
· Как это:
· Правый прием "Dead Note" (Мертвые ноты): Быстрая игра на полностью приглушенных струнах для создания «трескающего» ритмического рисунка.
· Удары по корпусу: Использование корпуса гитары как барабана.
· Использование обратной связи (Feedback): Контролируемое создание фидбэка путем точного позиционирования гитары относительно усилителя. Виртуозом этого дела был Джими Хендрикс.
4. Сложные виды вибрато:
· Что это: Помимо классического вибрато вверх-вниз или вперед-назад, существуют:
· Круговое вибрато: Комбинация обоих движений, создающая особенно насыщенный, «винный» звук.
· Вибрато на бенде: Выполнение вибрато на уже подтянутой струне, что требует огромного контроля.
5. Техники, связанные с медиатором:
· Что это: Разные способы звукоизвлечения.
· Как это:
· Свип (Свип-пикинг): Быстрое арпеджио, где медиатор движется в одном направлении без остановки. Основа неошред-гитары.
· Экономичный пикинг: Минимизация движений медиатора для достижения максимальной скорости.
· Гибридный пикинг: Комбинация игры медиатором и пальцами (обычно средним и безымянным) правой руки.
5. Полифонический теппинг — это настоящая вершина мастерства в этой технике!
Суть: Это не просто быстрая последовательность нот, а техника, позволяющая вести несколько независимых мелодических линий одновременно, создавая эффект "гитарного оркестра" или игры на фортепиано.
Ключевые особенности:
Полная полифония:
· Каждая рука (а часто и отдельные пальцы) ведет свою собственную мелодию, басовую линию или ритмический рисунок.
· Пример: Левая рука играет басовый рифф, а правая выстукивает сложную гармоническую последовательность или быструю соло-партию. При этом они не мешают друг другу.
Роль большого пальца правой руки:
· Если в классическом двуруком теппинге правая рука в основном работает на верхних струнах, то здесь большой палец правой руки активно задействован для игры на басовых струнах (E, A, иногда D).
· Это позволяет создать полноценное ритм-секцию (бас + аккорды) одновременно с солирующей партией.
Сложная синхронизация и независимость рук:
· Это самая сложная часть. Руки должны быть полностью независимы, как у барабанщика. Мозг должен одновременно контролировать несколько раздельных потоков нот.
Звуковой результат:
· Создается впечатление, что звучат два или даже три гитариста одновременно. Техника позволяет исполнять на гитаре сложные классические фуги, джазовые стандарты и прогрессивные композиции, которые раньше считались невозможными.
В чем отличие от теппинга Ван Халена или Мальмстина?
· Ван Хален / Мальмстин: Их теппинг — это, в первую очередь, сверхбыстрое арпеджио или виртуозные пассажи. Это одна развивающаяся мелодическая линия, сыгранная двумя руками для скорости.
· Шон Джордан: Его техника — это независимые голоса. Он может правой рукой вести красивую медленную мелодию, а левой в это время играть контрапунктирующий бас и аккорды. Это не линия, а целое музыкальное полотно.
Вывод: Полифонический теппинг — это переход от использования теппинга как "ускорителя" к использованию его как принципиально нового способа мышления о гитаре, где инструмент рассматривается как полноценный полифонический оркестр в руках одного исполнителя.
6. Работа с оборудованием:
· Что это: Использование возможностей гитары и педалей эффектов как части фразировки.
· Как это:
· Игра ручкой тона/громкости: Плавное изменение тембра или громкости во время звучания ноты.
· Использование вау-педали для экспрессии: Не просто «вау-вау», а тонкое подчеркивание отдельных нот.
· Тремоло-арм (вибрато-система): Не только для диких dive bombs, но и для тонкого вибрато, недостижимого пальцами.
Итог для начинающего. Достаточно ли? Абсолютно.
Ваша задача на ближайшие месяцы и даже годы — не гнаться за количеством приемов, а довести до автоматизма базовые техники и научиться их комбинировать.
· Сначала научитесь делать чистый, попадающий в ноту бенд.
· Доведите до идеала свое вибрато — оно сразу выдаст уровень гитариста.
· Научитесь делать палм-мьютинг ровно и ритмично.
· Отработайте хаммер-оны и пулл-оффы до такой степени, чтобы они звучали так же громко и четко, как ноты, извлеченные медиатором.
Сравните это с изучением языка: сначала вы учите алфавит и базовые слова (бенд, вибрато, слайд), потом строите из них предложения (фразы), и только потом начинаете писать стихи, используя сложные метафоры (продвинутые техники).
Сосредоточьтесь на основе, слушайте много музыки и старайтесь не просто повторить ноты, а уловить и скопировать интонацию ваших кумиров. Это и есть суть фразировки. Остальное приложится с опытом
Свидетельство о публикации №225101600134