Вибрато - скрипичное и гитарное

ДУША НОТЫ: МНОГООБРАЗИЕ ВИБРАТО — ОТ НЕЖНОГО ТРЕПЕТА ДО МОЩНОГО НАПОРА

Представьте, что нота — это просто ровный, прямой луч света. Вибрато — это волшебный прибор, который заставляет этот луч мерцать, переливаться, дышать и плакать. Это душа, вложенная в звук. Вибрато - это прием, который невозможно переоценить!

И гитарист, и скрипач стремятся к одному — заставить свою ноту петь. Но делают они это настолько по-разному, что их вибрато можно сравнить с двумя разными языками любви. Однако мир вибрато гораздо разнообразнее, чем кажется на первый взгляд — давайте раскроем всю палитру этого выразительного приема.

СКРИПИЧНОЕ ВИБРАТО : НЕ ПРОСТО  ТРЕПЕТ, А ЦЕЛАЯ НАУКА

Когда вы смотрите на руку скрипача, кажется, что его пальцы живут собственной, изящной жизнью. Хотя классическое скрипичное вибрато ассоциируется с изящным колебанием, его техника имеет свои градации:

Основа скрипичного вибрато — это не просто "качание" кистью. Существует целый спектр техник:

· Пальцевое вибрато: Самый узкий и контролируемый вид. Колебание осуществляется только за счет сгибания и разгибания первой фаланги пальца.
· Кистевое вибрато: Наиболее распространенное. Движение исходит от кисти, палец работает как единое целое с рукой.
· Предплечевое вибрато: Самый широкий и драматичный тип. В движение вовлекается вся рука от предплечья.

При этом палец не скользит по грифу, а "перекатывается", слегка меняя точку соприкосновения. Это движение создает тонкое колебание высоты вокруг основного тона, напоминая трепет в голосе оперного певца. Звук получается невероятно певучим, теплым и "живым" — от едва уловимой дрожи до страстного широкого колебания.

ГИТАРНОЕ ВИБРАТО: ОТ ВОКАЛЬНОЙ НЕЖНОСТИ ДО БРУТАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

Если скрипичное вибрато — это трепет, то гитарное — это целый мир оттенков выражения. Многие гитаристы, особенно играющие в блюзовых и рок-балладных стилях, сознательно стремятся имитировать вокальную подачу, используя различные техники:

1. Кистевое (горизонтальное) вибрато:
   Расслабленная кисть совершает колебания параллельно грифу. Палец не тянет струну, а "перекатывается" по ней. Звук — мягкий, вокальный, певучий. Идеально для блюза (Би Би Кинг) и лиричных баллад (Гэри Мур).
2. Вертикальное (бендовое) вибрато:
   Классическое "силовое" вибрато, где палец тянет струну вверх-вниз. Звук — интенсивный, напряженный, мощный. На толстых струнах часто выполняется вниз для стабильности.
3. Агрессивное вибрато:
   Мощное, широкоамплитудное движение с напряжением. Создает эффект ярости, отчаяния. Пример — вибрато Ингви Мальмстина, звучащее как настоящий рык.
4. Вибрато тремоло-рычагом:
   Колебание создается покачиванием рычага, что дает особую плавность и ширину (Джо Сатриани, Стив Вай).

ИСКУССТВО УМЕСТНОСТИ

Несмотря на радикальные различия в технике, цель у всех музыкантов едина: очеловечить звук. Вибрато добавляет ноте выразительности, увеличивает сустейн и создает уникальный почерк музыканта. Узнать Дэвида Гилмора можно по широкому, меланхоличному вибрато, а Ингви Мальмстина — по нервному и агрессивному.

КАК ВЫБРАТЬ СВОЕ ВИБРАТО? ВАШ ВЫБОР ДОЛЖЕН ЗАВИСЕТЬ ОТ:

· Музыкального стиля (блюз — мягкое кистевое, хэви-метал — мощное)
· Эмоционального посыла (нежность — быстрое и узкое, ярость — широкое и медленное)
· Физиологии (строение кисти и сила пальцев)

Скрипичная техника на электрогитаре: уместность
Использование скрипичного подхода(перекатывание пальца без сильного бенда) абсолютно уместно и эффективно, особенно в стилях, требующих тонкой экспрессии:
•Блюз и джаз — для создания вокальной фразировки
•Лирические баллады — для нежного, трепещущего звучания
•Прогрессив-рок — как один из цветов палитры выражения

Не существует "правильного" или "неправильного" вибрато. Существует уместное вибрато. Великий музыкант подобен актеру, владеющему разными интонациями: он может прошептать фразу с едва заметной дрожью или прокричать ее с надрывом.

В следующий раз, слушая гитарное соло или скрипичный концерт, обратите внимание на этот прием. Вы услышите не просто технику, а философию инструмента. Скрипка говорит на языке утонченной страсти, гитара — на языке блюзовой тоски и рок-н-рольного напора. И оба этих языка по-своему прекрасны, потому что заставляют нас верить, что металл и дерево могут по-настоящему чувствовать. Настоящее мастерство заключается в том, чтобы ваш "словарь вибрато" был богатым, и вы могли осознанно выбирать из него нужный инструмент для выражения любой музыкальной мысли.


Рецензии