Реальная история трагедии на реке Башкаус в 2007г
Эта история написана по фактам из дневника каякера Юрия Шишкина и по воспоминаниям Василия Порсева, Екатерины Кульковой и Виталия Кочина.
Река Башкаус - одна из самых красивых и опасных рек Республики Горный Алтай. Увидеть весь Башкаус невозможно из-за его труднодоступного расположения, но вот пройти по нему водным маршрутом можно, но только опытным водникам и то, если Башкаус позволит.
Сплав по Башкаусу - это преодаление себя, личный подвиг!
Когда я слышу, что кто-то говорит, что он покорил реку, то это совершенно неверно. Невозможно покорить стихию, можно попросить у реки разрешение пройти по ней, не потревожив горных духов, а может и помолиться. Река может впустить, а может и наказать за излишнюю самонадеянность.
Хороший летний день, спокойная прозрачная вода, безмятежное течение и умиротворение. И вдруг - дождь, резкий подъём воды, буйное течение и бушующие пороги. Молнии, гром, дождь, град, камнепады, снег и река превращается в кромешный ад и вот тогда человек понимает, что он бессилен перед стихией.
И прежде, чем решиться спуститься на воду, необходимо задать себе вопрос: «А готов ли я, хватит ли мне сил, смелости и профессилонализма?» Или честно признаться самому себе: "Я пока не готов".
В конце июля 2007 году группа из пятнадцати спортсменов-водников, в составе которой были спортсмены из нашей страны и ближнего зарубежья, собрались, чтобы пройти реку Башкаус. К сожалению, уровень подготовки спортсменов был разным, а река считается одной из самых труднопроходимых в Республике Горный Алтай.
Погода на момент похода была великолепная – тёплый безветренный солнечный день. Уровень воды в реке был средний и это благоприятствовало сплаву.
На берегу устроили лагерь и весь вечер веселились, фотографировались и обсуждали предстоящий поход.
Из дневника Ю.Шишкина: "Итак, начался сплав… Вскоре стало ясно, что уровень подготовки участников сильно различается. В связи с предельно низким уровнем воды, количество камней было беспредельно велико, что предполагало интенсивный слалом, кто-то заклинивался, вскоре начались заплывы по-собачьи… Группа разбилась на две поменьше. Пороги проходили поочередно, но просматривали вместе. Первую вели Василий и Антонио, вторую Томас и Викс. Андрей ехал в первой группе и выделялся как явно отстающий в технике сплава гребец: постоянно жаловался, что затекают ноги, часто отстреливался, много обносил, в общем, было видно – он боится. Некоторые пороги упростились, другие превратились в каменные сифоны, как например порог «Капкан», где перед основным сливом появилась воронка, уводящая под камни. Перед порогом «Троглодит» остановились на страховку, в улове, под левым берегом и дожидались подхода приотставших участников. В это время с правого берега ударил мощный камнепад, огромные валуны с грохотом летели с кручи, снося высокие сосны, словно спички. Лишь по счастливой случайности никого не задело. Это был последний порог в этот день, сразу за ним встали на стоянку, справа. Ближе к вечеру занялся дождик, запалили здоровенный костер из плавника прямо на берегу. Сушили вещи, фотались у огня. Уровень и цвет воды не менялся. Все расслабились и с облегчением обсуждали наиболее острые моменты сегодняшнего сплава."
Дождливая погода продолжалась и уровень воды в реке постоянно поднимался. Пройти всю реку сходу без страховки было очень опасно и недопустимо, риск велик. Перед прохождением порогов решили провести разведку и убедились, что плотность препятствий слишком высока и нижний участок серьёзно опасен для прохождения. Башкаус в низовье, где резкий уклон, много скальных обломков и крупных глыб, бушевал и кипел. Мощь воды завораживала, удивляла и пугала, некоторые камни за много лет были пробиты водными струями и в них зияли необычные по своей форме отверстия. Сила и красота дикой стихии!
Сделать обнос под дождём по скользким, неустойчивым камням на глинистом уклоне, вылезти наверх и поднять каяки было нереально, не позволяли отвесные скалы.
Осмотревшись, решили устроить ночёвку. Перед серьёзным сплавом необходимо было отдохнуть, хорошо выспаться, набраться сил и уверенности. Выбрали место и на широкой скальной площадке, повыше от воды, решили установить палатки. Всю ночь лил проливной дождь и к утру уровень воды поднялся до самой площадки и грозил затопить лагерь спортсменов. Вариантов спастись было мало. Было принято решение спуститься на воду и пытаться пройти нижний Башкаус.
Один из участников похода, Андрей Ерёмин, чувствуя опасность, решил отказаться от сплава и попытаться выбраться из каньона, чтобы обойти опасный участок реки по суше. Дело в том, что у водников не принято осуждать человека, если он отказался идти в пороги. Значит, человек чувствует опасность и не уверен, что сможет совладать с собой, а тем более может запаниковать и сделать ошибки, которые приведут к фатальной трагедии.
Из дневника Ю.Шишкина: «А в это время Еремин уже изучал карты, на предмет поиска отходов с реки. После, сказал что ему необходимо переговорить с Васей и отозвал его в сторону. Вот их разговор:
Еремин – Я не хочу создавать проблем, пойду вниз, а вы перегоните мою лодку.
Порсев – Куда ты пойдешь? Ты посмотри вокруг!
Еремин – Я уже решил, пойду наверх.
Порсев – Можно разгрузить твою лодку!? Будешь обносить все пороги, но ты должен идти с группой! Мы поможем тебе.
Еремин – Нет. Я ухожу, не буду сплавляться».
Перед тем, как Андрей Ерёмин решил выкарабкаться наверх, ему была предоставлена рация для связи и с ним было оговорено место встречи в районе порога «Семейный» и когда он поднимался налегке по скалам, остальные участники группы, забрав часть его вещей и прицепив трамваем его каякер, спустились на воду и пошли в пороги.
Из дневника Ю.Шишкина: "Пройдя буквально 200м по воде, команда зачалилась на левом берегу для просмотра. Прогонный участок, с несложными шиверами, лежащий перед ними превратился в Ад кромешный. Здесь вода поднялась более чем на 2 метра. Но по-настоящему мощь потока оценили только начав сплав. Стартовали так же двумя группами, и сразу каждый понял, что выдержать намеченную линию движения не удаётся, начали переворачиваться, «вариться» в бочках и даже в уловах, поскольку турбулентность, которой, и без того, хватает на Башкаусе усилилась многократно. Скорость потока резко возросла, камни закрыло мутной водой. Василий заварился, вместе с лодкой на «трамвае», вынужден был сбросить её. Параллельно с этим моментом «отстрелился» латвийский друг Борис, в итоге, в холодной воде оказался человек и две лодки. Василий и Антонио ушли вниз на спасработы. Все оставшиеся, не без труда, зачалились в намеченном улове у левого берега и пошли на просмотр дальнейшего участка. Не обнаружив за поворотом ушедших вперед, решили продвигаться дальше. Начали обнос, в некоторых местах проплывали впритирку к берегу, по очереди, страхуя друг друга.
Группа, пройдя каньон "Загадка", остановилась на ночевку на высоком правом берегу. Каньон, пороги которого, в обычную воду были детскими игрушками, преобразился в Адского сатану и больше всего напоминал штормовое море, с грязной водой. Ночью, Чесноков постоянно вызывал Андрея, но все попытки были тщетными. На следующий день, вода оставалась на том же уровне. Завтракали уже супом из крапивы, т.к. продукты закончились. Василий Порсев принял решение продолжать сплав, не дожидаясь Андрея. Так и поступили".
Было чертовски сложно и опасно, но, к счастью, нижний Башкаус был достойно и успешно пройден и это было грандиозное событие. Одно омрачало команду каякеров - в оговорённом месте Андрей Ерёмин не появился. Василий Чесноков постоянно пытался связаться с Андреем по рации, но безуспешно. Пару дней участники группы предпринимали попытку разыскать товарища, но всё было безрезультатно. К сожалению, человек пропал. Места дикие, труднопроходимые, природа первозданная, много диких животных, в том числе и медведей. Случиться могло всякое.
Закончив поход, организатор сплава Порсев, 1 августа, добравшись до п. Улаган, написал заявление в милицию о пропаже Андрея Ерёмина и по телефону сообщил в МЧС города Горноалтайска.
Группа добровольцев из восьми каякеров решили вернуться к месту, где расстались с Андреем, и самостоятельно начать поиски.
Из дневника Ю.Шишкина: «Нас было восемь. Томас, Перта, Митяй, Вася, Антонио, Сэм, Андрюкса и Юрик (то есть Я). Нижний Башкаус. Прекрасная погода, вода не высокая, даже рыбка ловилась, казалось бы, самое время радоваться жизни, но мы едем искать нашего товарища, найти которого живым осталось уже очень мало шансов. Задача наша проста, дойти до места последней связи, разбиться на группы и начать поиск на местности. Сегодня мы должны дойти до порога «Троглодит», где Андрей оставил группу. Это было не трудно. Вот бесконечная череда порогов закончена, и мы на месте. Все вроде бы просто…
Маленькая вертушка кружила над каньоном, то, спускаясь вниз, почти касаясь береговых скал, и заливая все ущелье ровной трескотней двигателя, то, поднимаясь высоко над плато, она заходила на ущелье снова и снова».
Из вертолёта МЧС в полторашке скинули записку: «Ждите на этом месте. Он ниже вас в кулуаре, вверху».
Вверху – это значит высоко в горных скалах. Зачем он полез туда? Ведь было проще идти вдоль реки по тропе. Видно, сильный панический страх перед бушующей водой заставил его удалиться повыше от реки.
Из дневника Ю.Шишкина: «Ну а дальше начались просто монотонные поиски. Целый день, 10 числа, не дал никаких результатов, в лагерь вернулись как раз перед сумерками, уставшие до смерти и изодранные колючками. Едва хватило сил искупаться и сварить крупы… Мы прочесали весь берег, на высоте около 100 метров, нашли всего два неглубоких оврага, но в них ничего не было. Видимость в плотных зарослях кустарника, была ни к черту не годной, в двух шагах друг друга не видать. Назавтра решили перечалиться ниже, за Кызылгах, который вливается в основное ущелье узким каньоном с отвесными стенками. Странно, что Андрей потерялся ниже этого притока, поскольку на всем участке, именно переправа через Кызылгах, была единственным серьезным препятствием, и спуск в его каньон было найти не просто! От этого ручья и до «Семейного», на берегу, была огромная плоская полка, густо поросшая лесом, передвижение по которой не было опасным, и вообще не могло вызвать серьезных затруднений.
На следующий день, мы сменили тактику поиска, вели осмотр со склона противоположного берега, двумя группами по два человека, остальные были в лагере, на берегу. Постоянно получая наши сводки по рации, они имели возможность проверять на берегу не просматриваемые места, или прочие подозрительные объекты. Постепенно поднимаясь по стене ущелья, мы, в свою очередь, имели возможность осматривать весь противоположный склон. Видимость была отличная, но ничего похожего на тело не было обнаружено. Было известно, что Андрей одел перед уходом красную куртку, такой предмет можно заметить на склоне за несколько км, но его не было! Мы проверяли все возможные варианты. Возможно, ему стало жарко на подъеме, и он снял куртку, тогда надо ориентироваться на другие цвета, но вокруг, на сколько хватало глаз, были лишь зеленые и серые цвета. Проверили даже единственную кучу листьев на склоне, снесенных дождевой водой в небольшую промоину, и отдаленно напоминающую человеческое тело».
11 августа спасатели МЧС нашли тело Андрея и, дав отбой команде каякеров, приступили к эвакуации тела.
Вот так завершились печальные поиски спортсмена-каякера, который панически испугался водной стихии реки Башкаус и, сделав роковую ошибку, поднялся высоко по скалам от воды, где попал под мощные камнепады и трагически погиб.
.
Свидетельство о публикации №225101601473