Нет повести печальнее на свете...
Я долго не решалась высказаться по поводу прочитанной повести Юрия Нагибина ТЕРПЕНИЕ, хотя задела меня эта история крепко. Кто я? Рядовой читатель. Простая, обычная, слабая женщина, которая даже по своей жизни больше теоретик, чем практик.
А тут, у Нагибина история, все-таки, не совсем обычная. Это чисто внешне, может показаться, что она о простых, обычных людях. Но разве обычные люди могут ТАК любить? Так жертвовать своей жизнью ради этой своей любви.
Подумайте, много ди вы знаете людей, способных так, как героиня повести Нагибина шагнуть в ледяную воду за борт, в надежде вернуться туда, где остался любимый. И совсем не важно для нее, что там, на острове ждет ее не сам человек, а некая его часть, половина человека, живущая уже свою, новую жизнь, предназначенную только для этой, оставшейся его половины. Там уже много лет все свое. Свои друзья. Своя женщина. Свой, не похожий на прежний мир.
Но это здесь, сверху. А там, внутри, он еще остается тем же Пашей, которого любит Анна и который любит Анну. У Души нет ног. Их нельзя потерять, чтобы существовать потом в таком урезанном виде. Душа не утратит своих свойств и особенностей, в какие одежды ее ни обряди, как ни урезай тело, в котором она живет...
Впрочем, вполне можно предположить и обратный эффект, если то, что мы вкладываем в понятие Души, принять за величину постоянную, не теряющую своей уникальности в процессе старения. Поэтому, как бы глубоко человек ни пал, как бы высоко ни взлетел, Душа его остаются прежней...
Но, с другой стороны, если вы много лет знаете, что человека, которого вы любили, больше нет. Совсем! И эту границу между своей жизнью и его смертью вам не преодолеть никогда, если только вы не решитесь последовать вслед за ним…
Анна выходит замуж за Сворцова. И даже рожает от него детей. Возможно ли это?
Ровно настолько, насколько Скворцов несет на себе свет, оставленный Павлом. Ведь Анна не знает истины. О гибели Паши она знает только то, что ей рассказал Скворцов.
Ничего, что она могла бы противопоставить этому рассказу у нее нет.
Только не проходящая боль. И безмолвное бессилие. Вариантов исправления ситуации в материальном мире не существует. И тут происходит чудо.
Высшие Силы восстают против несправедливости.
Они приводят женщину на остров, где уже не один десяток лет ее ждут. Ждут каждую минуту. Каждый день. Год за годом. И совсем не важно уже в какой оболочке прячется его душа. В каком теле живет. С какими людьми общается. С какими женщинами сожительствует. Ибо тот, кто живет внутри этого искалеченного тела однолюб. Его одиночество не лечится, потому что вылечить его может только одна женщина, которая уже никогда не придет к нему…
Но происходит невероятное. Анна появляется на острове. И они встречаются. И они узнают друг друга. И происходит то, чего быть не может. То, о чем эти два человека мечтали, можно сказать, всю свою жизнь… При этом вариантов благополучного исхода этой Любви ни у Анны, ни у Паши нет.
Они оба погибли еще тогда, тридцать лет назад, когда расстались, и то, что произошло с ними в финале вполне закономерно. Тут нет и не может быть счастливого окончания этой истории. просто потому что такая любовь не выживает среди людей. Она обречена...
Анна гибнет, не в силах смириться с потерей. Её синие глаза зарывает ей человек, не имеющий никакого отношения ни к ней, ни к ее жизни. Скворцов быстро найдет себе утешение. Человек он обеспеченный, не глупый. Дети выросли в другое время, отсутствие любви у родителей станет для них своеобразной прививкой против настоящей, жертвенной любви. А Паша остается ее ждать.
Каждый свой день, из тех, что отпущены ему, до последнего, он будет просыпаться в своей богадельне первый, наскоро собираться и на этой старой, примитивной тележке, буквально на руках своих, будет преодолевать эти бесконечные семь (семь!!! это страшно даже представить!) километров, чтобы опять занять свой пост и...ЖДАТЬ. Ждать свою женщину... Только вот женщина эта теперь уже никогда не придет! Она уже перешагнула грань между Мирами. Она уже ушла туда, где они могут быть вместе.
А ведь сколько на этой земле сегодня живет и мужчин, и женщин, здоровых вполне... и многие из них хотели бы, и могли встретиться, еще здесь, в этом мире, но... не делают этого. Не понимают люди, каким даром владеют. Помните, что сказал по этому поводу Эдмон Дантес? Это Граф Монте-Кристо. Я выписала себе эту цитату еще в четвертом классе. Она врезалась в память.
«В этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытать беспредельное блаженство. Надо возжаждать Смерти, чтобы понять, как хороша Жизнь. Вся мудрость человеческой жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться».
Такая вот история Настоящей Любви. Такая вот жизнь.
Люди, пожалуйста, не теряйте тех, кто дорог вам!!!
А ведь я, да, наверное, и многие из вас, уважаемые, всегда думали, что нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.
.
Свидетельство о публикации №225101601481
