Лебон Гюстав
Гюста;в Лебо;н (фр. Gustave Le Bon; 7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру — 13 декабря 1931, Марн-ла-Кокетт) — французский социальный психолог и социолог. Известен своими исследованиями в области групповой психологии, так называемой «Психологии толпы». Лебон считал, что в группе человечность отдельного человека будет уничтожена, способность мыслить независимо будет утрачена, а «дух группы» заменит «дух отдельного человека».
Он наиболее известен своей книгой 1895 года «Психология народов и масс», которая считается основополагающей работой в области психологии толпы. Книга переведена на 17 языков.
Портрет Гюстава Ле Бона, 1870 год
Придерживался консервативных взглядов, критически относился к демократии и социализму.
Содержание
1 Биография
2 Философские идеи Лебона
3 Основные работы
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
Биография
В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (2 июня 2023)
Гюстав Лебон родился в бретонской семье. Его матери, Аннет Жозефин Эженик Тетио Десмарлине, было 26 лет, а его отцу, Жану-Мари Шарлю Лебону, провинциальному правительственному чиновнику — 41 год. Лебон прямой потомок Жана-Оде Карно. У деда Жана-Оде Карно есть брат Дени, который является прямым предком Сади Карно, пятого президента Третьей французской республики.
Когда Лебону было восемь лет, его отец занял новый пост во французском правительстве и увёз свою семью, включая младшего брата Лебона Жоржа, из Ножан-ле-Ротру, чтобы никогда больше не возвращаться в город.
В его родном городе есть улица, названная в его честь. Мало что известно о детстве Лебона, за исключением того, что он был обычным учеником средней школы в Туре, столице Эндра и Луары. Лебон изучал медицину в Парижском университете с 1860 года, а в 1866 году прошёл интернатуру в Больнице дю Гран-дю-Пале в Париже и получил докторскую степень. После этого он стал называть себя врачом, хотя никогда им не был. Во время учёбы в университете Лебон написал ряд диссертаций на медицинские темы, первая из которых была о болезнях обитателей болот. Позже он опубликовал серию статей о лоа-лоа и удушье. Лебон опубликовал свою первую книгу «Очевидная смерть и преждевременные погребения» (фр. La mort Apparee et Inhumations Prematur;es, 1866).
Лебон в Алжире, 1880
Лебон получил степень бакалавра медицины в Парижском университете в 1866 году. Вместо того чтобы стать врачом после окончания учёбы, он решил начать свою писательскую карьеру. Лебон присоединился к французской армии в качестве офицера-медика после начала франко-прусской войны и стал свидетелем поражения французской армии и Парижской коммуны, сильно повлиявшего на мировоззрение Лебона. После этого Лебон начал много путешествовать по Европе, Азии и Северной Африке[2]. Во время своих путешествий он изучал людей и цивилизации, постепенно развил эссенциалистский взгляд на человеческую природу и во время своих путешествий изобрел портативный прибор для измерения головы.
В 1890-х годах он обратился к психологии и социологии, опубликовал многие из своих наиболее успешных работ в этих областях. За это время он создал собственные теории психологии и социологии, провел ряд экспериментов в физике и опубликовал популярные книги по смежным исследовательским темам.
Философские идеи Лебона
Отождествлял массу с толпой, в которой индивиды теряют чувство ответственности и попадают во власть иррациональных чувств, так как ими управляет закон «духовного единства толпы».
Он выступал против всех форм социального равенства и революций, связывал достижения цивилизации с результатами деятельности элиты, личными интеллектуальными способностями и продуктивным творческим трудом личности.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая[3][первичный источник].
Стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время», а также «охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использования упрощённых лозунгов»[3][первичный источник].
Павел Николаевич Милюков рассказывает о философии Лебона в книге «Национальный вопрос», чтобы показать пример национального шовинизма[4]: «В современной его форме учение национализма опирается на теорию графа Гобино о „неравенстве рас“, находит себе сильную поддержку в господствовавшем до последнего времени учении о наследственности А. Вейсмана <…> и свое талантливое выражение в произведениях Гюстава Лебона. Из тех же корней исходит распространенное учение германских „расистов“: учение о превосходстве белокурой и высокорослой „германской“ расы над всеми остальными»[5].
Основные работы
1914 год
«История арабской цивилизации» (1884)
«История цивилизаций Индии» (1887)
«Современная верховая езда» (1892)
«Психология народов и масс»
«Психология народов» (1894)
«Психология масс» (1895)
«Психология воспитания» (1902)
«Психология социализма» (1908)
«Эволюция материи» (1912)
Надгробный памятник на могиле Лебона работы Люсьена Паллеза[фр.]
Книги «Психология народов» (Les Lois Psychologiques de l';volution des Peuples (1894)) и «Психология масс» (La Psychologie des Foules (1895)) в русском переводе часто объединяют в одну или путают друг с другом. Книга «Психология народов» посвящена расовой теории[6], книга «Психология масс» (в других переводах — «Психология толпы») стала основой пиар-технологий и техник манипуляции массовым сознанием. Под заголовком «Психология народов и масс» может быть издан как перевод обеих книг вместе, так и перевод любой из двух книг по отдельности. В последнее время под этим заголовком чаще всего переиздают вторую книгу, «Психология масс».[источник не указан 927 дней]
По свидетельству Марии Гляссер, книга «Психология толпы» Лебона была среди тех, которыми чаще всего пользовался Ленин[7][значимость факта?].
См. также
Социология
Психология
Этология
Примечания
RKDartists (нид.)
Gustave Le Bon (англ.) // Nature. — 1941-05-01. — Vol. 147, iss. 3732. — P. 573–573. — ISSN 1476-4687. — doi:10.1038/147573a0. Архивировано 10 февраля 2023 года.
Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. — 238 с. — ISBN 978-5-8291-1283-7.
Милюков, П. Н. Национальный вопрос: Происхождение национальности и национальные вопросы в России.. — Praha: Swobodnja Rossija, 1925. — С. 13. — 192 с.
Милюков, П. Н. Национальный вопрос: Происхождение национальности и национальные вопросы в России.. — Praha: Swobodnja Rossija, 1925. — С. 14. — 192 с.
Лепетухин, Николай Владимирович. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX — начала XX вв. Архивная копия от 10 января 2019 на Wayback Machine // автореферат диссертации по истории
Бажанов Б. С. Воспоминания бывшего секретаря Сталина / Под ред. Л. М. Суриса. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. — С. 128. — 356 с. — ISBN 978-5-4475-8690-4. — [Архивировано 30 марта 2023 года.]
Литература
Лебон, Гюстав : [арх. 3 января 2023] / Гофман А. Б. // Лас-Тунас — Ломонос [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 97. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7.
Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. — 238 с. — ISBN 978-5-8291-1283-7.
Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0.
Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX — начала XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен. — Иваново: ПресСто, 2013. — 148 с. — ISBN 978-5-905908-36-1.
Лепетухин Н. В. Жизнь и «психологии» доктора Гюстава Лебона // Вопросы истории естествознания и техники. 2016. Т. 37. № 4. С. 751—779.
Marpeau B. G. Le Bon. Parcours d’un intellectuel. P., 2000.
Rouvier C. Les id;es politiques de G. Le Bon. P., 1986
ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ
В трудных обстоятельствах народ может спасти героизм, но только совокупность маленьких повседневных добродетелей определяет его величие.
© Гюстав Лебон
Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое — толпа.
© Гюстав Лебон
Развитие цивилизации, к несчастью, создало у современного человека массу потребностей, не давая ему средств для их удовлетворения, и произвело таким образом всеобщее недовольство в душах.
© Гюстав Лебон
_____________________
«Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой». Фридрих Вильгельм Ницше.
Сегодня практически ни у кого уже не вызывает сомнений тот факт, что у человека, находящегося в тесном и прямом контакте с большой массой людей, резко меняется сознание.
В толпе сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление… Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта.
Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой.
Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютной правде, или же, как к столь же абсолютному заблуждению. Так всегда бывает с верованиями, которые установились путем внушения, а не путем рассуждения… Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение.
В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы… Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика — в верующего, честного человека — в преступника, труса — в героя.
Человек в толпе приобретает новое качество, становится элементом новой системы. Он не обдумывает свои действия, а мгновенно подчиняется полученному тем или иным образом сигналу.
Психология народов и масс.
© Гюстав Лебон 15
________________________
…уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости…
© Гюстав Лебон
Толпа никогда не стремилась к истине; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой
© Гюстав Лебон
…одного факта участия в толпе достаточно для немедленного и значительного понижения интеллектуального уровня…
© Гюстав Лебон
Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепно преклоняется перед сильной властью…
© Гюстав Лебон
… толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Именно это обстоятельство упускали совершенно из виду все писатели, изучавшие толпу лишь с точки зрения ее преступности.
Толпа часто бывает преступна — это правда, но часто также она бывает героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господень из рук неверных, или же, как в 1793-м году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его-то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного.
Из книги "Психология народов и масс"
© Гюстав Лебон
Если толпа охотно топчет ногами повергнутого деспота, то это происходит лишь оттого, что, потеряв свою силу, деспот этот уже попадает в категорию слабых, которых презирают, потому что их не боятся…
© Гюстав Лебон
Как женщина, толпа всегда впадает в крайности. Высказанное подозрение тотчас превращается в неоспоримую очевидность
© Гюстав Лебон
Некоторым разум дается только для оправдания собственных поступков, а не для руководства ими.
© Гюстав Лебон
Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него.
© Гюстав Лебон
Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним…
© Гюстав Лебон
Социализм есть не что иное, как крайнее выражение монархической идеи, для которой революция была ускорительной фазой.
© Гюстав Лебон «Психология народов и масс»
Свидетельство о публикации №225101601588
