Очарована, околдована - романс, украденный у поэта
Это история о том, как переплелись высокая поэзия, бардовская музыка и темные тени плагиата.Это история драматичная, где
гениальное стихотворение Николая Заболоцкого нашло свою идеальную музыкальную форму, чтобы потом быть присвоенным человеком, чья биография является полной противоположностью возвышенным строкам о любви.
Пролог: Поэтический шедевр
1957 год. Поэт Николай Заболоцкий, прошедший сталинские лагеря и ссылку, создает одно из самых пронзительных и совершенных своих стихотворений - "Признание". Это не просто любовная лирика, это философский гимн женщине, любви, мирозданию, написанный с неистовой силой и космическим размахом.
"Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!"
Строки дышат одновременно языческой природной силой ("с ветром в поле обвенчана") и христианским обожанием ("драгоценная моя женщина"). Это стихотворение ждало своего композитора.
Акт I: Настоящий автор музыки
Им стал ленинградский (питерский) бард Александр Лобановский (1935 - 2015). Именно он, человек из культурной среды, чуткий к поэзии, положил строки Заболоцкого на музыку. Его мелодия, одновременно страстная и трагическая, идеально легла на ритм и настроение стихотворения.
Романс в исполнении самого Лобановского был целостным и полным. Он включал пять строф, без купюр, донеся до слушателя весь замысел Заболоцкого. Однако долгое время эта версия оставалась достоянием узкого круга ценителей бардовской песни.
Акт II: Умелый "хозяин" чужого таланта
На авансцену выходит Михаил Звездинский (настоящее имя - Михаил Дейнекин). Его биография - готовый сценарий для криминальной драмы: кражи, дезертирство, изнасилование, взятки. В общей сложности он провел за решеткой около 12-16 лет.
Обладая харизмой и артистизмом, Звездинский смог создать себе образ "последнего белогвардейца" и "гонимого певца". Частью этого образа стали и чужие песни, которые он смело записывал на свой счет. В конце 1980-х годов романс "Очарована, околдована" в его исполнении, укороченный и лишенный одной строфы, неожиданно становится шлягером. Вслед за ним песню подхватывают и другие популярные исполнители, например, Александр Малинин, также исполняющий ее в урезанном виде.
Звездинский не просто пел чужую песню - он официально зарегистрировал ее на себя в Российском авторском обществе (РАО), став, по документам, композитором.
Акт III: Суд и восстановление справедливости
Ситуация казалась безвыходной: известный шансонье с криминальной хваткой против малоизвестного барда. Но Лобановский нашел в себе силы бороться.
В 1990 году Александр Лобановский обратился в суд. В своем иске он требовал признать его автором не только "Очарована, околдована", но и еще шести песен, присвоенных Звездинским:
· "Сгорая, плачут свечи"
· "Проститутка Буреломова"
· "Шел я в ночь"
· "Увяли розы"
· "Сенокос"
· "Нерусь"
Суд состоялся, и авторство Лобановского было официально подтверждено. Это была редкая и важная победа творца над циничным плагиатором.
Акт IV: Загадка пропавшей строфы
Почему же Звездинский, Малинин и многие другие исполнители поют романс не полностью, опуская четвертую строфу?
"Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые."
Версии могут быть разными:
1. Композиционная: Возможно, им казалось, что песня получается слишком длинной для эфира или для массового слушателя, и они жертвовали одной строфой для большей лаконичности.
2. Смысловая: Четвертая строфа - самая чувственная, почти физическая. В ней не только духовное, но и плотское влечение ("дай войти", "руки твои полуголые"). Исполнители, делавшие ставку на романтично-трагический образ, возможно, посчитали эти строки излишне откровенными, способными "снизить" пафос.
3. Случайная: Первый исполнитель (вероятно, Звездинский) где-то услышал или получил неполный текст, и именно эта усеченная версия пошла в народ.
Как бы то ни было, именно полный текст с пятой, итоговой строфой - "Что прибавится - не убавится..." - обретает ту самую философскую глубину и завершенность, которую вложил в него Заболоцкий.
Эпилог: Песня, которая сильнее обстоятельств
История романса "Очарована, околдована" - это история удивительной живучести настоящего искусства. Поэзия Заболоцкого и музыка Лобановского оказались сильнее плагиата, криминального прошлого и воли к славе.
Песня оторвалась от своих недобросовестных "популяризаторов" и зажила собственной жизнью. Сегодня, когда мы ее слышим, мы вспоминаем не Звездинского, а гениальные строки о "драгоценной женщине" и "звезде сумасшедшей". Она стала частью культурного кода, доказав, что красота, однажды рожденная, не может быть ни украдена, ни окончательно искажена.
Свидетельство о публикации №225101601870
