В Казани пришлось начинать с чистого листа

От автора: Написал в прошлом году книгу по заказу Поволжского университета спорта (Казань). К 50-летию создания вуза. Получил гонорар от подрядчика - Татарское книжное peaceДАтельство в 13 251 рубль (13 тысяч 251 рубль). 13 августа директор peaceДАтельства Ильдар Сагдатшин покинул пост по "собственному". А я публикую рукописи, которые "не горят", какие бы копейки за них не платили.

Юсуп Якубов, ректор Поволжского университета спорта (2010-2020): «Когда Поволжскую академию спорта перевели в Казань, то пришлось начинать, по сути, с чистого листа. На этом листе была современная спортивная инфраструктура, материальная база, но необходимо было уже их заполнить. Причем, каких-то примеров в развитии у нас не было, поэтому поездки организовывались за границу, в вузы Китая, чей Пекинский институт спорта особенно впечатлил своими 15 тысячами студентов, в Америку, плюс смотрели самые лучшие и передовые вузы в стране.
Нельзя забывать, что мы не перевозили в Казань студентов из Челнов, давая им возможность завершить обучение в Набережных Челнов, для чего сохранили тамошний вуз, ставший нашим филиалом. И эта политика, в целом, помогла нам в период, когда пошла реорганизация высшей школы, стали закрываться филиалы вузов по всей стране, что зачастую сопровождалось ростом недовольства, но за свой вуз могу сказать, что нам удалось купировать это недовольство, в том числе, за счет максимально бережного отношения к коллективу филиала, который был закрыт только после того, как его стены покинул последний студент, и уже вслед за этим ушел и руководитель, которому было предложено достойное место в Поволжском университете спорта. Это было важно и с бытовой точки зрения, и с психологической, поскольку наш «чистый лист» предполагал новую психологию, что мы «Академия чемпионов», как начали себя позиционировать с первых дней, без былого налета провинциальности. Плюс хотелось при максимально бережном отношении к имеющемуся тренерско-преподавательскому составу, пополнить его и опытными и наиболее передовыми кадрами извне.
Как резюме, министр образования Дмитрий Викторович Ливанов, посетив нашу Академию, сказал в итоге, что «Это лучший спортивный вуз в России... И не только», добавил он затем, и мы поняли, что он оценил наш вуз в сравнении не только с другими спортивными, но и с академическими. Мне думается, что вряд ли он сравнивал нас со спортивными узами других стран.
Когда мне говорят, что я пришел в академическую среду извне, отвечу, что, во-первых, у нас есть определенное представление о вузовской системе, поскольку все люди с высшим образованием могли получить это представление на момент обучения в вузе, во-вторых я имел опыт работы в школе учителем.
И, в третьих, будучи студентами зачастую мы ставим себя на место преподавателя с мыслью, что можно было бы изменить в этой сфере, поскольку, зачастую, после окончания вуза, сталкивались с пониманием, что какой-то компетенции, квалификации, чего-то необходимого в дальнейшей работе мы не дополучили, и это должно прийти только с опытом. В то же время ты учил что-то, чего в работе и в жизни не пригодилось. В том числе, исходя из этого, я хотел построить нашу работу так, чтобы дать студентам максимальную долю компетенций, непосредственно связанных с их дальнейшей профессией, увязать их теоретические знания с практикой. Поэтому мы всегда поощряли студентов, которые во время обучения, нашли работу по сфере их специальности, тренерскую, преподавательскую».
Наиль Садыков, старший преподаватель Кафедры теории и методики футбола и хоккея: «Мое сотрудничество с Поволжской академией спорта, началось с матчей наших команд, со всероссийской спартакиады медицинских вузов, которая прошла на базе академии — спорткомплексе «Буревестник». Преподаватель академии спорта Эдуард Можаев (Увы, преждевременно ушедший из жизни во времена коронавируса) предложил мне подумать о переходе в вуз, в котором я и сам учился, за команду которого играл еще в Челнах. Я прошел собеседование с ректором академии Юсупом Якубовым, который лично общался с каждым претендентом при поступлении на работу.
У нас отличный тренерско-преподавательский коллектив, отличная база для получения знаний и развития профессиональных навыков, в этом, кстати, я вижу главное предназначение нашей академии. Плюс студенческий футбол у нас серьезно развивается, есть прецеденты, когда игроки-студенты переходят в профессиональные клубы, как наш Артур Гилязетдинов (ныне игрок команды «Тюмень», выступающей на уровне первой лиги)».
Альфред Шамгуллин, старший преподаватель Кафедры теории и методики тенниса и бадминтона: «Уверенность в том, что мы переходим на новый этап, появилась, когда я 14 декабря 2014 года увидел из окон спорткомплекса «Буревестника», где на тот момент находилась наша кафедра, что на пустое пространство у «Академии тенниса» подъехал трактор и начал разгребать снег для того, чтобы начать рыть котлован. Это был следующий шаг, после того, как ранее торжественно заложили камень на месте будущего Центра бадминтона. Камень, кстати, с тех пор так и лежит, он был символическим, а сам Центр был открыт в 2016 году. И, что важно, большое развитие бадминтону оказали регионы. Среди лидеров Алексеевск, который ранее возглавлял Демидов, Богатые Сабы, с его главой Раисом Миннихановым, с которым мы соперничали в одиночном разряде на ветеранским турнирах. Личная заинтересованность она многое значит, а Раису Нургалеевичу, кроме прочих, нравятся «ракетные» виды спорта, и бадминтон, и настольный теннис, и это в районе усиленно развивается.
Большим успехом татарстанского бадминтона был переезд в Казань тренерского семейства Назаровых, перебравшихся сюда с лучшими учениками, включая лидера российского тенниса Евгению Косецкую, выпускницу нашего вуза, участницу уже двух Олимпиад. Со временем дочь Назаровых стала прекрасным детским тренером».
Анна Романова, преподаватель Кафедры теории и методики футбола и хоккея: «В Поволжском университете спорта училась дочь известного футболиста, а сейчас тренера Рустема Хузина, которая стала чемпионкой мира по синхронному катанию, выступая за канадскую команду и обучаясь там же, как и одноклубница Мадина Асророва (супруга нынешнего хоккеиста "Ак Барса" Дмитрия Кателевского), затем они перевелись в наш вуз, окончили его, сейчас та же Хузина работает тренером в нашей РСШОР. А сейчас обучается Ангелина Лазарева, ранее входившая в состав юниорской сборной России в танцах на льду. Правда, каталась она с Максимом Прокофьевым за Тольятти.
Есть преимущество для местных студентов и в том, что существует возможность продолжать спортивную карьеру, например, в той же команде синхронного катания «Татарстан». У нас так и делают, в недавнем прошлом сразу несколько студенток стали чемпионками России, в кои-то веки опередив практически непобедимую команду «Парадиз» из Санкт-Петербурга, где тоже катались наши студентки. Сейчас за «Татарстан» выступают несколько студентов, включая одного из немногих фигуристов — Даниила Буташнова. Любителям фигурного катания эта фамилия хорошо знакома, поскольку он по детству конкурировал с Глебом Лутфуллиным, который остался в одиночном катании, переехав в Питер к знаменитому наставнику Алексею Мишину».
Фируза Зотова, советник при ректоре: «Необходимо отметить всех ректоров нашего вуза за преемственность. Понятно, что с приходом нового ректора  происходили какие-то перемены, но общая линия, и профессорско-преподавательский составы сохранялись, поскольку, чего скрывать, в академической среде бывали такие случаи, когда с новым ректором менялось абсолютно все. Причем, менялось сверху, начинались метания, и так далее, тут я не буду вдаваться в детали, поскольку у нас это не было ни-ког-да. Понятно, что проректора — это особая каста, люди которые входят в команду, что называется, но даже в отношении их все прежние кадры получали предложения по продлению контракта, либо о возможности перехода на новую должность внутри вуза, а принятие решения зависело уже от самого человека.
Поволжская академия спорта в моем понимании, это команда фанатов, которая душой радела за порученное нам дело. И это прививалось нам ректорами, которых я лично знала, начиная с Георгия Васильевича Цыганова, и заканчивая действующим. Рафисом Тимерхановичем. Для меня наиболее показательной в этом плане была торжественная церемония приема министров спорта всех стран у нас в Казани, международных организаций ЮНЕСКО, ТАФИСА, и так далее, когда мы самостоятельно подходили к высокопоставленным гостям, рассказывали им о нашей Академии. Возможно, это было нарушением общепринятого этикета, но я вижу в этом наше желание, эдакой группы пассионариев от академической науки, донести как можно большей группе людей информацию о Поволжской академии, а сейчас, Университете спорта».
Юрий Болтиков, заведующий Кафедрой теории и методики единоборств: «Спортивный вуз – это учебное заведение с собственной спецификой. Сюда стремятся поступать не по зову сердца, который «проснулся» годам к 17, аккурат, к окончанию школы. Нет, люди спорт выбирали гораздо раньше, когда шли в спортивные секции, закреплялись там, и со временем, проведенным в тренировках и соревнованиях, понимали, что спорт – это часть их жизни. Следовательно, надо подвести под нее научный базис. Не просто так тренироваться, а начать понимать определенные процессы, происходящие в процессе этих тренировок. Поэтому, абитуриенты могли прекратить поступать в спортивные вузы только со смертью спорта, как одного из процессов жизнедеятельности».
(Продолжение следует)


Рецензии