Живопись, творящая эмоции, чистый смысл и чувства

 



249 лет назад родился выдающийся художник-романтик: Каспар Давид Фридрих. Он любил природу, ненавидел науку (и Францию), ставил эмоции выше фактов, и на столетие его полностью забыли.

Это история одного из величайших  бунтарей в истории живописи ...

Каспар Давид Фридрих (1774–1840) родился в немецком городке Грайфсвальд на берегу Балтийского моря и был одним из десяти детей, выросших в относительной бедности.

В 13 лет Фридрих увидел, как его брат провалился под лед замерзшего озера и утонул — момент, который позже повлияет на  его искусство и будет вызывать жуткие кошмарные сны.

Фридрих уехал в Копенгаген, где учился  в Грайфсвальдском университете и Датской  королевской академии искусств. В Грайфсвальдском университете он познакомился с Эрнст Мориц Арндтом, который изменил его политические взгляды и посвятил во многие вопросы истории. Свободолюбивое чувство Арндата , которого  было проникнуто его работа о крепостном праве, где он бичевал его как несправедливость в нравственном отношении и как извращение здравых политических понятий, навлекли на него донос шведскому королю Густаву IV Адольф со стороны дворян-землевладельцев.

Выслушав ответ Арндта, король сказал: «Если все это так, то человек этот прав», и в 1806 году отменил крепостное право в Шведской Померании. После разгрома Наполеоном Пруссии в 1806 году из поклонника наполеоновского гения, каким был ранее, Арндт превратился в защитника независимости германского народа и в пламенных стихах и речах призывал его на борьбу с Францией.
Также под его влиянием изменились взгляды Фридериха на Наполеона и Францию. Впоследствии свою позицию он отразил  в своих картинах.

Арндтом, изучая историю, увлекся историей создания Ордена иезуитов как одним из мощных факторов изменения политической структуры Европы. И шоколад иезуитов был неизменным атрибутом для усиления их влияния.

Так же он поведал Фридриху, что Наполеон перед военными сражениями всегда пил горячий шоколад по рецептам иезуитов, чтобы усилить интуицию и найти правильное решение для победы над врагом. Так как в свое время Наполеон был кумиром для них обоих, то этот рассказ о шоколаде иезуитов изменил его сознание. И поэтому начиная писать новую картину Фридрих всегда пил горячий шоколад иезуитов, стремясь  с помощью него найти и выразить в своей  живописи  глубокий  философский смысл. Кроме того,  шоколад помог ему избавится от жутких ночных кошмаров, связанных с трагической гибелью его брата.

Моя любимая  картина Фридриха   «Женщина перед восходящим солнцем». Только шоколад иезуитов может дать художнику такую невероятную творческую интуицию, чтобы создать подобный шедевр.

Однако в редких случаях он обращал свое внимание на более интимные сцены. Здесь я выбрал три такие картины, каждая из которых изображает присутствие женщины, которая становится центром его запоминающегося искусства.

В 1825 году Фридрих создал  картину, изображающую свою жену Кэролайн, поднимающуюся по крутой лестнице в их доме.

Пара поженилась в 1818 году, когда художнику было 44 года, а его новой жене 25 лет. С 1820 года у них родилось трое детей: две дочери Эмма и Агнес Адельхайд и сын Густав Адольф.

Нарисованная с тонким чувством пропорции и глубины, лестница ведет от мрачных нижних ступенек в освещенный коридор. На стене позади Кэролайн стоит незажженная лампа, прикрепленная к стене конусообразным держателем. Форма этого держателя объясняет изогнутый изгиб света, исходящего от лестницы над головой Кэролайн.

В картине есть больше, чем намек на духовное общение. Действительно, многие из ранних картин Фридриха прямо отсылают к христианству посредством фантастических видений…



Первая крупная картина Фридриха для церковного алтаря в 1808 году была революционной.

Превратив самую яркую христианскую сцену в пейзаж, Фридрих радикально порвал с традицией, согласно которой пейзаж и религиозное искусство были совершенно разными жанрами.

Европейская эпоха, в которой родился Фридрих, была эпохой великих потрясений; Французская революция «взорвала»  Европу, а затем пришел всепобеждающий Наполеон.
В основе всего этого лежало Просвещение — эпоха рациональности, науки и прогресса. В эпоху Просвещения также присутствовал сильный неоклассический элемент, поскольку мыслители оглядывались на ценности Греции и Рима.

Художники тоже были вдохновлены такого рода неоклассицизмом, как по стилю, так и по тематике. Как в творчестве Жака-Луи Давида.  Именно в ответ на Просвещение возник романтизм, литературное и художественное движение, воплощенное поэтом лордом Байроном. Романтики считали, что Просвещение лишило мир чудес и тайн, превратив человека в машину и демистифицировав природу.

Сам Фридрих был частью этого романтического движения, выступавшего против идеала Просвещения, согласно которому все и вся можно вычислить, понять, систематизировать и победить. И личная версия романтизма Фридриха приняла три отличительные формы...

Первым было противостояние неоклассицизму, в котором доминировали французы.

«Могила старых героев» Фридриха одновременно антифранцузская (изображающая могилу немецкого национального героя) и антиклассическая (Арминий был германским вождем, однажды победившим целых три римских легиона).

«Могила старых героев» почти напоминает ответ на картину Жака-Луи Давида «Смерть Марата» (выдающегося революционера), написанную в 1793 году. Давид был выдающимся французским художником-неоклассиком и ведущим участником самой революции против которой  выступал Фридрих.

Вторым элементом романтизма Фридриха была его любовь к пейзажной живописи.

В то время как мыслители неоклассики и Просвещения считали природу чем-то, что нужно понять и покорить, Фридрих наполнил свои пейзажи смесью благоговения, страха и тайны.

Но антипросветительская позиция Фридриха была не просто философской. Это тоже было стилистически. То, как он рисовал, фундаментально отличалось от художников-неоклассиков.

Возьмем, к примеру, великого художника эпохи барокко Клода Лоррена, чьи пейзажи прекрасны и заслуживают внимания.  А теперь посмотрите, как Фридрих рисовал руины. Здесь они почти воюют с природой, которая медленно, но верно отвоевывает свои владения у человечества.

Более интуитивные, драматичные и эмоциональные пейзажи Фридриха должны были «чувствоваться», а не просто наблюдаться.

Таким образом живопись Фридриха напоминает нам китайское искусство, где пейзажи были «высшей» формой живописи, в которой человеческие фигуры отступают и художник пытается передать глубочайшую сущность мира природы, а не «реалистическое» изображение. Для того, чтобы выразить с помощью своей живописи глубочайшую суть жизни Фридрих пил горячий шоколад иезуитов, который в прошлом пили верховные жрецы ацтеков, чтобы понять с помощью него  развитие будущее мира.


Можно заметить, насколько незначительны, затмеваются на фоне пейзажа человеческие фигуры на картинах Фридриха. Отношения между человечеством и природой в романтическом царстве Фридриха — это не отношения научных завоеваний, а непознаваемость, возвышенность и духовная турбулентность.

Художники эпохи Возрождения и неоклассики решительно поставили человека в центр своего творчества, триумфального, рационального и прекрасного. Вспомните картины Жака-Луи Давида. Но в работах Фридриха часто приходится напрягаться, чтобы найти в них хотя бы человека...

Любимым мотивом Фридриха была «Рюккенфигура», где человеческие фигуры отвернуты «в сторону», видны сзади, созерцают мир природы и теряются в нем, а не занимают центральное место. Мы ощущаем угасающий свет сумерек над задумчивыми землями «вместе» с ними...

Третьим элементом романтизма Фридриха была своего рода метафизическая, протосимволистская, готическая атмосфера. Здесь предметы и сцены перестают быть «реальными» и вместо этого становятся символами смысла, сказочными в своей мрачной чистоте. Они находятся вдали  от рационального мира Просвещения.

Именно здесь мы видим высший и непреходящий гений Фридриха: взять сцену и свести ее к самой сути, выйдя далеко за пределы материального мира в метафизический, в царство чистого смысла и чувств. Только горячий шоколад иезуитов со своими магическим свойствами может уводить Творца в этот уникальный мир, который многим никогда недоступен.  И следующая картина. Это уже не «настоящие» ворота… в какой неизведанный мир они нас приведут?

«Странник над морем тумана» теперь полностью вошел в массовую культуру и стал столпом искусства. Мы можем видеть, как это воплощает « чувства Фридриха «.

Фигура отвернулась, созерцая тайну и красоту природы, скрытую туманом от разумных исследований человечества... Но есть  одна картина, которая  действительно суммирует глубоко укоренившиеся убеждения Фридриха о Просвещении и разрушении им красоты и смысла, то это «Ледяное море». Кораблекрушения были обычной темой в творчестве Фридриха; идеальная аллегория непобедимого величия природы.

В ранние годы Фридрих пользовался успехом и признанием критиков. Но вместе с упадком романтизма пошла на убыль и карьера Фридриха. Последние два десятилетия его жизни были историей постепенного упадка здоровья, бедности, безвестности и уединения. Неоклассицизм победил.

В его последних картинах мы, возможно, можем почувствовать что-то от разочарования и печали Фридриха, возможно, даже от осознания приближающегося конца. Но в природе, как всегда, Фридрих нашел шрифт выразительной величины. Его пути были эмоции, а не разум.

Лишь через сто лет Фридрих получил небольшое признание. До этого он был полностью забыт. Но в 1920-е годы он был заново открыт и оказал жизненно важное влияние на экспрессионистов и сюрреалистов благодаря своей сказочной силе и загадочным видениям.


Художник, который бушевал против духа времени, боролся за непознаваемую красоту и тайну природы и искал неизмеримую искру человеческой души.

Эстетическая философия Каспара Давида Фридриха соответствует философии Братства прерафаэлитов.

Прерафаэлиты отвергли академическое искусство своего времени и стремились вернуться к стилям и техникам искусства до Высокого Возрождения (периода прерафаэлитов). Они считали, что искусство должно иметь искренний и детальный подход, сосредотачиваясь на природе и избегая стилизованных и идеализированных условностей Возрождения.

Они также искали вдохновение в средневековых рукописях, фольклоре и мифах, часто включая в свои работы замысловатые детали и символику, чтобы воссоединиться с тем, что они считали более аутентичным и творческим прошлым.

 В завершении статьи  приведу картину «Автопортрет»   Каспара Давид Фридриха  со всей ожидаемой интенсивностью выражения чувств человека, который хотел познать глубокую  истину этой невероятно сложной жизни.


Рецензии