Искусство, превращающее мир в глубокий смысл
Вот несколько способов, которыми этот день был увековечен с тех пор в искусстве и архитектуре, — начиная с этого простого, но трогательного мемориала в Венгрии...
Практически невозможно понять масштабы Первой мировой войны, которая длилась с 1914 по 1918 год, пока вы не увидите кладбища, которые пришлось создать после ее окончания.
Например, в склепе Дуомон во Франции похоронено 146 000 солдат.
И вот бывшие поля сражений во Франции и Бельгии теперь стали местом бесконечной череды мемориалов, посвященных Первой мировой войне, каждый из которых по-своему пытается увековечить память, научить и пережить ее.
С возвышающихся шпилей канадского национального мемориала Вими:
К этим мрачным кирпичным аркам, спроектированным Эдвардом Лютьенсом, в Тьепвале.
Он чтит память солдат, погибших в битвах на Сомме в 1915–1918 годах.
Однако не все из них... только те 73 337, которые пропали без вести и не были должным образом похоронены.
Военные мемориалы на протяжении всей истории в основном носили триумфальный характер — они почти всегда были памятниками победе.
Будь то рельефы Ассирии или колонна Траяна в Риме, высеченные тысячи лет назад, они обычно запечатлели славу победоносных царей над своими врагами.
Но эти мемориалы Первой мировой войны, разбросанные по ныне мирной сельской местности, чем-то отличаются.
И их огромное количество, от отдельных могил в укромных уголках до колоссальных монументов, является частью этого — очевидным свидетельством какой-то великой катастрофы.
Но их дизайн также отличается — чаще всего строгий, без какого-либо праздничного декора, и потому вызывающий скорее траур, чем славу.
В прошлом лев часто был символом победы и завоевания, но здесь, в Вердене, лев спит.
С другой стороны, когда писатель Стефан Цвейг посетил город Ипр в 1920-х годах, он был потрясен «индустрией» военного туризма.
Цвейг был потрясен организованными экскурсиями, во время которых люди возили людей по округе с заказанным обедом и расписанной и спланированной каждой секундой дня.
Больше всего его удивили сувенирные магазины: в них продавались сувениры, сделанные из выброшенных боеприпасов или стреляных пуль.
Оказывается, даже военные мемориалы могут стать холодными и коммерциализированными.
Тем не менее, Цвейг вдохновлялся Мененскими воротами, строительство которых было завершено в 1927 году.
Он был построен в память обо всех солдатах, погибших в районе Ипра во время войны, а также о тех, чьи останки не удалось найти.
Еще 56 000 имен высечены на камне.
В то время как триумфальные арки Древнего Рима (и их имитации, такие как Триумфальная арка в Париже) являются памятниками славы поверженному врагу, Мененские ворота используют мотив арок совершенно иначе — почти иронично — чтобы почтить память жертв, а не победителей.
Но не всем нравились Мененские ворота.
Поэт Зигфрид Сассун, участвовавший в Первой мировой войне относился к ним с отвращением.
Приводит ли он убедительные доводы? Он считает, что слишком было мало сделано для преданного поколения .
В любом случае, для Цвейга главным памятником были Суконные ряды в Ипре, построенные в XIII веке. Когда он посетил их, они все еще представляли собой разрушенные бомбежками руины.
Для него это срабатывало, потому что здание не было построено в память о Первой мировой войне; оно было просто следствием войны и, следовательно, напоминанием о ее жестокости.
С тех пор Суконные ряды были перестроены по кирпичику.
Но остались и другие шрамы, например, кратер шахты Лохнагар во Франции.
Это след от одной из 19 мин, которые при взрыве издали самый громкий искусственный звук в истории на тот момент — люди в Лондоне слышали, как они взорвались.
И все же природа в значительной степени отвоевала себе территории на пустошах нейтральной зоны, хотя во многих местах ландшафт приобрел своеобразный, волнистый характер.
Последствия бомбежек и траншей, теперь покрытые травой и деревьями, но, несомненно, странные и неестественные.
Список памятных дат, намеренных или нет, практически бесконечен — и постоянно расширяется.
Этот венгерский мемориал, посвященный Первой и Второй мировым войнам, созданный Бёйте Хорватом Иштваном, был открыт в 2014 году.
Можно даже включить в список фильмы как «На Западном фронте без перемен».
Или, что самое пугающее и мучительное, — военное искусство немецкого художника Отто Дикса.
Такого рода мемориализация, направленная на то, чтобы ужасы войны не были забыты, отражена в поэзии Уилфреда Оуэна.
Его самое известное стихотворение «Dulce et Decorum Est» («Сладостно и красиво») получило свое название от латинского девиза, означающего «сладко и достойно умереть за свою страну».
Поэма и настроение, возможно, сопоставимые с картиной Джона Сингера Сарджента «Отравленные газом» — колоссальной картиной длиной более шести метров и высотой два метра, созданной в 1919 году.
Мир потрясла война, которую раньше невозможно было себе представить, и поэтому многие произведения искусства времен Первой мировой войны запечатлели этот шок.
Памятник воинам, павшим в годы Первой мировой войны, был открыт на Поклонной горе в Москве 4 августа 2014 года, к 100-летию начала Первой мировой войны. Композиция выражает благодарность всем воинам, которые в трудные минуты встали на защиту России. Монумент состоит из двух частей — это солдат на высоком постаменте, на котором изображен Георгиевский крест, и пехота, идущая в атаку на фоне российского триколора.
Памятник героям Первой мировой войны — памятник, установленный в городе Калининграде в год столетия с момента начала Первой мировой войны, посвящённый памяти русских солдат и офицеров, павших в боях этой войны.
Памятник Героям Первой мировой войны — памятник «Славным сынам Отечества казакам и горцам — героям Первой мировой войны» в городе Краснодаре. Открыт 28 июля 2016 года. Авторы памятника скульпторы Алан Петрович Корнаев, Валерий Павлович Пчелин.
Потери России в Первой мировой войне составили по данным Генерального Штаба на 03.10. 1917 года составили 775.369 убитыми и пропавшими без вести. Раненных 3.223.508 и пленных 4.043.548 офицеров и солдат. Чудовищные потери!
Особым местом памяти о войне, по замыслу императора Николая II, должно было стать Царское Село. В Государевой Ратной палате было предначертано стать Музеем Великой войны. По распоряжению Императора на окраине города был выделен специальный участок для погребения погибших Георгиевских кавалеров. Этот участок стал называться «Кладбищем героев», а с 1915 г. – Первым Братским кладбищем.
На его территории в августе 1915 г. состоялась закладка временного деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» для отпевания погибших и умерших от ран воинов. После окончания войны вместо временной деревянной церкви предполагалось возвести храм – памятник Великой войне. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В 1938 г. временная деревянная церковь на Братском кладбище была разобрана, а от могил воинов остался заросший травой пустырь.
Также для захоронений павших в Первую мировую войну русских воинов в феврале 1915 года на землях старинного усадебного парка села Всехсвятского под Москвой (ныне территория района Сокол Москвы) было открыто Всероссийское Братское кладбище и освящена часовня.
Вплоть до середины 1920 года захоронения здесь производились, практически, ежедневно. Но поскольку после революции 1917 года события Первой мировой войны были преданы забвению, то в 1930-е годы и само кладбище было преобразовано в парк.
Во время советской власти коммунистические лидеры стремились сделать все, чтобы народ забыл о своих героях Первой Мировой войны. И для этого разрушал войсковые мемориалы. Это удивительный исторический факт в истории, когда забвению предали миллионы погибших офицеров и солдат. Советский народ безропотно молчал…
Первая Мировая война - забытая в СССР война, но она была одна из самых страшных в истории цивилизации. И конфликт между победителями и побежденными в этой войне вызвал Вторую Мировую Войну. История Первой Мировой войны была, фактически, вычеркнута из памяти советского народа. В сознании советских людей остались лишь гибель армии Самсонова и Брусиловский прорыв.
Очевидно, что Первая мировая война, была глобальным событием мирового масштаба.
И хотя эта эпоха закончилась 106 лет назад, ее тень все еще жива; мир уже никогда не был прежним, и во многих отношениях именно в 1918 году по-настоящему началась современная эпоха.
Я считаю, что после окончания СВО должна быть увековечена память военнослужащих российской армии, погибших в боевых действиях. И каждое имя должно быть выбито золотом, чтобы наши потомки помнили об их подвиге. Не надо брать пример с руководителей СССР, которые забыли о подвигов российских воинов Первой Мировой Воины.
Свидетельство о публикации №225101600571
