Что лучше? Архитектура классическая или готическая

Достаточно взглянуть на «капители» — декоративную часть наверху колонны. Они расскажут вам все, что вам нужно знать.

Классические капители все одинаковы, но в готической архитектуре они всегда разные.

В классической (и неоклассической) архитектуре существуют «Пять Орденов». Лучший способ объяснить это пятью различными моделями дизайна, которые включают правила для колонны, капители и антаблемента над ней.

Этрусский, дорический, ионический, коринфский и составной — это пять орденов, расположенных по возрастающей степени сложности. Каждый из них имеет свой специфический орнамент и, кроме того, очень точные размеры и пропорции каждого элемента.

Эти модели со временем развивались в древнем мире и в конечном итоге были систематизированы такими людьми, как Витрувий — вы все еще можете прочитать его математические исследования. В эпоху Возрождения, когда возродилась классическая архитектура, Пять Орденов были тщательно изучены и еще раз систематизированы, создав набор моделей, которым с тех пор тщательно подражали.

Классические капители на изображении ниже — ионические; каждый из другого здания. Обратите внимание, что их волюты (завитки) и орнамент в виде яйца и стрелы между ними по сути идентичны.

Итак, всякий раз, когда вы строите в классическом (или неоклассическом) стиле и используете один из этих пяти орденов, мастера и скульпторы должны подчиняться проекту, заданному сотни лет назад, и просто выполнять его, как машина, с той точностью, с которой они могут.

Но вот в чем дело: в готической архитектуре таких правил вообще не было.

Средневековые каменщики и мастера могли проектировать свои капители так, как им хотелось. Возможно, их работа не была идеальной, но у них всегда была творческая свобода реализовывать свои собственные идеи и вдохновение. Никогда не было строгого плана, навязанного сверху, которому они должны были следовать — к ним относились как к людям, а не как к машинам.

Следовательно, капители готической архитектуры всегда разные, даже в пределах одного и того же здания. Вы найдете листву и цветы любого вида, фантастических зверей, улыбающиеся или серьезные лица, непристойные шутки и священные сцены, а также простые декоративные фантазии, все это смешано воедино. В результате появился стиль архитектуры, который неизбежно был разнообразным, удивительным и полным жизни.

Так что разница между классической и готической архитектурой заключается не только во внешних формах — округлых или заостренных арках, пилястрах и узорах, фронтонах и архивольтах. Разница заключается в фундаментальном мышлении, философии дизайна, социально-экономических отношениях, творческой свободе и рабочей автономии строителей и ремесленников.

Итак, что вы предпочитаете? Следует ли заставлять художников и ремесленников имитировать чистую и утонченную работу превосходного дизайнера или же им следует доверить творческую свободу создавать свои собственные проекты, какими бы странными и несовершенными они ни были?

Я предпочитаю Готику. Летающие контрфорсы также являются заметной и отличительной архитектурной особенностью готического стиля, особенно при строительстве соборов и других крупных религиозных зданий в средневековый период в Европе, с 12 по 16 века.


Рецензии
в постановке вопроса по--моему уже некоторая ошибка...))
Это как спрашивать какая порода собак лучше?
ВСЕ ХОРОШИ.

Русская архитектура - древние церкви - это по сути крепости с малыми бойницами , ибо исторически вся история древней Руси это войны. Отсюда и суровость.

В тоже время в Европе такой задаче нет... Плюс более мягкий климат , отсюда большие окна , арки , а некоторая угольчатость скорее всего от похожести на убранства головных уборов священников католической церкви , имеющей очень сильное влияние в Европе.

Но.... и в православной , и в католической архитектуре прежде всего соблюдение канонов.

Русский же классицизм - это минимализм изяшно найденный в пропорциях с акцентом на парадность - высокие окна , колонны , но в тоже время и сдержанность в украшательстве , чтобы всегда было и существовало в архитектуре древней Руси, плюс каноноческие ордера колонн....
Отсюда и величие, и аристократическое достоинство не требующее какого-то либо украшательства..

ВСЁ ПРЕКРАСНО В СВОЁМ РОДЕ, по выражению Чернышевского...)))



Владим Филипп   16.10.2025 13:31     Заявить о нарушении
Полностью согласен. Но архитектура это как музыка, воплощенная в камень. Одним нравится одна музыка, а другим другая. Но от этого музыка не становится хуже. Сравнивать архитектуру с собаками некорректно. Это софистика. Сравнение надо выбирать из области культуры или искусства.
С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   16.10.2025 13:56   Заявить о нарушении
Анатоль....почему не корректно ?... Не более , чем пример.
ну, а а как конфеты, одежду, овощи... и пр.?
Всё имеет свои достоинства и недостатки.))))

А всегда ли архитектура застывшая музыка ?...МОСКВА-СИТИ... флаконы тому пример..)))

Владим Филипп   16.10.2025 14:46   Заявить о нарушении
Это чисто философский вопрос.

Анатолий Клепов   16.10.2025 17:58   Заявить о нарушении