Умственный переполох в городе N

В город N, что дремал на берегу тихой речки Перекупки, пришла телеграмма замысловатого содержания. В ней говорилось, что на днях прибудет комиссия с целью проверки умственных способностей городского чиновничества, именуемых в документе лаконично: «IQ».

Весть эта произвела эффект, сравнимый с падением в реку Перекупку метеорита средних размеров. Чиновники, обычно напоминавшие неторопливых упитанных котов, внезапно забегали, засуетились и стали сродни котам, на которых вылили ушат ледяной воды.

Первым, кому надлежало проявить интеллект, был, разумеется, глава городской управы, Аристарх Сигизмундович Победоносиков. Узнав о комиссии, он немедленно вызвал к себе заведующего горздравотделом, доктора Медунца.

«Медунц, — сказал Победоносиков, суя ему под нос телеграмму, — что это за «ай-кью»? Оно что, заразное?»

Доктор Медунц, человек с лицом, как у озабоченного хорька, объяснил, что это, мол, коэффициент ума, величина научная и исчисляемая.

«Исчисляемая? — вспыхнул Победоносиков. — Как акцизный сбор? Прекрасно! Значит, его можно и… поднять?»

Лицо доктора Медунца осветилось мыслью.
«Аристарх Сигизмундович!— прошептал он. — А ведь точно! Ума, конечно, в аптеке не отпускают. Но ежели на короткий срок, можно попробовать ореховой настойки с перцем. Она, правда, для печени вредна, но мозги, говорят, прочищает знатно.»

Тут же был мобилизован весь научный потенциал города N. За дело взялся школьный учитель физики Альберт Казимирович, человек с взъерошенными бровями и вечным запахом реактивов. В кабинете Победоносикова начались спешные занятия. Учитель пытался втолковать градоначальнику, почему вода мокрая, а падающее яблоко стремится к земле. Победоносиков слушал, тяжело дыша, и все спрашивал: «А какая от этого практическая польза для городского бюджета?»

Тем временем председатель комитета по торговле, Тит Фомич Губошлепов, человек с лицом в форме булки «Городская», пошёл иным путём. Он раздобыл где-то сборник кроссвордов и с упорством, достойным лучшего применения, вбивал в свою голову названия африканских рек и столиц малых азиатских государств. «Кигали… Банги… Нджамена…» — бормотал он, как заклинание, полагая, что эрудиция и есть ум.

Начальник коммунального хозяйства, Семён Семёныч Трубочистов, был практиком. Узнав, что тесты включают задачи на логику, он приказал рабочим срочно перекрасить все люки в городе в один цвет, дабы «унифицировать логистику мышления». А его супруга, Матрёна Петровна, положила ему в носки под пятку медный пятак — старинный народный метод «для остроты ума».

Настал день страшного суда. Комиссия, состоявшая из трёх серьёзных товарищей в одинаковых серых костюмах, разместилась в актовом зале управы. Первым, пыхтя и волнуясь, ввалился Победоносиков. Ему показали картинку с уткой, кроликом и спрашивали: «Что здесь лишнее?» Аристарх Сигизмундович, вспомнив наставления доктора Медунца о пользе животного белка, уверенно ткнул пальцем в кролика и сказал: «Этот! Его на жаркое! Остальное — мелочь!»

Тита Фомича Губошлепова спросили, что он знает об Архимеде. Тит Фомич, прокрутив в глове ответы на кроссворды, радостно выпалил: «Архимед — это столица Древней Греции!» Члены комиссии переглянулись.

Семёна Семёныча Трубочистова спас его же пятак. Заходя в зал, он так нервничал, что пятак под пяткой скользнул, и начальник коммуналки, описав в воздухе изящную дугу, шлёпнулся на пол. «Вот видите! — воскликнул он, потирая ушибленное место. — Логика отступает перед реальными жизненными обстоятельствами!

Самым неожиданным оказался результат скромного главы избиркома, Василия Акакиевича Чижикова, тихого и вечно прожжённого табаком человечка. Его в комиссию привели почти насильно, для массовости. Каково же было удивление, когда Василий Акакиевич, морщась от света и непривычного внимания, блестяще ответил на все вопросы, включая самый каверзный о теории относительности. Оказалось, он целыми днями от скуки, читал подшивки научных журналов.

Итоги проверки в городе N были столь ошеломляющи, что комиссия, недолго думая, велела чиновникам готовиться к сдаче дел, а сама, запечатав протоколы в сургуч, повезла результаты в столицу.

Но в столице их ждал уже настоящий переполох. Со всех концов страны такие рапорты идут, что хоть святых выноси. Один городской голова, говорят, на вопрос «кто такой Ньютон» ответил, что это, наверное, новый поставщик мясных консервов. Другой — пытался тест на интеллект взяткой задобрить.

Собралось, значит, столичное начальство, почесало в затылках и постановило: отменить эту затею к чёртовой матери. Потому как выяснилось, что ежели всех малоумных чиновников поставить к стенке, то управлять страной будет некому. И кроме того, как мудро изрёк главный администратор: «Нам, братцы, умники не нужны. Нам нужны исполнительные. А с этим, — говорит, — у нас полный порядок».

И ведь что характерно — так оно и вышло.


Рецензии