Перезрело
ВСЁ УЖЕ ДАВНО ПЕРЕЗРЕЛО ОДНАКО
Среди новых наработок математической лаборатории за последние полгода можно выделить два наиболее значимых результата: появление и развитие концепции преподавательских олимпиад между вузами РФ и разработка примерного плана перспективных экспериментальных работ с роем БПЛА, создающих радиопомехи наподобие квазибелого шума.
Состязания преподавателей
Накопление эксцессов досадного непрофессионализма рано или поздно приводит к смысловым деформациям и переосмыслениям каких-то элементов устоявшихся систем.
Напомним о некоторых резонансных эксцессах последнего времени.
1. Математическая олимпиада 2021 года. Только вмешательство председателя жюри, профессора математики из одного московского вуза, позволило однозначно подтвердить ошибочность действий преподавателей ( членов жюри, оценивающего работы студентов и курсантов ) и подтвердить полную правоту студента, работа которого поначалу была оценена катастрофически неверно.
2. Математическая олимпиада 2022 года. На этот раз уже сам председатель жюри с подачи руководителя одной из команд поспешно сделал ошибочное математическое заявление по поводу условия одного из конкурсных заданий. Надо отдать должное этому председателю жюри: через несколько часов, разобравшись в математических тонкостях, он публично дезавуировал своё заявление и извинился.
3. Математическая олимпиада 2023 года. Во время анализа и оценивания конкурсных работ выяснилось, что официально утверждённая версия выполнения одного конкурсного задания содержит математические ошибки. Выяснилось благодаря отдельным студентам и курсантам из разных вузов, которые в своих работах действовали грамотно и приходили к верным выводам. Небольшая, достаточно для этого компетентная, часть жюри вникла в математическую суть дела, но в целом организаторами и членами жюри осуществлялось сознательное замалчивание вопиющего происшествия.
4. Математическая олимпиада 2024 года. На этот раз официально утверждённая версия одного из конкурсных заданий была не просто неаккуратной и содержащей математические некорректности как это случилось год назад. На этот раз конкурсное задание ( и версия его выполнения ) было сотворено преподавателями, математическое образование которых, вероятно, ограничивается несколькими классами начальной школы. К чести жюри, ещё до начала анализа и оценивания конкурсных работ ( на стадии разработки протоколов оценивания ) одна сотрудница ( руководит командой курсантов с 2003 года ) заметила бред и оперативно всё исправила. И опять нашлось немало студенческих и курсантских работ с математически грамотными интерпретациями и верными вычислениями ( в отличие от официальной версии ).
5. Математическая олимпиада 2025 года. В этом году всех приятно удивила апелляционная комиссия. Дело в том, что многие курсанты и студенты из разных вузов предложили самые разные ( и абсолютно верные ) выполнения одного конкурсного задания. Тексты их рассуждений и вычислений, конечно же, не обязаны совпадать с официальной версией ( всего лишь одной из возможных ). Но к своему позору жюри не смогло понять эти работы. Апелляционная комиссия, в которую, к счастью, входили лица немного знакомые с математикой, оказалась на высоте и оценила работы студентов и курсантов адекватно. Однако организаторы и председатель жюри почему-то заблокировали объективные выводы апелляционной комиссии. Хочется верить, что это объясняется не преступной коррумпированностью организаторов или председателя жюри, а просто, как обычно, математическим невежеством, принявшим уже катастрофические масштабы.
Состояние всего преподавательского сообщества уже давно, мягко говоря, вызывает у общества вопросы. А имеющие дело со студентами многолетние труженики неформального репетиторского сообщества столичных городов уверено вам подтвердят, что в невоенных вузах ситуация и вовсе безнадёжная. Там уровень стагнации и безразличия к результатам «преподавания» уже перешёл критические отметки. Деградацию можно притормозить, подключив к мониторингу и контролю некоторых элементов научно-образовательного процесса специально для этого подобранных и подготовленных ветеранов СВО. Но это тема для отдельной статьи. Здесь же мы сосредоточимся на оздоровительных физико-математических состязаниях преподавателей под контролем лучших студентов и курсантов ( точнее, под управлением объединённого коллектива курсантов-«олимпиадников» и студентов-«олимпиадников» ). Эти социальные группы - постсоветские преподаватели и современные обучающиеся - уже давно напрашиваются на то, чтобы их наконец-то, хотя бы частично и локально, поменяли ролями. Это даёт определённый шанс на оздоровление, по крайней мере, в военных вузах.
Примерный общий тематический состав конкурсных заданий:
математика - 45% ;
физика - 35% ;
остальное ( начертательная геометрия, Excel, математические головоломки ) - 20% . Инженерно-технические головоломки изобретательского характера также допустимы.
Количество туров и количество заданий в туре зависят от входных параметров и окончательно определяются накануне запуска пилотного проекта.
Состав команды от одного вуза: от трёх до пяти человек из числа ППС. У каждого участника команды стаж работы на полную ставку в данном военном вузе - не менее четырёх лет. Количество участников команды со стажем работы на полную ставку в данном вузе меньше шести лет - не более двух человек. Зачёт результата команды вуза в одном туре - по трём лучшим работам.
Помимо жюри, непосредственно оценивающего работы конкурсантов, предусматривается группа научной экспертизы ( ГНЭ ) из пяти человек ( профессиональных математиков и профессиональных преподавателей математики ). Трое входящих в ГНЭ являются преподавателями мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, и ещё двое являются преподавателями соответствующего факультета МПГУ ( Московский педагогический государственный университет ).
Состав подразделения жюри ( четыре человека ), оценивающего выполнение одного задания ( в каком-то одном туре ):
курсант-«олимпиадник» или участник СВО, бывший несколько лет подряд курсантом-«олимпиадником»;
студент-«олимпиадник» или аспирант, бывший несколько лет подряд студентом-«олимпиадником»;
преподаватель математики на одном из факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова;
преподаватель математики на соответствующем факультете МПГУ.
Каждую конкурсную работу они проверяют и оценивают вчетвером, имея на руках четыре ксерокопии работы и не общаясь между собой. Работают в четырёх отдельных помещениях или в четырёх отделённых друг от друга непроницаемых кабинках. Усреднённый балл
z = 1/4 ( z_1 + z_2 + z_3 + z_4 ) и четыре отклонения | z_k - z |
оперативно заносятся в компьютер группы контроля и управления ( ГКУ, состоит из компетентных участников СВО ). Если имеются отклонения от среднего, превосходящие критическое значение ( само критическое значение задаётся в официальном регламенте олимпиады ), то дежурный сотрудник ГКУ относит соответствующие работы конкурсантов в ГНЭ ( в группу научной экспертизы ) для перепроверки. Если выясняется необоснованность оценки члена жюри ( завышение или занижение количества баллов ), то его рейтинг понижается и новое значение рейтинга заносится в компьютер. Член жюри с пониженным рейтингом не задействуется в следующей олимпиаде.
Белый шум и рой «искрящих» дронов
Интенсивная подготовка к различным конкурсам предполагает регулярную релаксацию ( психологические разрядки ) студентов, одна из форм которой - свободное, ни к чему не обязывающее общение на различные темы. Без участия преподавателей или, иногда, с участием. Так спонтанно зародилась идея радиоволнового противодействия не с земли, а прямо в небе. На небольшой недорогой БПЛА устанавливаются две дополнительные батареи, которые питают установленный на этом аппарате примитивный непрерывно искрящий зуммер-прерыватель ( одна питает собственно зуммер, а вторая «искрит» за счёт её короткого замыкания-размыкания, осуществляемого вибрирующим зуммером ). Кто-то из студентов видел в детстве как заметно портится и мигает изображение на экране старого телевизора с электронно-лучевым кинескопом, если на расстоянии 6 - 8 метров попеременно и быстро замыкать и размыкать контакты старой «батарейки». Это, кстати, некоторым образом примыкает и к олимпиадным задачам про белый шум, и к суммированиям случайных процессов специальных типов.
В итоге, на сегодняшний день, математическая лаборатория может предложить план некоторых экспериментальных проверок на соответствующем полигоне. Основной эксперимент следующий. Летящий в небе и управляемый откуда-то БПЛА ( без «оптоволокна», только радиосигналы ) оказывается окружённым роем «искрящих» дронов ( допустим, их полтора десятка ). Особого сближения не требуется, «искрящие» дроны находятся от управляемого кем-то БПЛА на разных расстояниях - от нескольких метров до нескольких десятков метров. Насколько существенно рой «искрящих» дронов может препятствовать управлению данным БПЛА ?
Разумеется, наиболее продвинутые студенты упоминали про резонансные LC – фильтры, которые можно, экспериментируя, соединять последовательно или параллельно с «искрящей» батареей. В конце концов все сошлись на идее подключения комплексного LC – фильтра ( с множеством контуров, с набором частот ), резонансные частоты которого изменяются и, если надо, изменяются быстро и «рандомным» образом. Техническое выделение отдельных радиочастот - это уже частичный отказ от концепции квазибелого шума, но без физических экспериментов трудно удерживаться в одной концепции, не думая об альтернативных.
В заключение ещё отметим, что предложение не мудрить с искрением, а использовать классические генераторы ВЧ и УВЧ на микросхемах с соответствующими излучателями ( из проволоки, из фольги на корпусе дрона, и прочие ) также звучало, но было пока отложено.
Конкурсы рефератов и межвузовская викторина «Что ? Где ? Когда ?»
Ежегодно в математической лаборатории обновляется содержание физико-математических викторин для курсантов и студентов младших курсов и обновляются материалы для очередного конкурса рефератов. Работа курсантов и студентов над рефератами представляет собой ту часть лабораторной деятельности, где время от времени возникают свежие идеи научно-изобретательского характера. В этом году означенные мероприятия были подготовлены и успешно проведены.
Свидетельство о публикации №225101600973