О карме

Сергеич, позвонил Саша, идем завтра к Змеиному? У меня два дня выходных.
-Так, дождь же обещают на субботу.
-Много раз обещали синоптики , а дождя не было.
-Хорошо. Я, как обычно, еду первым автобусом. На юго-западе тучи. Если они завтра к утру не закроют восход, то рассвет может быть красивый.
-Договорились.
Увы. Тучи накрыли к утру все небо. Но дождя не было. Поехал. Саша пришел через два часа.
-Видел с перевала. Рассвета не было. Дождь, наверное, все-таки, Сергеич, будет. Ты уже дрова заготовил. Запаливай костер.  Делаем чай.
Во время чаепития. -Внимательно смотрел всю неделю выступления специалистов на программе Владимира Соловьева и Большой Игры. Все ближе приближается, Сергеич, большая война. Как бы не сбылись пророчества Елены Рерих о катастрофе. Все к этому идет. Наконец-то наши начали бомбить фашистов-бандеровцев серьезно. Надо воевать так, как воевали наши отцы и деды с немцами. Правильно говорят выступающие: если нас хотят они уничтожить, то мы должны воевать по-настоящему.
Ты прав, Саша. У меня есть что почитать.
В книге Архимандрита Рафаила/Карелина/. «Церковь и Мир. На пороге Апокалипсиса», в главе о Метампсихозе  много написано о карме. Зачитаю некоторые его строки.
«Главным нервом, проходящим через все учение индуизма, можно считать метапсихоз, теорию перевоплощений, и неразрывно связанный с ним кармический закон. Карма означает «действие». Это, по мнению индуистов, причинно-следственная связь, такая же механическая и бездушная, как физические законы, управляющие материальным миром. Человеческие поступки подобны прикосновению к пульту сложной машины пальцев, которые направляют ее ход,- эти законы так же неизбежны и безразличны по отношению к человеку, как движение космических тел. Там нет ни любви, ни сострадания, а только воздаяние. Награда и наказание заключаются в  неведомом самому  человеку содержании его подсознания, в его физической красоте или уродстве, в телесной силе и болезнях и в ситуациях его жизни. Там все размерено и определено. Обстоятельства двух следующих друг за другом воплощений можно сравнить с позитивом и негативом: кто убивал-будет убит, кто спасал других от опасности-будет сам спасен от гибели, кто лгал-будет обманут и так далее. Там законы правосудия, действующие с неумолимой точностью. Но там нет Бога Отца. Там бесстрастный счетчик человеческих деяний,. Там судья, в груди которого вместо сердца-книга закона, книга холодная и величественная, как звездное небо. Там  нет Бога, который любит и сострадает, который имеет власть прощать за один порыв души. Там огромный компьютер, в  который вложена информация о всех существах вселенной; компьютер непрестанно принимает информацию и выдает ответ. Этот ответ космического компьютера воплощается в новую форму жизни, в новые ситуации. Метапсихоз, по мнению индуистов, должен, в  конце концов, превратить исправдом для преступников в храм, где живут святые и мудрецы, а еще вернее- загнать душу человека, как футбольный мяч, после многих ударов судьбы и метаний-бросков по полю, в ворота храма. В учении о метапсихозе нет Бога-Отца, для которого мы малые дети, нет духовной семьи, а вместо нее- огромный детдом, где строгие,  но справедливые надзиратели фиксируют каждый поступок ребенка. Здесь система наказаний и поощрений, только с той разницей, что человек в новом воплощении не может понять, за что его наказывают или поощряют: реинкарнация отнимает память о прошлой жизни. Человек похож на того, кто во сне совершил преступление и за это просыпается в тюрьме. Нам могут возразить, что человек не помнит своего раннего детства, только видит отдельные проблески его, как вспышки света во тьме. Но если Христос говорит о детях: не мешайте им приходить ко Мне, потому что таковых есть Царство Небесное, то индуизм смотрит на ребенка как на несовершенного человека, поэтому аналогии между детством и прошедшей жизнью провести нельзя. Для индуиста грех- незнание и невежество; для христианина грех- это противление воле Божией, то, что стоит между ним и Божеством. Идея человека имеет свое воплощение, то  есть идеал в лице Христа Спасителя. У индуистов нет идеала, так как их боги только надевают на себя человеческие маски, а сами люди прикованы к колесу жизни. Может ли бедный пленник быть идеалом? Поэтому механический закон возмездия ориентирован на самого человека. Он  находится в амплитуде движения между двумя полюсами: награды и наказания, которые воспринимают как наслаждение и страдание. Карма, как тень, преследует бедного человека. Может ли кармический закон исправить человека? Если человек не помнит своей прежней жизни, то он не сможет осознать, зачем и к чему получает удары или, наоборот, награды. Если он не осмысливает их, то не может приобретать нравственного опыта. Он похож  на ребенка, который не понимает, за что его бьют или хвалят. От такого метода воспитания у ребенка может возникнуть не духовность, а невроз. Кармический закон преподается как искупление человека. Но кто принимает это искупление? Если Бог, то бог-это я. Перед человечеством? Но, по мнению веданты, множественность, в том числе и человечество-только фикция. Реален только Брахман. Карма наказывает,  не называя вины, как будто на человека накинули одеяло  бьют его, а он не  видит, кто бьет, и не понимает, за что. Даже человеческий суд, наказывая преступника, зачитывает его вину перед вынесением приговора. Личность-это то, что ощущает и сознает. Если мы не сознаем и не помним прежних воплощений, то мы уже не личности. Или мы идентичны со своим первым воплощением? Индуисты говорят: с Атманом. Но он тождественен с Брахманом, следовательно, одинаков у всех людей. Буддисты говорят: с дхармой, психо-физическими элементами. Однако оказывается, что дхармы каждый раз слагаются в новую, качественно отличную структуру, следовательно, это уже не я.. Из одних и тех же кирпичей можно построить конющню и дворец. Вышеприведенное стравнение с темным периодом детства ложно еще и потому, что младенец не может сознательно оценить свои поступки, поэтому не ответственен за них, хотя бы произнес кощунство или разбил драгоценность. А в  карме как раз ответственность за то, что находится вне сознания. Значит, «я»- это мое подсознание..  Но ведь нравственность-это свободный выбор, а подсознание-область импульсивных влечений, инстинктов, неосознанных стремлений. Ситуация должна быть осмысленной, чтобы служить уроком для будущего. Одно страдание не может искуплять или исправлять, часто оно озлобляет человека или доводит до самоубийства. Нравственным фактором является не страдание, а наше отношение к нему. В  картине космической причинно-следственности Бог говорит не голосом отцовской любви, а буквой и властью закона, как судья, который своим бесстрастным взглядом нашел соответствующий параграф в кодексе. Сам индуизм ужасается бездушной карме и судорожно ищет избавления от нее. Сколько бы ни  делал добрых дел человек, он все равно прыгает с одной вращающейся плоскости на другую, а колеса жизни не выпускают свою добычу из замкнутых кругов. Буддизм предлагает выход из кармического лабиринта: уничтожить в себе желания,  не быть привязанным к жизни ни любовью, ни ненавистью, ни добром, ни злом, убить в себе самом бытие. Тогда рассыпятся элементы дхарм, и зубцы колеса не смогут захватить пустоту и небытие, в которых скрылся беглец. Индуизм предлагает поверить, что мир-это мираж; существует только единый Брама. В человеке он пребывает под именем Атмана. «Я» есть бог-жуткая формула освобождения. Если это так, то все проявления моей личности божественны и не могут быть обусловлены законом, причиной и следствием. Это свобода от закона. Если буддист опустошает себя ради спасения в нирване, то брахманист опустошает мир, считая его иллюзией. И наконец, есть еще путь. Это путь любви. Но к  кому? К безличному Богу? К  энергии, к маскам богов? Любить можно личность, поэтому индуизм употребляет тантрические упражнения, пляску, эротические медитации и тому подобное для возбуждения сексуальной энергии, которую воспринимает как трансцендентную любовь. Поэтому в индуизме нет любви к личному Богу, а вместо нее-или холодное размышление о запредельном мире с попытками к систематизации его, или страстная влюбленность в медитирующих и танцующих богов и богинь-маски безликого абсолюта. Это освобождение от  кармы через опьянение, то о чем древние философы сказали-истина в вине.
Теория перевоплощения извращает нравственную жизнь человека; она усыпляет его духовную бдительность по отношению к темному миру падших ангелов, стремящихся овладеть,  как пленницей, душой человека;  Она вселяет ложные и несбыточные надежды, устилает цветами дорогу, ведущую в ад, поет свою земную песнь детям, играющим на  краю пропасти».
«Христианство говорит: «грех-это самое великое несчастье, среди скоро преходящих скорбей и радостей это зло, которое останется в душе человека, если он не очистит ее покаянием, навеки. Грех-это  отречение души от Бога и тайный союз с демоном. Теория перевоплощения говорит обратное: «грех-это только замедление пути, наказанием будет перевоплощение, новое рождение», но так как йоги редко допускают ниспадения в более низкие формы, то это будет движение вперед, только в несколько замедленном темпе.  А так  как в следующем перевоплощении можно легко наверстать упущенное, то грех/как это ни странно на первый взгляд/ становится «билетом» в увлекательное межзвездное путешествие. У человека существует мощный инстинкт жизни, от которого не свободны даже гуру, проповедующие, что жизнь-это мара, зло, а мир- майя, иллюзия. Психологический парадокс состоит в  том, что ключом вращающим колесо перевоплощений, является грех. И поэтому  грех в подсознании человека становится не разрушительной силой, не гибелью и хаосом, а таинственной творческой силой, которая удлиняет путь нашего космического бытия, имеет первостепенное значение в формировании новых «наших»  тел в будущих рождениях. Именно не добродетель, а кармический  грех собирает дхармы, элементы для  новой жизни. Грех-это демиург, творец, строящий и сохраняющий человеческую индивидуальность/особенность и обособленность/. Теория перевоплощения говорил: «ты своей божественной природой уже приговорен ко спасению, поэтому все испытай, все испробуй; в этой увлекательной игре  нет проигрыша».  Это учение вносит путаницу в представление о человеке. Если человек-божественный дух, не осознавший себя, то почему он может и должен осознать себя как материальное тело и дхармы? -Значит, божественный Атман/человеческий дух, тождественный абсолюту/ не только находится в плену материальной видимости, которая на самом деле пустота/»Она есть, и она обман»-Вивекананда/, но и нуждается в иллюзии для своего самопознания и освобождения. Если человек-это Атман, а тело-иллюзия, то какое отношение имеет иллюзия к вечному духу: она должна быть более чуждой духу, чем одежда. Атман тождественный Брахману,  грешить не может. Личности  как духовно-физической монады индуизм и буддизм не признают,- кто же тогда грешит? Если тело, то можно сказать вместе с гностиком Карпократом: «какое мне дело до моего хитона». Теория воплощения убеждает человека, что грех не касается его существа, что это нечто внешнее, а его существо-бессмертный Атман, стоящий выше добра и зла. Теория перевоплощения не дает места для любви к своим близким: они-иллюзия; через космическое мгновение они окажутся уже в других телах, и мы расстанемся с ними навечно. Мать, склоненная над постелью больного ребенка, дети, берущие благословение у умирающей матери- это только «маска». Поэтому Вивекананда говорит: «смейтесь при расставании»ю Христианство учит о личном бессмертии, о любви, которая переходит в потусторонний мир, о Церкви, которая соединяет живых и умерших; теория перевоплощений со смехом разъединяет людей навечно. Христианство смотрит на семью как на малую, домашнюю церковь. Метампсихоз профанирует понятие семьи. Целомудрие-это состояние больше души, чем тела. Где девственность, если душа у маленькой девочки в прошлых жизнях уже прошла все виды греха и имеет о нем огромный опыт в своем подсознании? Где единство супругов,  когда каждый из них сот ни раз вступал в брак в предыдущих жизнях и в будущих будут принадлежать другим? Какое может быть единство, если это только этап на пути перевоплощений? -это не любовь,  которой нет конца, а, по теории матампсихоза, краткая встреча в шалаше при дороге, после которой путники расстаются навсегда.
Теория перевоплощений делает в сущности ненужным Христа. Человек спасается через собственную добрую карму, он сам для себя спаситель. Поэтому теория перевоплощения своей демонической задачей имеет заменить Божественную любовь человеческим добром, Крест Христов-личным страданием, испытаниями земной жизни, то  есть оставить человека одного перед лицом невидимого демонического мира. Для Божественного чуда человек должен быть подготовлен непрестанным внутренним очищением души, многолетним подвижничеством. Для общения с демоном этого не  надо. Поэтому демонические откровения доступны людям независимо от их нравственности, но при одном условии-гордости человека и уверенности в своих способностях найти в общение с духовным миром...
Для знания прошлого нет необходимости  в метампсихозе. Прошлое  знают ангелы и демоны. Эти знания демон может легко использовать для своей стратегии, чтобы заменить учение Христа другими учениями: спиритизмом, магией, йогой, теософией и так далее. Христианство учит, что спасение осуществляется через синергизм Божественной и человеческой воли, спасает Христос, а душа избирает Евангельское учение и следует ему при содействии благодати. Для сторонника метампсихоза вопрос о Божестве не принципиален, он может верить в личного бога или космическую силу, быть агностиком,  как буддисты/то есть игнорировать понятие Божества/ или материалистом, как джайнисты; во всех случах он надеется на собственную карму, на самого себя. Поэтому можно сказать, что дьявол является заинтересованным лицом при распространении учения метампсихоза: ему не страшно теософское псевдохристианство без Христа».
-Я уже говорил тебе, Сергеич, что Архимандрит не знает Учения кармы и Перевоплощения.
Пьем чай. Затем прочитаю о Законе Кармы из книг   Е.П.Блаватской.
Из книги «Новый Цикл».
«Карма есть общая сумма наших действий, совершенных как в  нынешней жизни, так и в предыдущих рождениях».
«Карма-это просто действие, взаимосвязь причин и следствий. А  кармическим законом мы  называем то, что заставляет результат неукоснительно следовать за соответствующей причиной; что  незримо,  но безошибочно направляет эти результаты и следствия в нужное время  на  нужного человека, превращая последнего в поле своей деятельности. Что же это такое? Можем ли мы назвать это рукою провидения? Ни в коем случае, особенно в христианских странах, потому что этот термин всегда связывался и теологически интерпретировался как предвидение и как планы персонифицированного бога относительно какой-либо конкретной персоны, а в активном действии закона кармы- абсолютной Справедливости, основанной на Универсальной Гармонии, нет места ни предвидению, ни персональному желанию, и еще потому, что наши собственные действия, мысли и поступки, направляют этот закон, а  не наоборот. «Что посеет человек, то и пожнет». Карма заставляет нас перерождаться, а перерождения создают для нас новую кармы, хотя в то же время дают возможность избавиться от прежней Саньчита-кармы. То есть карма и пере воплощение не разрывно связаны друг с другом. И  если мы хотим избавиться от такого несчастья,  как перерождения, или реинкарнации, нам следует прежде всего освободиться от кармы».
«Каждый ребенок, умирающий до достижения возраста самостоятельной рассудочной деятельности/когда он становится ответственным существом/, перевоплощается сразу же после смерти, поскольку не имеет ни недостатков,  ни личных заслуг,  которые снискали бы ему право на воздаяние и блаженство в дэвакхане».
Нас спрашивают: чем вы можете доказать, что человек действительно проживает много жизней и что такая вещь, как перевоплощение, вообще существует? На это мы отвечаем:1.свидетельствами прорицателей, мудрецов и пророков всей бесконечной череды человеческих циклов; 2.массой умозаключений, которые показались бы достаточно убедительными даже профану...Фаталисты,  например, могут предложить в качестве исходной истины свою доктрину Предопределения-милое их сердцу вероучение, согласно которому каждому человеку заранее уготовано волею нашего «Милосердного Небесного Отца» либо корчиться в адском пламени, либо играть на «золотой арфе», став бестелесным пернатым принципом. Однако в основании этой странной веры лежит,  как ни странно, всего лишь один из ночных кошмаров Кальвина, вернее, один из многочисленных кошмаров. Но тот факт, что  его слову верят ныне миллионы людей, все же не дает право ни теории всеобщей греховности, ни учению о предопределении называться универсальным верованием, поскольку даже эти миллионы-всего лишь небольшая часть человечества, о  которой к тому же никто ничего не слышал до того, как вышеназванный французский реформатор начал свою проповедническую деятельность».
Знают ли они что-нибудь о действии кармы- великого Закона Воздаяния, этой таинственной, но вполне очевидной и ощутимой в своих проявлениях природной силы, которая рано или поздно возвращает нам все  наши добрые и дурные поступки,  как брошенный в стену резиной мячик?
«Карма есть общая сумма наших действий, совершенных как в нынешней жизни, так и в предыдущих рождениях».
Карма-это просто действие, взаимосвязь причин и следствий.
Наши собственные действия, мысли и поступки направляют этот закон. Карма заставляет  нас перерождаться, а  перерождения создают для  нас новую карму...»
«Никто не станет утверждать, что минералы и растения несут моральную ответственность. Так же не  несут моральной ответственности животные, лети, идиоты или умалишенные...Закон кармы-моральный закон, и там, где не существует моральной ответственности,  не может быть и применения закону кармы;  но закон причины и следствия касается всех областей природы».
«Наши добрые и злые дела являются «единственным материалом», из которого мы составляем свой портрет после смерти».
Перевоплощение означает, что этому Эго будет предоставлено новое тело,  новый мозг и  новая память. А значит,  нелепо ожидать, что эта память будет содержать ни когда ею не запечатлевавшееся...
Эго, воплощающееся вновь и вновь, индивидуальное и бессмертное-вне-личное- «Я», короче говоря, носитель Монады Атма-Буддхи, получающий награду в дэвакхане и наказание на земле...бессмертные качества личности-такие  как любовь, доброта, милосердие и т.д.-присоединяются к вечному Эго...
Духовное Эго может действовать, лишь когда парализовано личное Эго. Духовное «Я» человека всеведуще и от природы обладает всеми знаниями, тогда как личное «Я» является продуктом своей среды и рабом физической памяти....Перевоплощающееся Эго, или индивидуальность, сохраняет в течение периода дэвакхана всего лишь суть опыта прошлой земной жизни.
Вопрос: А что регулирует продолжительность или особые качества этих воплощений? Ответ: Карма, всеобщий закон воздающей справедливости.
Вопрос: Где же это утверждается? Ответ: В большинстве их священных писаний. В «Колесе Закона» вы можете найти следующий теософский принцип: «Буддисты верят, что каждый поступок, слово или мысль влечет свое следствие, проявляющееся рано или поздно, в настоящем или будущем нашем качестве. Злые дела произведут злые следствия, а добрые приведут ко благу: процветанию в  этом мире или рождению на небесах/дэвакхане/...в  новой ипостаси.
Вопрос. Христиане верят в то же самое,  не так ли?
Ответ. О, нет. Они верят в прощение и отпущение всех грехов. Им обещают, что если только они уверуют в кровь христову/невинную жертву!/, принесенную Им во искуплении грехов всего человечества, то это загладит любой смертный грех. Мы же не верим ни в искупление чужой вины,  ни в возможность прощения малейшего греха каким бы то ни было богом, даже «личностным Абсолютом»,  если таковой вообще может иметь место. Мы верим в строгую и  не предвзятую справедливость. Наша идея о непознаваемом Мировом Божестве, представленном кармой, заключается в том, что эта Сила не может прекратить действие и потому не может проявлять ни гнева, ни милосердия, а только абсолютную Справедливость, позволяющую каждой причине, большой или малой, повлечь свои  неотвратимые следствия.  Сказанное Иисусом: «И какою мерою мерите, какою и вам будут мерить»,- ни по выражению,  ни по смыслу не дает никакой надежды на будущее прощение или спасение по доверенности.
Мы считаем Карму ее Первичным Законом Вселенной, основой, первопричиной и источником всех прочих законов, существующих в Природе.  Карма-непогрешимый закон, согласующий следствие с причиной на физическом, умственном и духовном планах бытия. Поскольку ни одна причина не остается без соответствующего следствия, от величайшего до малейшего, от космического нарушения равновесия до движения вашей руки, и поскольку подобное производит подобное,  карма-это тот невидимый и  неведомый закон,  который мудро, разумно и справедливо приводит в соответствие каждое следствие с его причиной, прослеживая последнюю до ее создателя. И хотя она сама не познаваема, действие ее вполне ощутимо.
Мы описываем карму как упорядочивающий Закон, неизменно стремящийся восстановить нарушенное равновесие в материальном мире и расстроенную гармонию в мире нравственном. Мы говорим, что  карма не всегда действует тем или иным определенным образом, но всегда- для восстановления Гармонии и сохранения равновесия, благодаря которому и существует Вселенная.
Мы, теософы, говорим, что «добро» и «гармония», а также «зло» и «дисгармония»-синонимы. Далее, мы утверждаем, что боль и страдание всецело являются результатом отсутствия гармонии, а единственная и ужасная причина ее нарушения- эгоизм, в той или иной форме. Следовательно,  карма обращает на  каждого реальные последствия его собственных действий вне какой-либо зависимости от их нравственного свойства. Но поскольку каждый получает причитающееся ему за все, то очевидно, что он будет вынужден возмещать все  те страдания,  которые причинил, равно  как и пожинать в радости и довольстве плоды всего счастья и гармонии,  какие помог создать....Перспектива сбросить тяжесть грехов « у подножия креста» может быть привлекательной для обычного ума, но она не прельщает изучающего теософию.Он не понимает, почему грешник, осознав свой грех, может тем самым заслужить прощение или освобождение от своего прошлого злодеяния, или почему раскаяние и будущая праведная жизнь дает ему право на приостановку в его пользу действия универсального закона причинно-следственной зависимости. Следствие его дурных поступков продолжают существовать; страдания, причиненные его злодеянием,  не смыты...Зло-это нарушение законов гармонии, управляющих вселенной, и наказание должно пасть на самого нарушителя. Предупреждение звучит в словах Христа: «Не греши больше, чтобы еще худшее несчастье не постигло тебя»,- а святой Павел говорил: «Творите сами свое собственное спасение. Что человек посеял, то и пожнет». Каждый пожинает следствия собственных деяний»...Только закон кармы-вечный и неизменный закон- являет абсолютную гармонию в мире материи, равно как и в мире духа» Таким образом, не  карма поощряет или карает,  но мы сами награждаем или наказываем себя, согласно тому, работаем ли мы с Природой, повинуясь законам, от коих зависит ее гармония, или же нарушаем их.
Воистину, нет ни од ной случайности в наших жизнях, ни единого несчастливого дня или бедствия, чья связь с нашими собственными поступками в той или иной жизни нельзя было бы проследить. Закон кармы нераделимо и сложно переплетен с законом перевоплощения.
Не волна топит человека, а личное действие несчастного, который самовольно идет и подвергает себя беспристрастному действию законов, управляющих движением океана.  Карма ничего не создает и не предназначает. Именно человек  насаждает и созидает причины, а кармический закон подгоняет следствия...Преступление, совершенное однажды, дурная мысль, посланная разумом, непоправимы-никакое раскаяние не может смыть их результаты в будущем. Раскаяние, если оно искренне, удерживает человека от повторения ошибок, но не может спасти ни его, ни других от последствий уже совершенных ошибок, безошибочно настигающих его в этой жизни или в следующем воплощении.
На доктрину искупления грехов человечества. Я имею в виду ту опасную догму, в  которую вы верите, и которая учит вас, что как бы чудовищны ни были наши преступления против законов Бога и человека, мы должны лишь верить в жертву Иисуса ради спасения человечества, и его кровь смоет любое пятно. Уже 20 лет я выступаю против нее и теперь могу привлечь ваше внимание к одному из парагрофов «Разоблаченной Изиды», написанной в 1875 году. Вот чему учит христианская религия и с чем мы боремся.: «Милость Божия безгранична и неизмерима. Невозможно представить себе столь ужасного людского греха, чтобы цена, уже уплаченная во искупление вины грешника, не смыла его тысячекратно. К тому же, покаяться никогда не поздно. И хотя преступник медлит до последней минуты последнего часа последнего дня своей смертной жизни, пока его побледневшие губы произнесут признание веры, он может пойти в рай. Эти исходные положения церкви и духовенства, вбиваемые в головы ваших соотечественников их любимыми английскими проповедниками, как раз « в духе 19-го столетия». Но и к  чему это ведет?
Вопрос. Разве это не делает христианина счастливее буддиста или индуиста?
Ответ. Нет. Во всяком случае, не образованного человека, поскольку большинство из них уже давно по существу утратили всякую веру в эту жестокую догму.  Но верящего в нее она приводит к порогу любого мыслимого преступления легче любой  из известных мне. Позвольте привести еще одну цитату из «Разоблаченной Изиды»: «Стоит нам ступить за пределы узкого круга убеждений и взглянуть на Вселенную как на Целое, удерживаемое в равновесии тончайшей согласованностью частей-весь здравый смысл и даже еле теплящееся чувство справедливости восстают против искупления чужой вины! Если бы преступник грешил только против себя и не причинял зла никому другому, если бы искренним расканием он мог добиться вычеркивания минувших событий не только из памяти человека, но и из той нетленной памяти. Которую ни одно божество- даже Высшее из Высших- не может заставить исчезнуть, тогда эта догма, возможно, не осталась бы неразделенной. Но утверждать, что кто-то может причинить вред  своему собрату, убить, нарушить равновесие в обществе и естественный порядок вещей, а затем- в силу трусости, надежды или по принуждению, не имеет значения- будет прощен по убеждению, что пролитие одной крови смывает другую-это же абсурдно! Могут ли быть уничтожены результаты преступления. Даже если само оно будет прощено? Следствия причины никогда не сводится к границам самой причины, так же как результаты преступления не могут ограничиться преступником и его жертвой.
Любой хороший, равно  как и дурной поступок имеет свои следствия, столь же очевидные,  как от брошенного в тихую воду камня. Сравнение банальное, но неизменно самое понятное, так что давайте воспользуемся им. Расходящиеся круги больше и интенсивнее в зависимости от величины нарушившего равновесие предмета; но даже самый маленький камешек, нет, мельчайшая крупинка, вызывает какую-то рябь. И это возмущение не только внешнее и поверхностное. Ниже, невидимо, во всех направлениях-в стороны и вниз-капля толкает каплю, пока этот импульс не достигнет берегов и дна. Вдобавок, колеблется и воздух над водой, и это возмущение переходит, как говорят нам физики, от слоя к слою, у ходя в пространство на веки вечные; материи придан импульс- и он уже не может ни исчезнуть, ни быть возвращен!.. То же- и с преступлением, и с  его противоположностью. Действие может быть мгновенным, следствия-вечны. Если после того как камень брошен в пруд, мы сможем вернуть пего обратно в руку, разгладить рябь, аннулировать затраченную силу, вернуть эфирные волны в их предшествующее состояние отсутствия и стереть всякий след акта бросания камня так, чтобы память Времени не могла указать, что это когда-либо случалось-только тогда мы сможем терпеливо слушать, как христиане доказывают действенность «Искупления», и оставить веру в кармический закон. В нынешнем же положении мы призываем весь мир решить: которая из двух доктрин вернее и разумнее понимает божественную справедливость, исходя даже из простой человеческой очевидности и логики.
Вопрос. Тем не менее, миллионы верят в христианские догмы и вполне удовлетворены.
Ответ.Чистая сентиментальность, взявшая верх над здравым смыслом, которую никогда не признает ни один истинный филантроп или альтруист. Это даже не греза эгоизма, а страшный сон человеческого интеллекта. Посмотрите, к чему он ведет, и укажите мне ту языческую страну,  где преступления совершаются легче и чаще, чем в христианских странах. Взгляните на длинные и ужасающие ежегодные сводки преступлений, совершенных в европейских государствах, и посмотрите на протестантскую и библейскую Америку.  Там обращений в веру в тюрьмах больше, чем после публичных религиозных бдений и проповедей. Взгляните, как подбивается баланс по гросбуху христианской справедливости/!/: убийцы с обагренной кровью руками, подгоняемые  демонами вожделения, мести, жадности, фанатизма или просто животной жаждой крови, убивают свои жертвы, в большинстве случаев, не дав им времени раскаятся или воззвать к Иисусу.. Они, возможно, умерли грешными, и разумеется-согласно теологической логике-понесли  наказание за свои большие или меньшие прегрешения. А убийца,  настигнутый человеческим правосудием и заключенный в тюрьму, оплакивается сентименталистами, молящимися с ним и за него, произносить магические слова, обращения в веру и отправляется на эшафот...спасенным чадом Иисуса! Если бы не убийство, за него бы не молились, и он не получил бы ни искупления, ни прощения. Ясно, что убив, этот человек поступил верно, ибо в итоге он получил вечное счастье! А  как насчет  его жертвы или  его семьи, родственников, иждивенцев, друзей-разве у справедливости нет никакой компенсации для них? Должны ли они страдать в этом мире и в следующем, в то время как причинивший им зло сидит рядом со «святым разбойником» с  Голгофы и благословлен навсегда? По этому вопросу духовенство хранит благоразумное молчание. Теперь вы знаете, почему теософы-чье основное убеждение и чаяние это справедливость для всех, на небесах как и на земле-отвергает эту догму.
Вопрос. Значит, конечная участь человека-это не  Небеса под властью Бога,  но постепенное преображение материи в ее первичный элемент-дух?
Ответ. Это та самая  конечная цель, к  коей стремится все в природе.
Закон кармы-моральный закон, и там, где не существует моральной ответственности,  не может быть и применения закону кармы; но закон причины и следствия касается всех областей природы.
Христианская теология породила своего сотворенного, человекоподобного и личного Бога, чудовищную Голову, откуда вытекают,  как две реки, догмы Спасения и Проклятия».
-Теперь, Сергеич, я понимаю, как же ненавидят священники Блаватскую и Рерихов. Они говорят правду. И ту чушь, которую несет в своих книгах о Карме и Перевоплощении  архимандрит Рафаил/Карелин/, ни один нормальный человек читать не будет.
-Ты прав, Саша. Читаю дальше.
«Оккультист или философ не будет говорить о доброте или жестокости Провидения, но, отождествляя его с Кармою-Немезидою, он будет, тем не менее, учить, что она охраняет праведных и блюдет над ними в этой и будущих жизнях; и что она карает злодея-да, даже до  его седьмого воплощения- в действительности, до тех пор, пока следствие, которое вызвано было им приведением в пертурбацию даже малейшего атома в Беспредельном мире Гармонии, не будет, наконец, искуплено. Ибо единое Веление Кармы-вечное и неизменное Веление-есть абсолютная Г армония в Мире Материи, как она существует в Мире Духа. Потому это не Карма, которая награждает или карает,  но мы сами награждаем или караем себя, согласно тому, работаем-ли мы с Природою, в Природе и посредством Природы, подчиняясь законам, от которых зависит эта Гармония, или же-нарушаем их».
Еще о Карме из книги «Голос Безмолвия». Впервые эту  книгу опубликовала  Елена Блаватская. Она была известна только Посвященным.
«Сей добрые дела, и ты пожнешь их плоды».
«Все посеянные в Великой Странствии причины приносят со временем плоды:каждая-свой собственный, ибо миром правит неуклонная справедливость. В могучем стремлении непогрешимого действия она приносит смертному или счастливую жизнь, или горестную, неизбежную карму всех наших прежних мыслей и поступков».
«Следуй за колесом жизни; следуй за  колесом долга относительно расы и родичей, друга и  недруга и замкни свой разум одинаково как для наслаждений, так и для боли. Истощи закон кармического воздаяния. Приобрети сиддхи для будущего воплощения».
«Мудрецы не смеют устранять плоды кармы».
«Цепь причин и последствий, привязывающая человека к  земному существованию и вызывающая его последовательные воплощения на земле. Кармой можно назвать всю совокупность деятельности человека по отношению к себе подобным и всему миру: его настоящая жизнь представляет собою плод прошедших и в то же время семя будущих жизней; чтобы «освободить себя от цепей кармы», нужно уничтожить свой эгоизм, свою самость, стать сверхличным».
«Карма вызывается последствиями тех действий человека, которыми нарушается мировая гармония; для восстановления нарушенной гармонии или справедливости, что одно и то же, необходима новая деятельность. Человек,  не желающий создавать новую карму,  не  должен нарушать справедливость, для чего необходимо соблюдать  в своей жизни правду как внешнюю, так и внутреннюю».

Теперь о Карме из  книги Елены Ивановны Рерих «Сокровенное Знание».
«Да, конечно, закон кармы очень сложен. И  нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме  кармы, не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий...Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах.  Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты...
В каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы,  которая настигает его в данном воплощении, и, конечно, он тут же начинает новую карму,  но при расширенном сознании он сможет быстрее изжить накопленную им карму, причем новая, порождаемая им карма будет уже высшего качества. Кроме того, и старая карма уже не будет ему так страшна, ибо очищенное мышление и, следовательно, очищенная аура совершенно иначе реагирует на обратные удары. И таким образом человек может выйти из,  казалось бы, заколдованного круга кармы. Но, конечно, только земной кармы, приковывавшей его к Земле, ибо карма  не может прекратиться, покуда существует сознание, мысль. Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в  новые круги и выходя из них, и так в беспредельность. Индивидуальная карма всегда является главной, основной. Причем карма, прежде всего, складывается  из наклонностей, мыслей и побуждений человека, поступки- факторы второстепенные. Буддисты говорят: «Карма есть мысль». Если было бы иначе, то человек никогда не освободился бы от своей кармы. Вредя себе, человек тем самым вредит и другим. В Космосе все связано, все переплетено между собою, и ничего нельзя расчленить, потому и карму индивидуальную нельзя расчленить от всех прочих видов кармы, групповой, расовой и т.д.
Несомненно, изживание такого нагромождения кармических следствий тяжко, но именно оно скорее всего приводит нас на путь служения человечества....
Бедность и трудные условия растят крылья у сильного духа. Усилия, затрачиваемые при преодолении трудностей, ценнее самого успеха.
Теперь о Владыках Кармы. Около этого понятия много смущения. Разве можно представить себе, чтобы Владыки Кармы занимались отвешиванием кармы по порциям- всем миллиардам воплощенных душ! Но и такое нелепое утверждение приходится встречать. В книге Учения сказано: «Силы, явленные для служения Свету, не вторгаются в карму,  как думают некоторые, не посвященные в мощь кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не вторгаясь в жизнь. Силы Света никогда не  вторгаются в кармы человеческие....
В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами тьмы. Да и Сам Христос действительно восставал против зла, если верить  Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из Храма и все его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемы Христу, то мы увидим Учение суровое в милосердии своем. Потому слова «н6е противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» я опять таки беру с точки зрения закона Кармы. Если сам по себе закон Кармы непреложен/именно око за око и зуб за зуб/, то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не несть заслуженный обратный удар Кармы?
И, возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем и даже усиливаем ее в тяжком для нас  направлении. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т.д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы  нас затопила волна зла.Есть много способов противиться злу, и,  конечно, отпор врагу, нанесенный без злобы в сердце, оккультно во сто раз мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был Посвященным и знал силу обратного удара...
Чтобы правильно понять слова Христа: «Истинно, говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет разрешено на небе»., нужно внимательно прочесть предыдущие стихи в этой же главе, начиная от 15-го. Ведь стих 18-й есть, так сказать, мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и ясно поясняет действие закона кармы. Ибо,  истинно, если здесь на Земле, мы не разрешим полюбовно наши споры с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире, в котором мы жнем посеянное нами. Вот почему так советуется всегда, поскольку возможно, погашать карму или разрешать наши от ношения с людьми, пока на  на Земле. Почему обращение «вы» в стихе 18-м следует понимать как только относящееся к апостолам, а  не вообще ко всем? Конечно, нетрудно понять, почему слова эти были истолкованы как означающие передачу Христом апостолам особого права нечто связывать и разрешать или, иначе   говоря, карать и прощать. Между прочим, вся эта притча так же  далека от того непротивления злу, которое так упорно навязывается Христу. Конечно, строго  говоря, никто, даже Высочайший Дух, не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы. Он может лишь до  некоторой степени облегчить  карму. Если лишь сам человек является единственным  творцом и живым рекордом каждого побуждения,  каждой мыслит и  каждого поступка своего, то кто же может без его личного, непосредственного участия что-либо изменить в его существе, и следовательно, в его судьбе? Высокий Дух может лишь помочь нам в наших усилиях преобразить нашу внутреннюю сущность, но это и все. Именно, во всем нужна кооперация и сотрудничество.  Так, истинный смысл слов «прощаются тебе грехи наши» тот, что Великий Учитель,  конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порожденных дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать «прощаются тебе грехи твои».... Из этого ясно, что  ни один человек не может простить или искупить грехи другого человека,  но он может, именно, помочь ему, в известный период жизни, раскрыть его сердце навстречу призыву его Высшего «Я». и тем самым привести в действие спящие в нем божественные силы, и эти лучшие божественные силы, в свою очередь окажут свое благотворное воздействие на ауру помогшего, и таким образом он явится соучастником в добрых следствиях, порожденных действием божественных сил, которые были выявлены как  результат его помощи. Сотрудничество всегда, везде и во всем.
Трактовка искупления грехов в эзотерической философии.
Христос Искупитель, конечно, живет в нас самих. Вы уже знаете, что у первых христиан, так же как и во всем Древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего «Я». В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем  грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа,  непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Эго. «Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего «я». Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим «Я» или Божественным законом Любви»,
Идея искупления в историческом и в церковном христианстве.
 Если слова Христа «Небо и Земля прейдут, но слова Мои не пройдут», указывают, прежде всего,  на истину Его Учения, ибо Истина и Вечность синонимы, то другое его речение «что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» относятся к закону кармы. Как яснее пояснить, что если на Земле мы не разрешим и не уладим нашим распри с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире или на небе. То, что мы сеем здесь, пожинается нами там. Конечно, это изречение толкуется иначе, именно, как означающее передачу Христом апостолам власти и права связывать и разрешать или другими словами, карать и прощать чуть ли не во веки веков. На этом изречении,  как мы знаем, утвердила свою власть церковь. Но если мы прочтем эту притчу целиком, то многое уяснится, ибо невозможно понять ее иначе, как пояснение закона причины и следствия или кармы. Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, то есть принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины, прежде всего, отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому только духовное перерождение может изменить или, вернее,  ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его не ощутит высокого порыва к очищению,.Лишь сам человек является творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, потому кто может что-либо изменить в его существе без  его личного и непосредственного участия?
В этом повышении вибраций и заключается великое значение Учителя, который одним своим прикосновением может переродить ученика, настроившего свой восприемник в ритм вибраций Учителя. Именно, излучения земного и чистого учителя повышают вибрации вокруг себя, иногда на огромной периферии, и тем самым не только очищают пространство, но могут даже содействовать возжжению огней в окружающих его.
В действительности человек никогда не может совершенно освободиться от кармы, ибо карма это жизнь. Но мы можем лишь закончить цикл кармы, той или иной длительности, в  зависимости от нашего духовного роста и принятой на себя миссии на определенной планете...
Если мы, делая добро, и принимаем этим на себя известную долю к армы, то такая карма не  может, конечно, отяготить наше духовное развитие.
Притом следует всегда помнить, что карма наша творится, утяжеляется и облегчается главным образом МЫСЛЯМИ! Именно мысль и внутренние побуждения ткут нашу ауру-это магнитное поле, притягивающее или отталкивающее возможности. Именно мысль-побуждение, этот решающий фактор нашей кармы, так часто у пускается из виду людьми при суждении о карме.
 Нет более точных весов,  нежели те, которые сам человек носит при себе, именно его аура, сотканная из энергий побуждений и мыслей, является таким мерилом.
Так же мы виноваты за себя и за всех, и отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, н а Землю., пока не выполним принятой на себя ответственности-усовершенствованием себя  усовершенствовать и Землю и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на дальние миры...
Среди мыслей о лучшем будущем изживается значительная часть кармы, но так называемое раскаяние толкуется превратно. Оно понимается как сокрушение о прошлом, но таким образом человек лишает себя продвижения.
Карма слагается самим человечеством, и потому, когда она действует в качестве Немезиды или возмездия, она принимает такие тяжкие формы, как упомянутая вами инквизиция.
Также не следует думать, что Высшие Силы посылают нам испытания. Сама жизнь богата ими.
Карма изживается совершенствованием всех элементов, входящих в строение нашего существа.
Космическая Справедливость не знает ни прощения, ни осуждения. Все воздается в тончайшем соответствии с накопленными человеком энергиями. Истин но, сам человек прощает и осуждает себя. Владыки могут лишь Указать Путь и поддержать Советом, но Они не смогут трансмутировать наши энергии без нашего к тому устремления. Истинно, если соответствие не соблюдено, человек может сгореть под Лучом Владыки Все строится на основах Космического Закона Кармы или Космической Справедливости.
Космическая Справедливость никого не карает, но воздает лишь по заслугам Космические Весы точны и непреложны.
Так, ужас, происшедший в нашей Родине, явился результатом векового удушения именно мысли. Лишь близорукие и невежды не хотят видеть этой истинной причины неслыханного бедствия, обрушившегося на нашу страну. Сказано: «Всякий грех и всякая хула простится человекам, но хула на Духа Святого не простится». А что есть Дух Святой,  как не сознание, не мысль.  Этот великий рычаг и творец всего сущего! Потому так велико преступление церкви, мертвой догматикой, удушавшей и продолжающей удушать все светлые ростки. Не может человек жить без обновления и питания духовного. Наши церковники продолжают пребывать во тьме Средневековья и усматривают печать антихриста во всем, что не отвечает их невежественному сознанию! Больно и стыдно за невежество сородичей».
-Сергеич, мне кажется, что сейчас еще больше наш народ одичал. Все бросились за наживой. Обман, воровство и взяточничество повсеместно. Каждый день по телевизору показывают,  как очередного начальника арестовали за взятки. Повально в стране воруют, обманывают, берут взятки.
-Растет очередная народная карма. Дождь, Саша, начался. Надо мне бежать пока не перешел в ливень Я зонт не взял.
-Беги. Я сейчас поставлю палатку и завалюсь спать. Здесь у моря хорошо спится. Завтра на дачу?
-Да. Я так  и не собрал фасоль. Да и за калиной бы надо сходить. Думаю, что она уже созрела.
-Если что, то приходи. Я завтра тут буду до вечера.
-Если и завтра будет дождь, то на дачу не поеду. Возможно, приду сюда.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии