Из истории чеченского общества. Нац. костюм

Головной убор, как мужской, так и женский, - символ. Мужской – символ мужества, а женский – символ целомудрия, сохранения сакральной чистоты.  Дотронуться до папахи  - нанести смертельное оскорбление. Мужчина не снимал папаху перед врагом, а умирал, чтобы не потерять честь и достоинство.  Если же женщина бросала платок между вступившими в кровавую схватку, то бой прекращался.
         Овчина  шла на пошив шуб,  кожа – на изготовление обуви. Сукно (исхар) и войлок (истанг)  делали из  шерсти домашних животных.  Как мужскую, так и женскую одежду украшали изделиями из серебра, которое иногда покрывали   золотом.
Гордостью и своеобразным символом чеченцев являются бурка и папаха.  По сей день буркой накрывают покойника, которого несут на кладбище. Бурка (верта) и башлык (башлакх) служили защитой от ненастья, холода.
          Поверх бешмета из легкой ткани (г1овтал), который обтягивает туго  торс, а с талии доходит  до колен,  надевают приталенную  черкеску (чоа). Ее  подпоясывают кожаным поясом (доьхка), украшенным серебряными накладками. И, конечно же, кинжал (шаьлта), который носили с 14-15 –летнего возраста. Джигит снимал кинжал только на ночь и клал его по правую сторону, чтобы при неожиданном пробуждении имел возможность схватить оружие.
    Полы черкески  чуть ниже колена. Она подчеркивает широкие плечи и узкую талию мужчины. По обеим сторонам мужской груди пришиваются семь или девять газырниц (бустам), в которые вставляют герметично закрытые цилиндрические емкости (их делали из бараньей кости), в которых раньше хранили порох. Черкеска не должна сходиться спереди. Благодаря этому бешмет виден. Пуговицы бешмета сделаны  из плотной тесьмы. Ворот-стойка имеет, как правило,  две пуговицы и  почти полностью закрывает шею. Черкеска длиною чуть ниже колен у молодых и более длинная у взрослых, застегивается на талии. Без пояса мужчина не имел право появляться в обществе. Кстати, его не носила только женщина в интересном положении.
   Высокие сафьяновые  сапоги без каблука (ичиги) поднимаются до самого колена. В них заправляют сшитые из легкой ткани штаны: широкие сверху и узкие снизу.
   Женский наряд состоит из платья-туники с узким длинным рукавом до запястья. Оно шьется  из легких светлых однотонных  тканей длиной до щиколотки. От шеи до пояса пришиваются   серебряные нагрудники (туьйдаргаш). Эти сохранившиеся элементы украшения амазонок когда-то служили связующим звеном защитного комплекса щита (т1арч), которым прикрывали грудь (т1ар) для защиты от удара оружия противника. Поверх надевается распашное платье-халат (г1абли), раскрытое до пояса, чтобы  виднелись нагрудники. Оно застегивается на талии, обтягивая и подчеркивая  фигуру. Пояс придает особую красоту. Его тоже делали из серебра. Он - широкий на животе, плавно ссужается. Эта самая ценная деталь платья. Г1абали шили из парчи, бархата, атласа или сукна. Длинные рукава-крылья г1абли достают почти до подола. Женщины в годах надевали г1абли в торжественных случаях. Обычно они носили платья более темных цветов, чем молодые.  Длинные шарфы и платки (кортали) из легких материалов  дополняют наряд. Пожилые женщины укладывали волосы в мешочек (чухта) типа удлиненной шапочки, а поверх накидывали платок с бахромой. Башмаки (пошмакхаш) тоже украшались серебряной нитью. http://proza.ru/2014/03/06/2


Рецензии
Вы не просто пишете: в рассказе передана целая атмосфера народных традиций.

Дмитрий Плаксиенко   19.10.2025 15:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за проявленный интерес.

Зура Итсмиолорд   19.10.2025 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.