Бессмертные произведения А. П. Чехова. Театр

Осень! Золотая пора и открытие нового театрального сезона!
Ждала! Скучала!

Две подряд постановки  по произведениям А. П. Чехова задают высокую планку  и настраивают на вечные темы, размышления и подводят к личным открытиям...

Спектакль "Мне снился сон".
Декорации с максимальной точностью
визуально подчеркивают тонкие грани: на сцене лишь лавка из прозрачного пластика, как откровенный намёк на иллюзорность границы диалогов реальности и творческого воображения... На заднике, фоном, видео ряд - берег моря. Оно спокойное и бескрайнее, как мир бессознательного, в котором живёт и Муза, зовущая прозаика к перу, навевающая, вдохновляющая, дарующая... Он задремал с блокнотом в руках...

Пробуждение дарит ему встречи, знакомства... Он делает заметки, записывая свои наблюдения, рассуждает вслух - слова автора в спектаалях для меня всегда желанная и совершенно особая изюминка.

Поймала себя на мысли, что определила главным гером  в этой постановке самого  А. П. Чехова.
Актёр, исполняющий эту роль весьма схож внешне с классиком.

  Взгляд автора, вокруг которого живут, влюбляются, делают свой осознанный или не вполне осознаваемый выбор люди, видится мне очень внимательным, глубоко эмпатийным, восприятие - обостренным... Думаю, именно поэтому его литературные произведения способны и сейчас затрагивать живые струны души, будить чувства зрителей-читателей...

Центральная тема постановки - разговор о любви. Режиссёр мастерски совместила в одном пространстве два сюжета из разных произведений.

Намеренно не хочу озвучивать их названия.
Скажу лишь: каждая душа тоскует по любви, ищет её, жаждит и страдает без неё...
 Но не всегда человек находит в себе силы понять, принять, взрастить в своём сердце, защитить, сберечь, пронести сквозь бури испытаний, да что там - даже разглядеть не каждому дано...

 Трагичным оказывается путешествие в  лабиринте страсти,  эгоизма, что, в конечном итоге, ломает, калечит, пачкает, глубоко ранит, разрушает, губит...

Особо хочу сказать о своём нечаянном наблюдении: в зале, среди зрителей, был весьма юный молодой человек. Пареньку, думаю, лет десять. Он удобно устроился в кресле, растерянно оглянулся по сторонам (сцена снова располагалась на двух площадках - справа и слева от зрителей, а соединялась длинными подмостками, проложенными через весь зал).  Видно было по выражению его лица - отсутствие всякого интереса. Мальчик с не скрываемым  вожделением достал смартфон...
Но, как оказалось, не тут-то было...

Актёры играли так, искренне отдаваясь переживаниям своих героев, что порой захватывало у меня дух (уверена, не только у меня)...
Поскольку зрительские ряды располагались друг напротив друга, краем глаза, я успевала наблюдать за ситуативным поведением ребёнка (всё же профессиональные "опции"и знания психолога не "выключаются", работают нон-стоп).
 
Динамичность игры, музыкальные вставки значительно обогатили сюжеты, украсили, расширили горизонты восприятия.
Парнишка тоже попал в эмоциональный поток происходящего вокруг и не смог зависнуть в телефоне. Этот факт меня лично особо тронул и порадовал...
 
В антракте поняла, что среди зрителей была и режиссёр. Получилось даже поговорить. Искренне поблагодарила её за творчество и радость соприкосновения с ним. Естественно, что она задала вопрос об этой постановке. Боясь утонуть в своих эмоциях, рассказала о восприятии действа ребёнком, сделав акцент на том, что только талантливая работа всей команды театра способна сотворить такое чудо - захватить внимание и родить интерес в сознании паренька, совершив переворот от виртуальной картинки в мир живых переживаний человеческих чувств...

Вторая постановка этого же режиссёра поразила ещё больше...

Богатейшая художественная интуиция Антона Павловича и элегантная форма повествования, очарование короткой прозы, в которой недосказанность и смыслы между строк играют свою неповторимую роль и, в какой-то момент, становятся для читателя-зрителя на порядок важнее самого сюжета...

Как возможно это передать через действо? И возможно ли?

Оказывается: очень даже ДА!

Видимая канва постановки:  внутри семейная история...

Отношения между тремя поколенями  женщин. Властная бабушка, потерявшаяся в своих эмоциях, мама и юная дочь...

Счастье, когда семья - это безопасная территория, наполненная флюидами безусловной любви  и принятия, когда общая атмосфера способствует гармонизации внутриличностного, духовного роста...

Несомненно, каждому важно уметь и непрестанно учиться слышать близкого и самого себя. И тут режиссёр делает невозможное - вводит игру теней. На сцене каждый персонаж спектакля выступает на сцене в дуэте белого и чёрного... Реально два актёра играют одну роль и эхом звучит каждая реплика... Понимаешь, что такая особая форма идеально подчёркивает диалогичность внутреннего и внешнего, усиливает эмоциональную глубину каждого слова, смысла, становится уникальным ключом к пониманию глубины внутреннего...

Тайна молодости в желании искать, двигаться... Но в юном возрасте сам о себе самом многого не знаешь, нет опыта и, как следствие, зачастую не на что опереться... Диалоги девушки порой резки, дерзки своей самонадеянностью...

Мама, достигшая более зрелого возраста, оказывается ослепленой мнимым светом – гордыней, обидами, поэтому уязвима... Сама крайне нуждается в духовном маяке.

Когда-то всемогущая бабуля, категорически отказывается замечать иллюзорность своего восприятия динамично меняющейся действительности...

Человек со своим внутренним миром, мотивы и выбор своего пути, поиск и чувства - это центр внимания прозаика и режиссёра. Игра актёров - реализация и талантливое, зримое воплощение замыслов автора и режиссёра, трансляция зрителю основного посыла: думать, расти, постигать, искать и создавать гармонию в себе самом - помоги нам, Господи, в этом поусердствовать, чтобы наша жизнь вела нас к собственному преображению...

PS: Благодарю уникальный творческий коллектив театра "Бенифис". Успехов и радости вдохновения от всей души желаю каждому!

21.10.25


Рецензии
Спасибо, Альбина, за Ваш интересный - вдумчивый и вдохновенный - "репортаж" из театра!
👍👏🌹

!!!
Не очень люблю современные постановки классики, но теперь захотелось тоже сходить в театр или перечитать Чехова!
🙂

Ольга Благодарёва   14.11.2025 03:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.