Дело 36-66 3016

Я уже довольно долго работаю криминальным журналистом. Однако интересует меня не столько сама криминалистика и совершённые преступления, сколько проявления в преступном мире необъяснимого и загадочного – того, о чём суровые люди при исполнении предпочитают молчать. Но на днях я получил доступ к одной архивной базе данных, и вот что мне удалось оттуда выудить.

Уголовное дело № 36-66/3016. В период с 1989 по 1997 годы гражданка Ульянова София Александровна совершила четыре убийства мужчин на территории Российской Федерации с особой жестокостью.

С февраля 1989 года в лесополосах подмосковных округов начали находить трупы мужчин. Способы убийств отличались исключительной жестокостью: потерпевшим были нанесены многочисленные ранения, причинённые неизвестным и неопознанным предметом. Гражданка Ульянова так и не раскрыла, каким именно предметом она наносила тяжкие телесные повреждения. По словам экспертов и криминалистов, осматривавших места преступлений, гражданка Ульянова использовала предмет, неизвестный им ранее.

На всех без исключения телах были обнаружены следы частичного осушения тканей в области нижних конечностей, как будто в сосудах никогда не было крови, а выделительная система не функционировала ниже пояса. Лица жертв были искажены от ужаса, а также, вероятно, от болезненных ощущений, возникших в момент нанесения повреждений и ранений. На ногах каждой жертвы обнаружены сквозные отверстия, также нанесённые неизвестным предметом, идентификацию которого так и не удалось установить.

При вскрытии обнаруженных тел судебно-медицинская экспертиза установила, что лёгкие каждой жертвы выглядели так, будто человек погиб несколько веков назад. Органы буквально рассыпались в прах от малейшего прикосновения, а изначальная целостность тканей оставалась под вопросом. В то же время сердца демонстрировали признаки нормального биологического разложения. Тела не издавали характерного трупного запаха и не имели должной пигментации, что вызвало среди экспертов волну обескураживания и недоумения.

Все тела были обнажены с прикрытыми гениталиями разорванной одеждой жертв. На всех телах отсутствовали пальцы на верхних конечностях. Отсечённые фаланги, которые были отрублены точными ударами режущим предметом, были найдены рядом с трупами, сложенными в фигуру круга, напоминающего солнце с лучами. И здесь была обнаружена очередная загадка, повергшая криминалистов в новый шок. Отсечённые фаланги были сращены между собой, как будто так и было изначально, и больше напоминали генетическую мутацию. Никаких материалов для склеивания или сшивания мёртвой отрезанной плоти криминалисты не обнаружили. У каждого тела, без исключения, были сломаны ребра – в двух местах каждое. При этом никаких побоев или иных следов в области грудной клетки экспертизой не было установлено. По всей видимости, экспертиза подтверждает, что ребра были сломаны самостоятельно, без какого-либо механического воздействия.

На месте преступлений не было обнаружено никаких следов, которые могли бы навести на след предполагаемого убийцы. Следствие буквально сразу же зашло в тупик. Единственное, что было установлено, — это то, что орудует маньяк, и все убийства имеют одинаковый характер и почерк.

Гражданка Ульянова явилась в правоохранительные органы самостоятельно, сообщив о преднамеренных убийствах и написав чистосердечное признание. При этом она отказалась подтвердить, что испытывает или испытывала чувство вины и раскаяния. Следственный комитет провел с гражданкой Ульяновой работу, допросив её о совершённых преступлениях. Гражданка Ульянова смогла описать всех своих жертв, рассказать, где, как и кого она оставила, в какой момент и в какое время эти люди были убиты. Однако она не смогла объяснить, каким образом доставляла трупы в подмосковные лесополосы, и также отказалась назвать предметы, которыми она орудовала при нанесении тяжких телесных повреждений. Мотив своих действий она также не пожелала объяснять.

Психиатрическая экспертиза установила, что гражданка Ульянова полностью вменяема и осознаёт, что она делала и делает в настоящий момент. Во время допроса гражданка Ульянова вела себя абсолютно спокойно и невозмутимо, отвечала на вопросы следователей так, как будто знала и была уверена, что никакого наказания за совершённые злодеяния она не понесёт.

Подозреваемая вместе со следственной группой была отправлена на места преступлений. Она в точности показала, в каком положении находился труп, какие увечья были нанесены, как звали человека и раскрывала самые сокровенные детали личной информации каждого убитого. Позже следствие установило, что полученная от подозреваемой персональная информация о жертвах полностью соответствует действительности и является достоверной. При этом, общаясь с родственниками погибших, никто не смог подтвердить, что погибшие так или иначе были знакомы с гражданкой Ульяновой. Даже если и были знакомы, никто из родственников не смог опознать подозреваемую.

Несмотря на отказ гражданки Ульяновой обосновать свои действия и предоставить мотив, следственная группа установила, что все четыре мужчины при жизни отличались жестокостью, расчётливостью, вели крупные дела, имели влиятельные связи, участвовали в коррумпированных схемах и отмывали крупные денежные суммы. В целом, они не бедствовали. Также у всех жертв были личные охранники и вооруженное сопровождение. Каким образом гражданка Ульянова смогла обойти частные охранные пункты, личных охранников, а также сопроводительные кортежи убитых, следствию установить не удалось. Сама гражданка Ульянова не раскрыла деталей по данному вопросу.

Следственная группа также отмечает, что во время допросов гражданка Ульянова была улыбчива, редко моргала и предпочитала смотреть в глаза собеседнику. У неё были белесые, практически светло-серые глаза, вызывающие, по крайней мере, неприязнь, а в худшем случае – приступы необъяснимого и панического страха. Психиатрическая экспертиза, по словам следователей, дополнительно установила, что у гражданки Ульяновой отсутствует понимание того, что она совершила противоправные действия. Более того, она находится в состоянии полной уверенности, что сделала всё правильно, и что её миссия завершена. При этом подозреваемая полностью понимает, что её деяния подпадают под статьи Уголовного кодекса, но в её понимании они не нарушают Вселенский закон. Кем назначена её миссия и каковы были основания этой миссии, гражданка Ульянова уточнять не стала.

При проверке наличия личной информации выяснилось, что у подозреваемой отсутствует семья. Следственной группе не удалось обнаружить каких-либо родственников. К удивлению следователей, оперативники не смогли найти в записях органов гражданского состояния ни свидетельства о рождении, ни паспортных данных, ни каких-либо иных документов, удостоверяющих личность гражданки Ульяновой или подтверждающих, что такой человек вообще существовал на территории Российской Федерации.

Во время следственных мероприятий и допросов гражданка Ульянова содержалась в СИЗО, в отдельной камере. В течение полугода, пока велось следствие, она ни разу не прикоснулась к предлагаемой пище и воде. Однако, согласно результатам медицинского освидетельствования, организм подозреваемой функционировал идеально: все внутренние системы были в норме, а кишечный тракт оказался наполненным, как если бы она регулярно принимала пищу. При этом следствием не было установлено ни одного факта, подтверждающего, что гражданка Ульянова действительно употребляла предложенные ей продукты.

Вела себя подозреваемая в камере крайне странно: в основном она сидела на полу, прижавшись спиной к стене, и смотрела в одну точку. На её лице была улыбка, и в целом она не обращала никакого внимания на происходящее в коридоре или в соседних камерах. Ни на шумы, ни на разговоры, ни на действия оперативников она не реагировала, как будто вокруг неё никого и не было. Наблюдая за поведением гражданки Ульяновой, следственная группа неоднократно обращалась к психиатрической и медицинской команде с просьбой провести дополнительное освидетельствование. Однако медицинское сообщество утверждало, что подозреваемая физически и умственно абсолютно здорова и полностью осознает происходящее. При этом врачи отмечали, что её физическое состояние было настолько идеальным, что они ранее не встречали подобного – у неё не было нарушений в организме.

Спустя несколько недель пребывания в СИЗО следственный комитет обратил внимание на то, что в камере гражданки Ульяновой поддерживалась буквально стерильная чистота. При этом сотрудники отдела, находящиеся на посту, утверждали, что не входили в камеру и не предоставляли подозреваемой чистящие и моющие средства для поддержания такого порядка. Более того, она сама ни разу не прибиралась. Единственное положение, которое она принимала в своей камере, – это сидение на полу, прижавшись спиной к стене, и взгляд в одну точку, даже ночью. Кровать, с чистым постельным бельём, оставалась не тронутой и не разобранной.

Через месяц после задержания гражданки Ульяновой сотрудники, осуществляющие контроль за её камерой, начали массово подавать прошения о переводе в другой отдел или в другую смену. В случае отказа они незамедлительно писали заявления на увольнение. При попытках выяснить причины такого стремительного решения, сотрудники отказывались обсуждать их, ссылаясь на то, что просто не могут больше оставаться на своей должности в этом месте.

Через месяц после нахождения гражданки Ульяновой в камере СИЗО практически все сотрудники отдела либо перевелись, либо уволились. На посту остались лишь психически устойчивые сотрудники с крепкими нервами, маловыраженными эмоциями, которые старались избегать подходить близко к камере, где находилась гражданка Ульянова. Они утверждали, что из-за двери камеры исходит некая «энергетика страха и ужаса», и даже они, будучи сильными морально, боялись подходить ближе, чем на метр. При этом сама гражданка Ульянова никогда не обращалась к охранникам.

В июне 1999 года, когда гражданку Ульянову доставляли в здание суда, автомобиль, в котором она находилась, попал в дорожно-транспортное происшествие. Машина столкнулась с грузовиком, водитель которого не справился с управлением и вылетел на встречную полосу. В результате аварии погибли все: сопровождающий конвой и водитель. Гражданка Ульянова не получила ни единого увечья или травмы, ни одного повреждения. Подозреваемая спокойно осталась в кабине машины и продолжала ждать нового сопроводительного конвоя.

Во время судебного заседания гражданка Ульянова сидела на скамье подсудимых и, по мере необходимости, отвечала на вопросы. Её ответы были немногословными, обычно ограничиваясь словами «да», «нет» или «не знаю». На протяжении всего заседания с её лица не сходила улыбка. Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, получив все доказательства и улики, признала гражданку Ульянову виновной по статьям уголовного кодекса Российской Федерации и запросила назначить наказание в виде 15 лет лишения свободы. Подсудимая не стала оспаривать решение суда или высказывать возражения.

В первый же день отбывания наказания гражданка Ульянова была доставлена в колонию № 234 и помещена в индивидуальную камеру из-за странного поведения и общего избегания контактов с другими людьми. Однако, к удивлению начальника колонии, на следующее утро гражданки Ульяновой в камере не оказалось. При этом не было зафиксировано никаких следов побега. Камеры, расположенные вдоль коридора, а также камера, находящаяся непосредственно над камерой гражданки Ульяновой, не зафиксировали ничего необычного, странного или выходящего за рамки обычного. Они также не зафиксировали момент выхода гражданки Ульяновой из камеры.

Окно, расположенное в камере, находилось на высоте 2 метров и имело размеры не более 20 сантиметров в длину и ширину. С учётом роста гражданки Ульяновой – 170 сантиметров и веса 68 килограммов – физически пройти через это окно она не могла. Следственный комитет и администрация колонии до сих пор находятся в состоянии шока и полного непонимания, как человек смог просто исчезнуть из камеры.

Гражданка Ульянова долгое время числилась в федеральном розыске. Объявление о побеге и фоторобот были разосланы во все отделения полиции, однако до сих пор не поступило никакой информации, указывающей на её местонахождение. Более того, в базах данных отсутствуют какие-либо следы, подтверждающие само существование гражданки Ульяновой на территории Российской Федерации. Она не пересекала государственные границы, и её перемещения по стране также нигде не были зафиксированы.

В результате данное дело было засекречено следственными органами и отправлено в архив до наступления лучших времён, когда они будут готовы вернуться к его расследованию. Во все инстанции, участвующие в розыске, были направлены новые данные: тело гражданки Ульяновой было обнаружено в лесу. Генетическая экспертиза и снятые отпечатки пальцев подтвердили её личность. Однако о том, что отпечатки пальцев, полученные в ходе следственных мероприятий, исчезли из базы данных, органы решили культурно умолчать.

И все бы ничего, и о данном деле можно было бы забыть, как об одном из самых странных и мистических преступлений, расследуемых следственными органами, если бы в один день на столе главного следователя, участвовавшего в розыскных и оперативных мероприятиях по делу гражданки Ульяновой, не появилась загадочная бумага неизвестного происхождения с таинственной надписью. Чернила, которыми была сделана запись, также оказались неизвестного происхождения. Послание гласило: «В период с 2000-го по 2009-й будет ещё четыре трупа. Теперь к ответу привлечены женщины. Ещё увидимся. Ульянова С.А.»


Рецензии