Что есть для женщины работа? Из дневника. 1986 год

27 августа 1986.

    Ничто не проходит так быстро, как лето. Оно никогда не надоедает, наоборот, им не успеваешь насладиться, не успеваешь оглянуться, как оно уже подходит к концу. Вечера стали холодные и утренние зори тоже. Утром 10 градусов тепла. Но днем солнце греет щедро, радуя нас своим последним приятным теплом. Осеннее солнце другое. А осень уже чувствуется.
    Как хорошо в отпуске! Как спокойно и легко на душе! Какое счастье - быть свободным!

12 сентября 1986. 

    С 8-го по 12-ое сентября я была в командировке в Липецке, принимала участие в зональном семинаре вузовских библиотек.
    Мы жили за городом, на турбазе "Голубая даль". Здесь красиво: тоже лес и река недалеко. Невольно вспомнилась наша турбаза "Дон". Как было там хорошо жить на природе! Здесь, на этой турбазе уже никто не живет, потому что лето кончилось. Грустно как - невозможно! Но мы приехали на деловой семинар, так что настраиваемся на работу.
   
    Тема моего доклада: Культура библиотечного труда в отделе обслуживания. Написала его, опираясь на свой десятилетний опыт работы в библиотеках, наблюдения и анализ ситуаций, возникающих во время общения с читателями. Перед выступлением у меня, конечно, было сильное волнение, вплоть до тошноты и дрожи в коленях. Но когда я начала читать и рассказывать,волнение сразу прошло. Мой доклад не просто понравился, а произвел фурор, неожиданный для меня. Коллеги захотели обсудить его, рассказать о своих положительных и отрицательных эпизодах в работе с читателями. После выступления многие подходили  ко мне и говорили, что им понравился мой доклад. Директор научной библиотеки университета забрала у меня мой доклад, чтобы перепечатать и хранить в своей библиотеке. Я не хотела отдавать свою научную работу, но они пообещали мне сохранность авторских прав.

    После заседания я ушла гулять в лес, одна, чтобы восстановить растраченные силы. Даже голова разболелась. А в лесу тишина, покой в сосновом бору. Паутина в лесу, значит, бабье лето пришло - еще будет  тепло. Здесь хорошо. Тихо. Очень. Только дятел стучит, и поскрипывают сосны, когда их тревожит ветер. Осеннее, мягкое, нежное солнце. Сентябрь прекрасен.

    Вечером по телевизору показывали Владимира Высоцкого, это последняя его запись в апреле 1980 года.

    Я коней напою, я куплет допою, хоть немного еще постою на краю...

Чуть не заплакала. Смотрю на него: он всего себя отдает щедро, бескорыстно, без остатка, КАК НИКТО ДРУГОЙ. Вспомнились его слова:"Наша профессия - пламень страшный, и не сгореть, если по совести, нельзя."
   ЕСЛИ ПО СОВЕСТИ. Он знал, что это такое.
Самым талантливым, лучшим из нас, за редким исключением, отпущен короткий срок жизни.

11 октября 1986.

    Теперь редко обращаюсь к дневнику, по разным причинам: чаще всего по причине занятости другими насущными делами и по причине вечерней усталости. И бегут дни, которые до поры до времени держатся в моей памяти, а потом остаются самые значительные, а других - как и не было. Но так жаль терять впечатления, ощущения, эмоциональные переживания настоящего момента.
    Есть еще одна бытовая причина, мешающая мне побыть наедине со своим дневником - в нашей тесной, шумной квартире мне буквально негде пристроиться. В нашей комнате, которую мы по привычке называем залом, пока мой сын не заснул, я не могу включить торшер. Родительская спальня занята. На кухне брат. Я прошусь в его комнату, он разрешает минут на 30-40. Только расположишься, сосредоточишься - надо уходить. Куда? Иду в ванную. Здесь тоже неудобно. Смеюсь. А что еще остается делать? Когда я удостоверюсь, что сынок заснул, я могу включить торшер, устроиться удобно на диване, взять в руки тетрадь и перо. Но к этому моменту я, как правило, уже устала и просто хочу спать.
    Я люблю субботний вечер за временный покой на душе, за его кажущуюся  бесконечность...

20 октября 1986.

    Дни бегут, мчатся, несутся, как скорый поезд - не догонишь, не вернешь. Я все время спешу и все-таки не успеваю сделать намеченное на сегодня. На работе почти не успеваю, а дома почти всегда не успеваю.

    Дни идут осенние. Осень в этом году славная - сухая, теплая, тихая. Целую неделю стояла чудесная погода. С утра и весь день было солнечно, температура плюс 16. Покров был тоже очень теплым днем. В этот день я ездила в университет к 12 часам. Вышла из дома в 9 часов утра и гуляла по проспекту. Время, на удивление, текло медленно, и я видела и осенний день в расцвете, и осенний город, наслаждалась шуршащими листьями, которые выстелили дорогу для меня. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД, что бы с ним ни было. Я люблю его центр, проспект Революции (бывшая Большая Дворянская). Я здесь ходила школьницей со своими одноклассницами, потом тоже школьницей, но уже с первой любовью (Костей). Потом сколько здесь было хожено с подругой Таней, потом с Германом... Люблю Петровский сквер, Первомайский сад и больше всего - Детский парк. Сердце щемит, как хочется туда войти, но боюсь своих воспоминаний. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД, потому что он мой родной, потому что это моя личная жизнь.

    Вчера я с Сашей и Наташа П. со своей семьей ходили гулять в парк Динамо. У Наташи было плохое настроение, и она злилась на своего мужа и на своих сыновей. Даже в мой адрес отпускала колкости, но я не обращала на это внимание. Я была рада осеннему солнцу и осеннему небу такой синевы, какая бывает только осенью. Синее небо и "пожар" берез!

    Я всей душой люблю весну. Когда она приходит, мне кажется, что это самое лучшее время года. Лето я тоже люблю, если оно теплое, ласковое, а не знойное и не мучительно жаркое. Но когда приходит осень и украшает наши улицы и парки, то я точно знаю, что лучше осени нет времени года.
    Только стихов почему-то нет. Новые стихи не входят в меня. Я так и живу на запасе стихов ТЕХ моих юных лет, до замужества. А с замужеством кончилась поэзия, и началась проза, и такая неинтересная...

    Еще о работе. После моего выступления в Липецке меня наградили Дипломом "Лучший по профессии". Приятно, не скрою. Потом мы с директором нашей библиотеки поехали в Москву на республиканский семинар библиотек искусств. Я выступила там с тем же докладом и опять успешно. Зам. директора библиотеки московской консерватории Эмма Борисовна сказала мне:"Мы бы вас взяли к себе на работу." Я понимаю, что это просто комплимент, тем не менее такие слова льстят моему самолюбию. Она буквально выхватила рукопись моего доклада затем, чтобы перепечатать и оставить его в своей библиотеке. Я диктовала его машинистке, и он остался в библиотеке московской консерватории.
    Ну, что же, нет удачи в личной жизни, зато есть успехи в работе.

Продолжение следует


Рецензии