Детство босоногое
Летом каждый день мы собирались на излюбленном месте- боковом крыльце школы. Мы –это дети сотрудников санаторно-лесной школы. Для вас может быть непривычно название лесная школа, что больше похоже на название из какой-нибудь сказки о жизни зверей, а для нас наша «леснуха»-место где живут и учатся в течение года, а то и дольше дети со слабыми легкими или из семей , где болеют туберкулезом. На лето все разъезжаются по домам, и вся территория школы остается в нашем распоряжении. Так что же это за место?
На вершине холма, поросшего лесом, в километре от поселка, находились два двухэтажных здания: школа, о которой я уже упомянула и интернат, где проживали дети. Между ними раскинулся старый сад- яблони, смородина, малина. Между ними длинные грядки с викторией (сейчас модно говорить клубника).Все соединяется неширокой дорогой, по обе стороны которой растут очень старые березы и сосны. Они ,наверное, остались еще со времен, когда в здании интерната во время войны была районная больница. За березами раскинулась плантация виктории, где мы часто паслись и помогали собирать ягоды биологу школы, которая летом отвечала за грядки, благо из окна ее дома они были хорошо видны. За интернатом , под соснами стояли три дома, в которых жили сотрудники. Еще четыре дома были на улочке у школы. Но их не было видно за деревьями. На территории было отдельное здание столовой, а еще скотный двор, где держали свинок, коров и две лошади. Одна лошадь, помню, была рыжая, на ней возили продукты, сено и т.д. А вот вторая, серая в яблоках, Майка-была выездной лошадью директора школы- Зои Петровны. Конюх, дядя Гриша, запрягал для выезда Майку в тарантас,и они отправлялись за 12 км в отдел образования. Необычно, правда?.
Я была совсем еще маленькой, мне было 4 года, когда семья переехала сюда, именно на эту верхнюю улочку, в дом под соснами. Сосны были огромными и при сильном ветре шишки с сосен со стуком падали на крышу дома. Все вокруг было ими усыпано. Я не говорю, что усыпан двор- его не было, огорожен был только палисадник с золотыми шарами и мальвами.У дома на лето была сложена печка, где бабушка и соседи готовили обеды, варили похлебку для поросенка. Даже баня была одна на все три дома , ее топили по очереди, а иногда в один день мылись обе семьи. Зимой, для экономии дров, по субботам ходили в общую баню, вечером, после того, как все дети из интерната уже вымоются.
Мы жили в окружении земляничных полян: за домом и перед ним, почти до здания интерната. Под соснами у дома собирали маслят, а под старыми березами-белые грибы.
Когда мне исполнилось 7 лет, мы переехали на нижнюю улицу, в новый дом- четыре стены, поляна у дома под огород и…все. Летом переехали, а осенью я пошла в школу, вместе с соседом Геркой, который жил с родителями во второй половине дома.
Вы понимаете, что для нас наша леснуха была всем, даже в поселок мы выбирались летом только когда родители посылали за хлебом в магазин, а когда подросли- в кино. Развлечений у нас и здесь хватало.
Вот такое большое предисловие получилось. Но без него, наверное, не получится передать атмосферу нашего босоногого лета.
На крылечке и не только.
Ох уж это крылечко, место наших встреч!Нас, ребятни, было не много и в основном девчонки. На лето приезжал Павлик, племянник директора школы, который вливался в наш девчачий коллектив и всегда был готов поддержать наши шалости.
На крылечке мы играли в игры о которых современные дети даже не слышали-это «краски», «Я садовником родился..».Я не говорю уже про прятки, ляпки, захват знамени и вышибалы, которые сейчас называют «утки и охотники». Но больше всего мы любили играть в «чижа». Отец почти каждый день вырезал нам нового, потому что, во время игры, от удара по нему специальной лаптой, чиж улетал куда-нибудь в траву, и мы не могли его отыскать. А еще играли в ножички-делили землю. Складной ножик всегда был в кармане платья. Некоторые родители сейчас могли бы с ума сойти, если бы у маленькой дочери обнаружили нож. Но у нас считалось нормальным, все дети играли в эту игру.
Прыгалки на доске это было нечто! Даже не знаю, прыгал ли кто-то так, как мы. Выбирали небольшой бугорок на земле, клали поперек прочную доску и вставали на ее концы. И прыгали, взлетая порой метра на два над землей! При этом надо было приземлиться снова на доску. Когда надоедало прыгать, прятали доску где-нибудь рядом в кустах до следующего раза.
Жизнь была активной, о телефонах мы даже не знали, поэтому придумывали все новые забавы. Например, мы любили проводить время на ямах. Когда к лесной школе прокладывали автомобильную дорогу, то полотно дороги поднимали, и вдоль нее образовались небольшие котлованы, которые заполнились водой. Вода в ямах быстро прогревалась, весной это было царство лягушек, которые устраивали свои концерты. В воде они откладывали икру, а потом из нее выводились головастики. Мы любили наблюдать за ними и вылавливали консервными банками. Позднее вокруг ям прыгали сотни лягушат, а мы надеялись найти там царевну-лягушку. Но главное развлечение для нас было плавать на плоту. Плотом служила старая дверь. Она была не очень большой, но двое- трое ребят могла выдержать. Малышей на плот не брали. Домой приходили в вымазанных глиной платьях и получали заслуженную трепку от бабушки.
Вечером, сидя на крылечке, мы всегда старались не пропустить момент, когда на тренировку выйдет Николай. Он был старше меня на 10 лет, увлекался спортом. Он появлялся такой высокий, подтянутый, для нас абсолютный авторитет. Мы тут же снимались с крылечка как маленькая стайка воробьев и бежали к нему. Увидев нас, он, конечно, понимал, что тренировка его накрылась, но никогда не гнал нас, а превращался в тренера. Рядом со школой полянка использовалась для уроков физкультуры и спортивных мероприятий. Здесь была прыжковая яма и заасфальтирована площадка для городков.
Николай приносил спортивное копье. Для нас этот снаряд был почти неподъемный, но мы с восторгом смотрели, как Николай разбегается и копье летит через всю поляну и втыкается в землю. Мы тоже хотели так! Бежали, вытаскивали его из земли и тащили назад к Николаю. А потом был почти цирк, который веселил нашего тренера, но он не высмеивал нас. Я брала копье двумя руками и пыталась его бросить. В лучшем случае копье падало в метре от меня, в худшем, я падала вместе с перетянувшим меня копьем. Мы бегали, прыгали в длину на прыжковой яме, устраивали соревнования по бегу. И нам это очень нравилось. Домой возвращались вечером, уставшие и голодные.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225101701815