Лингвоонтологический подход М. Бахтина 1

Лингвоонтологический подход М. Бахтина: логика - грамматика - поэтика
(Доклад прочитанный на конференции ИФ РАН, посвященный М.М. Бахтину, Москва, 15.10.2025)1/1

Мотивом доклада является убеждение, что существом теории Бахтина, концептуально задекорированной под контекстно актуальный марксизм, является объективный идеализм в смысле евангельского посыла "Вначале было слово", емко сочетающего в себе категории начала, бытия и слова.
Теория Бахтина продолжает и отчасти увенчивает всю традицию онтологии имени с пределом в имени Бога, образующего горизонт онтологии языка или лингвоонтологии, которая в авторском именовании звучит как "металингвистика".
Бахтинское описание самых разных объектов, составляющих горизонт словесности от теории языка до теории романа, реализует одну и то же стратегию, включающую три фазы.
В первой фазе выделяется «нормативный» центр, который на правах статичной формы монологически определяет динамичное содержание всей совокупности периферийных феноменов.
Во второй фазе выясняется ведущая роль динамично-периферийного наличного содержания в деле кристаллизации статично-центральной умозрительной формы.
Наконец, в третьей фазе в преодоление крайностей  доминации одного над другим в режиме гегелевской диалектики господства и рабства случается имеющая характер события гармонизация начал субъективно умозрительной формы и объективно чувственного содержания. 
Событие гармонизации, что смещает субъекта с позиции Я/есть, составляют два поэтического хода в виде метафоризации предиката и метонимизация субъекта. Так, в ходе первой происходит метафорическое собирание мира как периферийного предиката, сосредотачиваемого созерцанием в эстетический объект. А в ходе второй случается метонимическое одухотворение созерцателя на путях десубстанциализирующего субъекта смещения на  периферию. 
Здесь прежний внешний предикат как уже любовно созерцаемый Образ и прежний внутренний субъект как уже любяще созерцающий Дух гармонизируется благодаря включению в особый горизонт, который оказывается чем-то третьим по отношению к полюсам взаимности.
Событие этого Третьего как включающего в себя и Образ, созидаемый извне, и Дух, заряжаемый изнутри, является итогом преодоления логического закона исключения третьего, и может быть опознано как имя Бога, тем самым обосновывает гипотезу, что теория Бахтина непосредственно примыкает к учению о троичности христианского Бога.               


Рецензии