Уроки английского. Часть - 3
К её удивлению после уроков остался весь класс, и она поняла, что многие собираются быть просто зрителями. Но даже это порадовало, так как показывало проявление интереса.
- И так, развивать голос надо постепенно. Если начнёте слишком форсировать, то можете его надорвать, и восстановиться будет трудно. Нам спешить некуда, и потому начнём в полголоса, даже на пределе слышимости. Сначала надо одним звуком «А» напеть мелодию, скажем «Подмосковные вечера». Послушайте изменение тональности.
Она напела мелодию.
- А теперь все это повторим несколько раз, причём не в унисон, а в разнобой, и не слушая соседей. Слушайте только самого себя… Та-ак, хорошо, продолжайте, продолжайте…
Начав вразнобой, они постепенно подстроились в унисон, и получилась хоровая спевка, всё усиливающая звук. Дирижируя пальчиками, Вика знаками регулировала громкость.
- Продолжайте, очень хорошо, отлично, ещё немного… Достаточно. А теперь, так же, поём не определённую мелодию, а просто звук «А», но постоянно меняя высоту и громкость звука, только не сильно громко, в щадящем режиме. При этом слушаете не ушами, а голосовыми связками, потому что ушами вы будете слушать других. И по напряжению голосовых связок определяете норму щадящего режима.
Она показала разные вариации, контроль дыхания, и дала отмашку. Уходя из школы, в класс заглянула завуч.
- Что тут у вас?
- Голос развиваем, не умеют громко говорить. Шепчут на уроках, как на первом свидании.
- Ну ладно, работайте.
Официальная «индульгенция» была получена, ребята почувствовали себя более свободно, и вскоре уже больше полкласса дружно спели Песенку крокодила Гены.
- Ну, хорош на первый раз, а то правда надорвётесь – опыта ещё мало. Домашнее задание – повторить мелодии звуками у, э, о, ы. Старайтесь звуки не путать, голос не перенапрягать. Исчезаем.
К концу первой четверти у неё образовалось два кружка – углублённого изучения английского и театральный. В театральном ученики занимались отработкой дикции, чтением «с выражением» стихов и прозы, пением песен, танцами, игрой на стареньком «пианино», а потом ещё появился и старенький баян. Не малая часть чтений и пения исполнялась на английском. Когда был свободен спортзал занимались там, разбиваясь на две-четыре группы. Иногда даже играли в футбол или «баскет».
А перед самыми каникулами её зазвала завуч.
- Виктория Николаевна, вы подработать не хотите?
Вика насторожилась.
- Да не знаю, со временем напряг, ничего не успеваю.
- Разнарядка пришла на новый урок – Семейное воспитание. Все от него шарахаются. А вы вроде нашли с ребятками общий язык.
- Так у вас-то опыты семейной жизни есть, а у меня – нуль.
- Опыт тут как раз не нужен, он крутится вокруг хозяйственных проблем, а у молодёжи вокруг любви и секса, и это надо как-то уравновесить. Скажу вам по секрету, по моим наблюдениям, примерно третья часть девочек старших классов, начиная с восьмого, занимаются сексом с разной степенью активности… Вот методички, посмотрите на досуге.
- И сколько часов?
- Да всего один час в неделю. Вы же «углублённый английский» ведёте бесплатно, а можно его проводить, как этот урок. Только планы вовремя составляйте.
С начала новой четверти начала новую нагрузку. Бегло посмотрев методички, убедилась, что они не помогут, и первый урок решила провести в одиннадцатом классе.
- Сегодня у нас урок Семейное воспитание. В методичках упор делается на нравственность, но что это такое я не знаю, и сомневаюсь, что знает кто-то. Вы все нацелились на «вышку», поэтому семья откладывается на неопределённый срок. Но, так как будущее непредсказуемо, общие понятия надо иметь. Хотя, общие-то вы как раз, имеете, наверное, а частности у каждого свои. Значит, переходим к выяснению проблем в форме вопрос-ответ. Кто о чём желает спросить?
- Так а сейчас, когда семьи нет, какие могут быть проблемы? А когда они возникнут, всегда можно будет сходить к психологу.
- Тоже верно. Но есть одна вещь, при которой психологи только разведут руками и констатируют, что проблему решать поздно – это наши привычки. Они вырабатываются постепенно, начиная с детства, и ко времени создания семьи уже полностью контролируют наш характер. И хорошо, если наработанные привычки оказались полезны для существования семьи. Но довольно часто у нас откладываются и вредные привычки, которые будут работать на разрушение. Вот над этой проблемой нам и придётся поработать в нынешнем возрасте – над умением отличать полезные привычки от вредных, и искоренении последних, пока это ещё возможно… Сейчас я предлагаю вам стать психологами, насколько это возможно, проанализировать знакомые семьи, и попробовать определить, какие привычки вредны для семьи, а какие полезны. Думаю, что на первый раз минут двадцать хватит на сочинение. Поехали.
Сама Вика села за разработку тематического плана, попутно набрасывая возможные вопросы.
Через двадцать минут она подняла взгляд. Примерно половина класса закончили анализ, и хихикая в полголоса обсуждали тему. Другие ещё пытались что-то дописать.
- Та-ак, можно заканчивать. Тема эта, наверное, бесконечна, и за раз её не осилить. Возьмёте сочинение домой, может появятся какие новые мысли, допишите. За оформление можно не беспокоиться, исправления и зачёркивания приветствуются. А сейчас хочу услышать ваши вопросы… Я понимаю, что они могут быть щекотливыми, вынутыми из своего тайного подсознательного, и не все могут быть прилюдно озвучены, но некоторые, не очень сакральные, хотелось бы услышать.
- Но у вас же нет специального психологического образования, только педагогическое – сможете ли вы ответить на наши вопросы.
- Психолог, это не специальность. Это призвание и жизненный опыт. Психология есть теоретическая, а есть практическая. И именно практическая, основанная на опыте и постоянном анализе межличностных отношений – самая ценная. И у меня имеется опыт такого анализа. Кроме того, у меня были хорошие учителя среди моих знакомых, поэтму знаю я несколько больше, чем выпускники педов. Я, конечно, не могу утверждать, что я суперпсихолог, но я и не ставлю перед собой задачу решения суперпроблем. А для вас, я имею немалое преимущество перед другими такими спецами – мою работу вам оплачивать не требуется, её уже оплатило государство. А это деньги не малые – лет через десять некоторые из вас пожалеют об этой упущенной возможности… Ну, кто самый смелый?
- Да всё я же. Главная проблема находится не в нас, а в парнях. В их пьянстве. Но это, видимо, врождённая черта, независящая ни от чьих привычек. И я, честно говоря, сомневаюсь в возможностях психологии.
- Самое ценное в твоём вопросе, вводное слово «видимо», которое показывает, что где-то на подсознательном уровне, у тебя имеется сомнение в том, что качество это врождённое. И ты находишься на верном пути, но одновременно права и не права. Врождённость имеет несколько уровней наследственности, и чисто генетическая спрятана очень глубоко и хорошо защищена от случайных мутаций. А вся наблюдаемая изменчивость, это обычное приспособление организма к окружающей среде. А приспособление включает как полезные, так и вредные привычки. И чрезмерное пьянство, как вредная привычка, не могла возникнуть ранее двух-трёх поколений назад, потому что эти представители редко оставляют после себя потомство и постепенно вымирают. А значит, она не врождённая, а приобретённая, и является привычкой, которую вполне можно исправить, если соответственно воспитывать ребёнка. И только во взрослом состоянии это очень трудно, почти невозможно, и если вы заметили у парня такую наклонность, то лучше сразу расстаться. Попытка удачного перевоспитания хотя и возможна, но потребует от вас много сил, умения и терпения… Но для вас важнее рассмотреть другой вариант – когда выпивать начинает уже состоявшийся муж. Тут может быть несколько разных причин, которые мы разберём на следующих занятиях. \\\\\\\\\\\\\\
Свидетельство о публикации №225101700223