Во власти неведомой силы. Глава 13. Обстоятельства
http://proza.ru/2025/10/03/262
***************
К планированию зимнего похода с пятикурсниками по Приполярному Уралу Игорь вернулся в сентябре 1958 года.
За время с весны до осени Игорь и Зина успели совершить по новому походу III категории трудности - Игорь горно-пешеходный по Алтаю в качестве руководителя, а Зина пешеходно-водный по Восточному Саяну. После окончания каникул они встретились, поделились впечатлениями о проведённых походах и решили начиная с конца октября месяца приступить к конкретному планированию зимнего похода и комплектованию группы.
Игорь не привык менять свои планы, он всегда ставил перед собой только реальные цели и задачи и впоследствии добивался их выполнения.
То же было и с зимним походом 1959 года. В принципе, решение было принято, с друзьями согласовано, знаковые детали похода проработаны. Сомнений в предстоящем мероприятии не возникало.
Однако к ноябрю месяцу в стройные планы Игоря вмешались обстоятельства. Причём сразу по трём очень важным направлениям.
Первый звоночек прозвучал, когда в конце октября месяца к Игорю подошёл Пётр и сказал:
- Игорь, ты меня извини, но я не смогу пойти с тобой в зимний поход, как обещал. Дело в том, что до меня довели - в январе 1959 года я буду проходить преддипломную практику в Москве, в "Мосэнерго".
Игорь сказал:
- Очень жаль, я на тебя рассчитывал. А сроки никак нельзя изменить?
- Нет, всё уже согласовано и пришёл официальный документ с предприятия.
- Ну что ж, удачи тебе на московской земле, спасибо, что сообщил заранее.
Возникшие обстоятельства огорчили Игоря, но не расстроили его. Да, жаль, без Петра в походе будет не так весело, но критичного ничего не случилось.
Но через несколько дней к Игорю подошёл Павел с этой же проблемой. Его преддипломная практика начиналась 20 января 1959 года, и он никак не мог пойти в зимний поход с пятикурсниками.
Через пару дней через Зину об этом же сообщили Коля, Женя и Слава. Теперь уже возникшие обстоятельства не просто расстроили Игоря, а поставили под сомнение саму возможность проведения похода.
Игорь не был знаком с порядком планирования и проведения заводской преддипломной практики, потому что раньше это его не касалось. Теперь он решил разобраться с этим вопросом у себя на кафедре.
Оказалось, что преддипломная практика студентов в высших учебных заведениях как правило должна была длиться от четырёх до восьми недель. В некоторых случаях преддипломную практику удавалось провести за более короткое время, но это было скорее исключением из правила, чем правилом. Таким образом, получалось, что если сроки преддипломной практики пятикурсника запланированы на январь, то он никак не сможет пойти в январе в поход. Правда, самому Игорю в этом вопросе, можно сказать, повезло - он должен был проходить практику в феврале, но таких пятикурсников было немного, и не все они были туристами.
Игорь узнал, что эти обстоятельства возникли уже давным-давно. Оказалось, сроки проведения преддипломной практики устанавливаются ВУЗом по предложению выпускающих кафедр в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Естественно, никто не пошлёт студента на преддипломную практику, пока не будет сдана зимняя сессия.
Оказалось, что согласование сроков преддипломной практики студентов происходит через договора с профильными предприятиями, не позднее чем за два с половиной месяца до начала практики.
Таким образом, сроки практики были согласованы уже в октябре месяце. Конечно, при этом не учитывается, кто из студентов собирается идти в поход и когда. Всего этого Игорь не знал, когда задумывал поход с пятикурсниками.
Это обстоятельство сделало проведение задуманного похода невозможным, и Игорю ничего не оставалось делать, кроме как от него отказаться.
Однако в принципе оставалась возможность провести этот поход не с пятикурсниками, а со студентами более младших курсов или с инженерами - выпускниками УПИ прошлых лет.
Но здесь возникло второе обстоятельство. Зимняя сессия в институте заканчивалась в двадцатых числах января. А преддипломная практика Игоря должна была начаться в Пензе 17 февраля 1959 года. Игорь планировал выехать в Пензу из Свердловска, не заезжая домой, сразу после окончания похода. Но в этом случае поход должен был иметь продолжительность не более 18 дней. Для задуманного похода на Приполярный Урал этого времени было мало. Это обстоятельство заставило Игоря вовсе отказаться от задуманного похода на Приполярный Урал.
С мечтой провести заключительный зимний поход с друзьями-пятикурсниками Игорю пришлось расстаться. Мечту о походе по Приполярному Уралу пришлось отложить до следующих зим. Но ещё оставалась возможность совершить в качестве руководителя лыжный поход III категории трудности и выполнить требования, необходимые для присвоения звания мастера спорта по туризму. Эта цель была реально достижима, и Игорь был полон решимости её добиться.
Для категорийных походов в те годы существовали специальные требования по их содержанию. Поход III категории трудности должен был включать в себя лыжный маршрут протяжённостью не менее 300 км, из них 100 км с преодолением естественных препятствий, должен был длиться не менее 16 дней, из них 8 дней по малонаселённой местности, должен был иметь 6 ночёвок в полевых условиях. Такие требования в условиях ограниченного времени похода можно было выполнить только в одном месте - на севере области, где был и Главный Уральский хребет, и незаселённая местными жителями обширная местность. Игорь видел в себе силы выполнить эти требования за счёт умелой организации похода и за счёт подбора опытных физически сильных и выносливых участников группы.
С комплектованием группы Игорь проблем не видел Во-первых, желание участвовать в лыжном походе высказывали выпускники УПИ прошлых лет, с которыми Игорь был на связи и которые были проверены в деле в ходе многих совместных походов, это Николай , Георгий, Рустем и Никола. Во-вторых, это четверокурсники, которые тоже раньше ходили с Игорем в походы и которых он мог пригласить в свою группу - это Юрка и Юрий.
Игорь встретился с Николаем и Рустемом, предложил им принять участие в походе и договорился с Георгием и Николой по переписке. Поход начинал приобретать реальные очертания.
И тут возникло третье обстоятельство. Руководство кафедры не захотело предоставлять Игорю отпуск за свой счёт и отпускать его в поход. И хотя вопрос об отказе не был решён окончательно, тем не менее угроза срыва похода возникла. Дело в том, что как аспирант кафедры, работавший менее пяти с половиной месяцев, Игорь не мог претендовать на очередной отпуск. А отпуск за свой счёт предоставлялся на усмотрение администрации. Участие в лыжном походе руководство кафедры уважительной причиной для предоставления отпуска не считало.
Дело в том, что техническое устройство, которое разрабатывал и создавал на практике Игорь в рамках своего дипломного проекта, должно было быть исполнено к установленному сроку. Если Игорь уходил в отпуск для участия в походе и сразу из похода убывал на заводскую преддипломную практику, то сроки готовности прибора были бы нарушены.
У Игоря был только один выход - завершить создание прибора до начала похода, в этом случае руководство кафедры могло отпустить его в поход.
Игорь поставил себе задачу завершить создание прибора как можно скорее. Всё свободное время он проводил в лаборатории, усердно и настойчиво работая над завершением проекта. Но как всегда бывает в конструкторской работе, гарантии в том, что всё получится в срок, не мог дать никто.
Загруженность Игоря на кафедре не позволяла ему уделять необходимое количество времени планированию похода и организации его подготовки так, как это делал Игорь всегда. Но время ещё было, и возможность пойти в поход тоже была.
Вопрос участия Игоря в походе обсуждался на его встрече с Николаем. Было принято решение не отказываться от похода и провести его в любом случае, независимо от решения руководства кафедры. Из кандидатов в участники похода кроме Игоря руководить лыжным походом III категории трудности не имел права никто.
Тогда было принято решение обратиться за помощью к выпускнику УПИ 1955 года Юрию, работавшему в городе Лысьва инженером-конструктором турбогенераторного завода, который имел такое право.
Это могло спасти поход в случае, если бы Игорь не смог в него пойти. А реализация мечты Игоря о присвоении ему звания мастера спорта откладывалась бы на определённое время и переносилась бы на более поздний срок.
Вот так возникшие обстоятельства изменили планы Игоря и не позволили ему реализовать первоначальный замысел похода.
***************
Продолжение повести в главе 14. Походники.:
http://proza.ru/2025/10/18/232
Свидетельство о публикации №225101700271
