Боровиковский Владимир, казак, художник, иконописе
Владимир Боровиковский, будущий известный художник, родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде на Полтавщине в семье казачьей старшины. Его отец, Лука Иванович, был небогат, и с 17 лет Владимир начал служить в Миргородском казачьем полку, одновременно помогая семье вести хозяйство. В семье Боровиковых также занимались иконописью, и Владимир освоил это ремесло.
В 1782 году, после расформирования полка, иконопись стала основным занятием Боровиковского, и его ранние работы в Украине демонстрировали живость персонажей, хотя и отличались архаичностью стиля. Ключевым моментом в его жизни стал 1787 год, когда он участвовал в оформлении путевого дворца в Кременчуге для Екатерины II. Государыня похвалила его работы и одарила деньгами, что вдохновило художника переехать в Санкт-Петербург для развития своих художественных навыков.
В Санкт-Петербурге Боровиковский изменил свою фамилию на более "благородную" и вскоре нашёл покровителя в лице Н.А. Львова, известного мецената и архитектора. Львов помог ему войти в творческий круг столицы, предоставил жильё и поддержал в получении первых заказов.
Художник В.Л. Боровиковский, достигнув зрелого возраста, не смог поступить в Императорскую академию художеств, но быстро наладил отношения с Д.Г. Левицким, что оказало влияние на его творчество. Он также учился у австрийского живописца И.-Б. Лампи, который оставил ему свою мастерскую. Боровиковский стал мастерски передавать фактуру тканей и форм, постепенно улучшая свои навыки.
Начиная с 1794-1795 годов, его работы стали отличаться тонкостью исполнения и поэтичностью. Сентиментализм стал основным стилем его творчества, что проявилось в парных портретах, где он изображал крепостных девушек с трогательной грацией, и в портрете Екатерины Арсеньевой, который отличала теплая атмосфера.
Портреты Боровиковского быстро завоевали популярность и привлекли внимание знатных дам и императрицы, что привело к его званию академика. Особенно известным стал портрет Екатерины II, где он изображал её как обычную женщину, что было необычно для того времени. Это принесло ему новые заказы от царской семьи и высших чиновников.
В период правления Павла I и первых годов Александра I Боровиковский создал многие шедевры, включая портреты известных женщин и мужчин своего времени. В начале 1800-х годов он сблизился с масонами, но затем отошел от этой практики, изменив стиль с сентиментализма на классицизм.
С 1804 по 1810 годы Боровиковский работал над росписью Казанского собора, выполняя иконы с торжественными образами. В 1810-х он продолжал писать портреты знати и создал галерею изображений русских царей по заказу губернатора.
В поздние годы художник сосредоточился на церковной живописи, все меньше интересуясь светскими портретами. Его последнее значимое достижение в этой сфере — портрет фрейлины Е.В. Родзянко в 1821 году. В 1819 году он присоединился к мистической секте «Духовный союз», которая оказала влияние на его внутренний мир, и, несмотря на роспуск секты в 1822 году, Боровиковский не жалел о своем опыте в мистицизме.
Владимир Боровиковский, известный художник, сыграл значительную роль в обучении несколько выдающихся мастеров живописи, среди которых А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный. В личной жизни он вел скромный и закрытый образ жизни, никогда не был женат и не имел детей. Его окружали лишь ученики и немногочисленная прислуга, некоторые из которых жили с ним. Несмотря на успех и солидные гонорары, Боровиковский не скопил значительного состояния, так как щедро помогал родственникам и нуждающимся. В конце жизни он завещал свои сбережения на помощь бедным.
Боровиковский скончался 6 (18) апреля 1825 года в возрасте 77 лет, не дождавшись завершения работы над росписью иконостаса. Его похоронили на Смоленском кладбище, а позже прах перенесли в некрополь мастеров искусств при Александро-Невской лавре.
Борисовский стал известен благодаря своим портретам, таким как «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», где он представил императрицу в домашнем образе. Среди его других известных работ – портрет персидского принца Муртазы Кули-хана и миниатюрный портрет крестьянки Христиньи, а также портреты светских красавиц, Марии Лопухиной и Елены Нарышкиной, которые отражают его умение передавать нежность и красоту через свет и цвет.
Свидетельство о публикации №225101700294
