Гарри Топор, Kirill Babiev Мизантроп текст и смысл
[Текст песни «Мизантроп»]
[Припев: Кирилл Бабиев]
Он видит тот же сон, там, где все умрут
Поплывут по речке льдинами (Льдинами)
И шёпот в голове тихо говорит ему путь
Как не стать ему одним из них
Он видит тот же сон, там, где все умрут
Поплывут по речке льдинами (Льдинами)
И шёпот в голове тихо подскажет ему путь,
Как не стать ему им одним из них
[Куплет: Гарри Топор]
Док, почему так долго больно?
Я же не могу оставитьь спокойно
Тут на сотню идиотов будут три достойными
Но вы именно их привязали к койкам
Док, у меня отлетела клемма
Ее, мы знаем, не вернуть обратно
Вы прочухали, что я соврал
Говоря, что я вижу на ваших пятнах
Эй, док, поймите, мои сны — это мое
Когда лезете ко мне, то вы же хуже воров
Это та же категория людей, кто перелезет за забор,
чтобы обокрасть чужой огород
Эй, док, с чего бы мне любить людей?
И почему вообще за это я оказался здесь?
Они целыми днями ковыряют тут раны
Они живут, чтобы пить и есть
Док, я не ненавижу людей
Как вы не ненавидите жука на еду
Но вы можете лишить его жучиной жизни
Просто за то, что он оказался здесь
Жук — это не опасный подъем
У вас нет конфликта, это просто обед
Но вы видите беспомощную тварь в тарелке
И всякая любовь к живому у вас идет на нет
У меня нет корысти и нет войны с людьми — это бред
Они искали у меня запрещённые книги, интернет-преступники
Они собирали консилиум, каждый день давали мне новый тест
Но им стало очевидно, что голодная косуля никогда не съест
Я просто музыкант, я всего лишь бродяга и бедняк
Но для них я просто нолик на счету
Они выстроили стены на своих особняках
Думая, что стены их спасут
[Припев: Кирилл Бабиев]
Он видит тот же сон, там, все они умрут
Поплывут по речке льдинами (Льдинами)
И шёпот в главе тихо подсказывает ему путь,
Как не стать ему одним из них
Он видит тот же сон, там, где все они умрут
Поплывут по речке льдинами (Льдинами)
И шёпот в главе тихо подскажет ему путь,
Как не ему одному из них стать
[Постприпев: Кирилл Бабиев]
Один из них
Один из них
Один из них
Один из них
[Бридж: Гарри Топор и Кирилл Бабиев ]
Они живут, чтобы пить и есть, да
Льдинами, льдинами, льдинами, льдинами
[Припев: Гарри Топор, Кирилл Бабиев и вместе ]
Он видит тот же сон, там, где все они умрут
Поплывут по речке льдинами (Льдинами)
И шёпот в главе тихо подскажет ему путь,
как не стать ему одним из них
Он видит тот же сон, там, где все они умрут
Поплывут по речке льдинами (Льдинами)
И шёпот в голове тихо подскажет ему путь
Как не ему одному из них
[Постприпев: Кирилл Бабиев]
Один из них
Одиниз них
Один из них
Один из них
- - -
[История песни «Мизантроп»]
«Мизантроп» – это многослойное произведение, которое работает как с лично-психологическим, так и с социально-философским уровнем.
Общая концепция и контекст
Песня «Мизантроп» — это не манифест ненависти к человечеству в духе классического мизантропа. Это глубоко личная история о человеке, который оказывается в изоляции (вероятно, в психиатрической клинике) из-за своего инакомыслия, острого восприятия мира и неспособности принять законы «стада». Главный конфликт строится на противостоянии тонко чувствующей, мыслящей личности (лирический герой Гарри Топора) и бездушной, потребительской массы («они»).
Лирический герой не столько ненавидит людей, сколько испытывает к ним отчуждение, граничащее с презрением, и страх стать одним из них. Это мизантропия от уязвимости, а не от превосходства.
---
Детальная расшифровка по частям
Припев (исполняет Кирилл Бабиев)
Он видит тот же сон, там, где все умрут
Поплывут по речке льдинами
И шёпот в голове тихо говорит ему путь
Как не стать ему одним из них
· «Он видит тот же сон»: Повторяющийся сон — это навязчивая идея, пророчество, внутреннее откровение героя. Это его личный апокалипсис.
· «Там, где все умрут / Поплывут по речке льдинами»: Это мощнейший образ.
· Льдины — символ холода, безжизненности, неумолимого течения времени или рока.
· Река — классический символ течения жизни, Леты (реки забвения в греческой мифологии).
· Общая картина: Все люди, словно безвольные глыбы льда, плывут по течению к своей гибели. Они холодны, лишены индивидуальности и обречены. Это метафора слепого, стадного существования, ведущего к духовной и, возможно, физической смерти.
· «Шёпот в голове тихо говорит ему путь»: Этот «шёпот» — его внутренний голос, интуиция, его истинное «Я», его разум (в противовес безумию, которым его называют). Это его проводник, который помогает ему сохранить свою индивидуальность.
· «Как не стать ему одним из них»: Ключевая цель героя. Это не просто желание быть другим, это вопрос выживания его личности. «Стать одним из них» равносильно духовной смерти.
Куплет (исполняет Гарри Топор)
Куплет построен как диалог с врачом («Док»), что сразу помещает нас в контекст психиатрической лечебницы.
Док, почему так долго больно? Я же не могу оставить спокойно
Тут на сотню идиотов будут три достойными
Но вы именно их привязали к койкам
· Герой задаёт вопрос не о физической, а о экзистенциальной боли. Он страдает от окружающей его реальности.
· Он признает, что есть;; («три достойных»), но система (олицетворяемая «доком») подавляет именно их, а не бездумную массу.
Док, у меня отлетела клемма. Ее, мы знаем, не вернуть обратно
Вы прочухали, что я соврал, говоря, что я вижу на ваших пятнах
· «Отлетела клемма» — сленговое выражение, означающее «съехала крыша», произошел сбой, потеря контакта с общепринятой реальностью.
· «Вижу на ваших пятнах» — возможно, отсылка к способности видеть грязь, грехи, скрытые пороки тех, кто его судит. Он признается, что лгал об этом, но сама метафора говорит о его проницательности.
Эй, док, поймите, мои сны — это мое. Когда лезете ко мне, то вы же хуже воров
Это та же категория людей, кто перелезет за забор, чтобы обокрасть чужой огород
· Герой отстаивает границы своей личности. Его сны и внутренний мир — его последнее убежище, а врачи (и общество в целом) пытаются и его отнять, «украв» и подвергнув «психоанализу».
Эй, док, с чего бы мне любить людей? И почему вообще за это я оказался здесь?
Они целыми днями ковыряют тут раны. Они живут, чтобы пить и есть
· Прямой риторический вопрос, раскрывающий суть его мизантропии. Он не понимает, за что его наказали за нелюбовь.
· «Живут, чтобы пить и есть» — ключевая характеристика «них» с точки зрения героя. Это чисто биологическое, потребительское существование, лишенное высоких целей, рефлексии и духа. Это описание «человека стадного» (по Ницше).
Док, я не ненавижу людей. Как вы не ненавидите жука на еду
Но вы можете лишить его жучиной жизни просто за то, что он оказался здесь
...У вас нет конфликта, это просто обед
· Центральная метафора песни. Герой не испытывает к людям ненависти как к врагам. Его отношение — это безразличие или легкое отвращение, как к насекомому, которое случайно попало на тарелку.
· Он осознает свое положение «жучка» в этой системе. Его могут уничтожить без злобы, просто потому, что он «оказался здесь» — он мешается, он другой. Это демонстрирует абсолютную власть «нормального» большинства над инаковым и его полную бесправность.
У меня нет корысти и нет войны с людьми — это бред
Они искали у меня запрещённые книги, интернет-преступники
Они собирали консилиум, каждый день давали мне новый тест
Но им стало очевидно, что голодная косуля никогда не съест
· Его преступление — не деяние, а мышление («запрещённые книги»). Система пытается найти в нем логику врага, корысть, но не находит.
· «Голодная косуля никогда не съест» — блестящая метафора. Косуля — травоядное, нежное и пугливое животное. Как бы она ни была голодна, она не станет есть мясо. Так и герой, как бы его ни ломали, он не сможет принять ту «пищу» (ценности, образ жизни), которую ему навязывает общество. Это заложено в его природе.
Я просто музыкант, я всего лишь бродяга и бедняк. Но для них я просто нолик на счету
Они выстроили стены на своих особняках, думая, что стены их спасут
· Финал куплета подчеркивает социальное неравенство и иллюзии «сильных мира сего». Герой — «нолик», человек без статуса, чью индивидуальность не видят.
· Стены особняков — символ иллюзорной защиты от мира. Герой своим пророческим сном знает, что эти стены не спасут их от всеобщего краха («льдины» все равно унесут всех).
Постприпев и Бридж
Один из них
Они живут, чтобы пить и есть, да
Льдинами, льдинами...
· Многократное повторение «один из них» звучит как заклинание, мантра, которую герой повторяет, чтобы не сбиться с пути, чтобы не поддаться.
· Бридж сводит вместе две ключевые метафоры: потребительское существование («пить и есть») и неумолимый ход к гибели («льдинами»).
---
Скрытый смысл и итоговая интерпретация
Основная тема: Трагедия индивидуалиста в мире конформизма.
Песня — это не прославление ненависти, а крик души человека, который слишком остро чувствует абсурд и пустоту массового существования. Его помещают в клинику не потому, что он опасен, а потому, что он неудобен и непонятен.
Главные антитезы (противопоставления):
· Индивидуум vs Толпа: Герой против «них».
· Внутренний голос (шёпот) vs Внешний контроль (док): Интуиция и разум против институциональной психиатрии.
· Жизнь духа vs Биологическое существование: Сны, музыка, рефлексия против «пить и есть».
· Холод смерти (льдины) vs Тепло жизни: Но парадокс в том, что «их» жизнь уже мертва, это и есть «льдины».
Скрытый смысл заключается в том, что настоящим мизантропом может быть не тот, кто громко ненавидит, а тот, кто молча страдает от невозможности соединиться с миром, который он воспринимает как враждебный, глупый и обреченный. Его мизантропия — это форма самозащиты и следствие тонкой душевной организации.
Песня переворачивает понятие «нормы»: кто более сумасшедший — тот, кто видит апокалиптические сны, но пытается сохранить свою душу, или те, кто, «кушая жуков», слепо плывет по течению к собственной гибели, считая себя здоровыми и нормальными?
Свидетельство о публикации №225101700305
