Почему Луна-25 могла погибнуть?

Станция, разбившаяся о поверхность спутника Земли, должна была совершить посадку с 21 по 24 августа. Она была нацелена на малоизученный Южный полюс Луны.

Россия запустила к Луне межпланетную автоматическую станцию «Луна-25» 11 августа 2023 года. Для России для это была первая за 47 лет экспедиция к спутнику Земли. Главной задачей экспедиции была отработка технологии мягкой посадки возле Южного полюса, чтобы создать задел для будущих миссий.

Авария стала итогом выведения аппарата на нерасчетную орбиту, после некорректной выдачи тормозящего импульса в 14:10 19 августа 2023 года. Согласно заявлению «Роскосмоса», «по предварительным расчетам, станция «Луна-25» перешла на нерасчетную орбиту, столкнулась с Луной и прекратила свое существование». Судя по формулировке — тому, что факт гибели стал известен не от систем телеметрии или наблюдения, — ясно, что гибель аппарата случилась в момент, когда с ним не было связи и он находился вне поле зрения земных наблюдателей. По данным «Роскосмоса», потеря связи произошла в 14:57 19 августа, через 47 минут после выдачи импульса на торможение.

Такие ситуации происходили и со спутниками, которые запускались в советское время.

Так, трагическими оказались судьбы советских автоматических станций «Фобос-1» и «Фобос-2», предназначенных для исследования Марса и его спутника Фобоса. Первый, как пишет Игорь Осовин в своей книге «Запретный Марс», был утерян 2 сентября 1988 года в результате ошибочной команды с Земли. Второму удалось выйти на орбиту Марса и начать передавать данные, но во время коррекции орбиты аппарат погиб.

Как отмечали в «Роскосмосе», критическую важность мягкой посадки уже показал опыт других стран: в апреле при посадке на Луну разбился японский лунный модуль Hakuto-R, на борту которого находился луноход ОАЭ Rashid, а в 2019-м при ударе о лунную поверхность потерпел крушение и индийский аппарат «Чандраян-2».

Мне посчастливилось работать вместе с уникальным советским ученым - Михаилом Сергеевичем Ряза;нским  (5 апреля 1909—5 августа 1987) — советский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники. Член-корреспондент АН СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1956). Лауреат Ленинской премии (1957) и Сталинской премии второй степени (1943). В то время я контролировал в МЭП СССР производство, так называемых, « микросхем космического уровня». Это сверх быстродействующие малопотребляющие микросхемы, которые могут выдерживать повышенный фон радиации и электромагнитных излучений. Я использовал их при конструировании своих портативных шифраторов. Они в десятки раз превосходили по своим параметрам лучшие зарубежные аналоги. Например, аналогичный шифратор знаменитой швейцарской Хагерин весил 2,5 кг. А мой  шифратор 100 грамм. И скорость шифрования у моего шифратора в десятки раз была выше, чем у швейцарского аналога! Вот,  что значит военная советская электроника.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Рязанский начал заниматься радиолокацией, участвовал в разработке первого советского радиолокатора: разрабатывал его приёмную часть. Затем стал Главным конструктором радиолокатора П2, принятого на вооружение. Работа над радиолокатором, начатая в Москве, продолжалась в Барнауле, куда были эвакуированы радисты. Следующей разработкой Рязанского стал локатор наведения П-3, затем был радиолокатор «Бирюза».

В конце войны Рязанский был привлечен к изучению систем наведения ракет Фау-2. В 1945—1946 годах, в числе многих видных советских учёных и конструкторов, находился в командировке в Германии, где изучал разработки германских инженеров. Для этого советскими инженерами был создан институт «Нордхаузен», где работали как советские, так и немецкие специалисты. Рязанский тоже прошел школу «Нордхаузена» вместе с Королёвым, Глушко и другими будущими создателями советской ракетно-космической техники. По результатам работы спецкомиссии был выпущен отчёт, третий том «Системы управления немецких ракет» под руководством М. С. Рязанского.

Возвратившись в Советский Союз, он сразу же был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который занимался работами по управлению и аппаратуре радиосвязи для ракет. Входил в «великолепную шестёрку» Совета главных конструкторов Королева , принимавшую решения по ракетной отрасли. М. С. Рязанский стал до конца своей жизни главным ракетным «радистом» страны. В январе 1951 года он был назначен главным инженером НИИ-88 Министерства вооружения, а летом 1952 года — начальником Главного управления Министерства вооружения СССР.

Под его руководством были проведены работы по созданию систем радиоуправления ракетным вооружением различного типа, в том числе баллистических ракет дальнего действия, радиотехнических систем космической связи и управления космическими аппаратами оборонного, народнохозяйственного и научного назначения, включая системы космической навигации, наблюдения, радиотехнических систем дальней космической связи, обеспечивших достижения мирового уровня по изучению Луны, Венеры и Марса. Большой вклад был сделан в радиотехническое обеспечение пилотируемых космических полётов.

Я присутствовал на многих совещаниях, когда разбирались причины аварий на космических объектах. В основном, они были следствием  неправильной работы электронной части космических объектов. И это понято. Огромные перегрузки во время полета, воздействие повышенного уровня радиационного фона и электромагнитных излучений и множество других факторов. Конечно, были и другие факторы, которые сильно влияли на исход космического полета. Вспоминаю, «разбор полетов», когда советский космический аппарат прошёл мимо цели назначения.

Долго разбирались. Но в результате нашли причину. В те времена информация компьютеров хранилась на магнитных носителях производство BASF - Германия и ИЗОТ - производство Болгарии. Конечно, качество записи и хранения информации немецких носителе во много раз превосходила болгарские. Но их необходимо было закупать за валюту. В СССР это была большая проблема. Поэтому программисты чаще использовали для хранения информации дискеты фирмы ИЗОТ. В результате на одной из них произошло искажение информации и ничего не подозревавший программист ввел с нее искаженную программу в чип космического аппарата. Последствия были серьезными. Советский космический аппарат отклонился на большое расстояния от своей траектории и разрушился. Добавлю, что основной выход из строя советских спутников был из-за отказа микросхем.

В 80-х годах соперничество в области вооружений между США и СССР достигло пика. Президент США Рональд Рейган объявил 23 марта 1983 года Стратегическую оборонную  инициативу  (СОИ — Strategic Defense Initiative). Это долгосрочная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, основной целью которой являлось создание научно-технического подразделения  для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса.

Основой этой системы являлась «космическая электроника», без которой СОИ не могла эффективно функционировать. Что бы направить СССР в ложном направлении  развития военной электроники США выдели  $500.000.000 на проведение большого числа международных конференций, публикование научных работ и исследований, чтобы убедить СССР, что технология Интегра;льно-инжекцио;нная ло;гика (распространённые аббревиатуры ИИЛ, И2Л, И2Л, И3Л, I2L, IIL, I2L) — схемотехника и технология изготовления логических элементов на биполярных транзисторах лучше чем технология КМОП.

Учёные СССР опровергли данные американские утверждения и выбрали более перспективную малопотребляющую технологию КМОП. Я привел один из примеров невероятной по напряженности борьбы за военное превосходство в мире. Естественно, в СССР было запрещено в военной технике в том числе космической использовать зарубежные  электронные компоненты.  За это строго могли строго наказать вплоть до тюремного заключения.

Если мы рассмотрим историю цивилизации, то это история борьбы за владением передовых военных технологий. Недавно, мы отмечали 50 летнюю годовщину выпуска знаменитого фильма «Семнадцать мгновений весны» в главной роли советский разведчик Штирлиц. Напомню, что монумент  отечественным разведчикам-нелегалам всех времен открыли в  на территории штаб-квартиры Службы внешней разведки РФ в московском районе Ясенево. В основу монумента работы скульптора Владимира Иванова лег образ советского разведчика-нелегала Максима Исаева-Штирлица, сыгранного киноактером Вячеславом Тихоновым в телесериале "Семнадцать мгновений весны" по одноименному роману Юлиана Семенова. Торжественная церемония  была приурочена к столетию российской нелегальной разведки.

Нелегалом называется разведчик, работающий в иностранном государстве под видом гражданина этой или какой-либо третьей страны. Нелегал действует в соответствии со специально разработанной для него до мельчайших деталей легендой, фактически проживая биографию другого человека.

Нынешний памятник - особенный, отметил директор СВР Сергей Нарышкин, открывая церемонию. "Несмотря на практически полное портретное сходство с реальным и хорошо известным человеком, народным артистом Советского Союза Вячеславом Тихоновым, памятник посвящен очень многим людям, чьи имена, дела и подвиги чаще всего оставались скрыты завесой тайны", - сказал Нарышкин.

Из сериала о Штирлице понятно, что из одной из важнейших его задач, которые ему ставила советская разведка было торможение прорывных немецких научно- технических технологий, которые могли изменить ход войны.

Как известно в те времена это были технологии атомного оружия и ракет. Напомню, что в 1944 году американский ученый, скрывавшийся под псевдонимом Мартин Кемп, передал СССР бесценные материалы о Манхэттенском проекте — секретных работах по созданию атомной бомбы. Вскоре в Советском Союзе появилась своя бомба, а США лишились монополии на новый и крайне опасный вид оружия. Но баланс сил в мире не был бы сохранен без Артура Александровича Адамса — полковника Вооруженных сил СССР, который, несмотря на огромный риск, несколько лет проработал за океаном, чтобы получить от таинственного агента Кемпа сверхсекретные и сверхважные сведения.

Известно, что в XXI веке главным оружием по разрушительной силе становится кибер - оружие, которое превосходит ядерное. Основу кибер - оружия  составляют микросхемы военного уровня. И в первую очередь «Космического уровня». Президент России В.В. Путин в своем выступлении на «Военно-техническом форуме  «Армия-2023» заявил, что производство дронов может стать отдельной отраслью в стране. Илон Маск сказал: «происходящее на Украине является «первой войной дронов».

Американский инженер Мэттью Шройер ( Matthew Schroyer) обнаружил в архивах патентного бюро США патент от 8 ноября 1898 года, автором которого является Никола Тесла. В патенте описываются беспилотные аппараты, которые предлагается использовать во многих сферах, включая военную.

Патент, который обнаружил американец, называется «Описание метода и устройства по управлению механизмом движущихся судов или транспортных средств».

Никола Тесла считал, что автоматические устройства могут использоваться и в качестве оружия, причем настолько мощного, что люди, зная об их безграничной разрушительности, перестанут воевать. В патенте говорится, что это поможет установить «стабильный мир среди народов».

Основу высокоэффективного дрона, особенно когда он управляется искусственным интеллектом являются микросхемы «Космического уровня». Почему М. Горбачев  и его соратники разрушили  военную электронику СССР, которая на конец 80-х годов являлась одной из ведущих в мире в моей книге «Шпионаж. Шифраторы и шоколад».

Источники. близкие к Роскосмосу, сообщают, что одной из основных версий потери межпланетной станции «Луна-25» считается отказ бортового импульсно-допплеровского радиовысотомера, который выдает в бортовой компьютер информацию о точной высоте орбиты и истинной скорости полета. В результате этого бортовой компьютер получил ложную информации об этих параметрах и выдал команду на торможение длительностью в полтора раза превышающую необходимую. В результате активного торможения межпланетная станция сошла с орбиты и столкнулась с Луной.

Т.е. основная версия произошедшего – отказ бортовой электроники. Хочу напомнить, что по этой же причине в ноябре 2011 года мы потеряли автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Фобос-Грунт».

Многие мои читатели пишут, что исследование космоса вещь очень сложная и неудачи просто обязаны быть. Но одно дело, когда неудачи появляются из-за неизбежных случайностей этого действительно сложного процесса. И другое дело, когда они появляются по нашей собственной вине. Что я имею в виду?

Я уже в который раз утверждаю, что основная причина большинства наших проблем и бед это крупнейшая в мировой истории деиндустриализации страны. Ведь за эти годы ,практически,  уничтожили не только свою высокотехнологическую промышленность. Но и фундаментальную и прикладную науку.

Что касается космоса, то хочу напомнить, что в космическом пространстве присутствуют экстремальные условия в виде низких и высоких температур, вакуума и самое главное – высокий уровень космической радиации, которая крайне плохо воздействует на электронные устройства, выводя их строя. Для борьбы с космической радиацией применяются несколько методов, в первую очередь путем экранирования электроники, а это увеличение веса космической техники, что крайне нежелательно. И применение электронных комплектующих, устойчивых к воздействию космической радиации.

Напомню, что на Западе все электронные комплектующие делятся на несколько категорий : commercial, industrial, military и space.

Commercial — обычные, самые массовые микросхемы для домашних и офисных продуктов, обычно рассчитанные на диапазон температур 0..75C в пластиковых корпусах.

Industrial/Military — те же обычные микросхемы, но с дополнительным тестированием, рассчитанные на чуть более широкий температурный диапазон(-40..125С например) и опционально — в металлокерамическом корпусе (микросхемы, не прошедшие дополнительные тесты — могут быть проданы как Commercial).

Space — радиационно-стойкие микросхемы для космического применения, тут уже металлокерамический корпус скорее правило. На микросхемы Military и особенно Space существуют существенные ограничения на продажу иностранным потребителям, включая РФ — нужно получать специальные разрешения. Теперь в условиях глобальных санкций официальная закупка таких микросхем невозможна.

В результате практического уничтожения нашей электронной промышленности у нас возникли огромные трудности в производстве высокотехнологичной продукции, использующей электронные комплектующие, особенно категорий Military и Space. И в результате мы вынуждены использовать в военной и космической технике микросхемы категорий Kommercial и Industrial, что с точки надежности такой техники должно быть категорически запрещено. Но на безрыбье и рак рыба.

Первый раз грандиозный скандал по этой причине возник в ноябре 2011 года, когда провалился широко разрекламированный российский марсианский проект «Фобос – Грунт» и автоматическая межпланетная станция после выхода в космическое пространство вернулась обратно на Землю и сгорела в плотных слоях атмосферы.

В результате расследования этого происшествия было установлено, что причиной стало воздействие тяжелых заряженных частиц космического пространства, которое и привело к сбою в оперативном запоминающем устройстве еще на втором витке полета на опорной орбите.

Более половины микросхем «Фобос-грунта» не были предназначены для использования в космосе, пояснил журналистам руководитель комиссии по расследованию причин этой аварии Юрий Коптев.
«На нем была новая электронная база, из которых 62% — это иностранная элементная база класса «Индастри”. Кто знаком с этой терминологией, понимает, что это не та элементная база, которая может гарантированно удовлетворять всем требованиям, сложностям, с которыми сталкиваются аппарат во время полета», - пояснил Коптев.
Вы думаете, что после этого эпического провала были предприняты радикальные меры по исправлению ситуации? Ничего подобного.

Через десять лет 7 июня 2021 года на парламентских слушаниях в Госдуме тогдашний руководитель Роскосмоса Д.Рогозин заявил, что из-за США Роскосмос не запускает несколько практически готовых к запуску на орбиту спутников. Он отметил, что этому мешают санкции США на поставку в Россию микроэлектроники. «Потому что стоят космические аппараты, практически собранные, но в одном-другом-третьем просто не хватает одной конкретной микросхемы, которая через санкции не дается нам никаким образом к закупке», — отметил он. На самом деле речь шла о нескольких типах микросхем категории «Space».

И вот снова авария из-за отказа электроники на борту «Луны-25». Предполагаю, что отказавшая электроника опять была собрана на микросхемах категории в лучшем случае «Indusrial», если не «Kommercial», которые печально знаменитым методом «Цап-царап» нашим спецслужбам через фирмы – прокладки еще удается добывать.

Вы можете спросить: «На основании чего я делаю такой вывод?». Напомню, что проект по запуску российского аппарата «Луна-25» был начат еще в 1997 году. Изначально запуск планировался в 2000 году, но многократно переносился — из-за нехватки финансирования, аварии марсианской миссии «Фобос-Грунт» и западных санкций, наложенных в 2014 году.

Не думаю, что после 2014 года «начинка» электроники этой межпланетной станции была заменена на категорию «Space». Именно поэтому я предполагаю, что отказ импульсно-доплеровского радиовысотомера произошел из-за воздействия космической радиации. Как и в случае аварии АМС «Фобос – Грунт» в ноябре 2011 года.

Мы опять наступили на те -же грабли, запрограммированные деиндустриализацией страны.


Рецензии