Метро Северо-Запад... 3

6. Метро. Весна
За зиму нашли и облазали с полдесятка верфей. Много чего полезного нашли. Не всё за долгие годы превратилось в труху. К нашему удивлению некоторые катера были очень даже в неплохом состоянии – это я говорю про те, что стояли в ангарах на стропилах. Но из них доставить к реке, на чистую воду за плотиной, удалось только один небольшой, судя по предназначению - военный катер. Да и то не водным путем, а по сохранившейся ветке железной дороги, что оканчивалась у ангара с тем самым катером. Всё потому, что водный путь от морских верфей и дальше по реке к озеру был невозможен из-за упомянутой плотины, образовавшейся в результате двух ядерных взрывов над северо-восточной частью города. Конечно, при хорошей технике сделать реку проходимой было бы можно, но в наших условиях осуществить подобное было немыслимо. А что касается каналов, то от них и вовсе практически ничего не осталось – вместо них ветвились между руин города полузасыпанные заболоченные овраги…
Спустя неделю-другую почти в истоке реки, в небольшой бухте в западной части озера мы нашли стоящие у причалов две вполне подходящие для нашего дела баржи. Одна из них – контейнеровоз, другая – с огромными пустыми цистернами на борту. В самих контейнерах оказалось мало что полезного – по большей части они были забиты всяким полуистлевшим хламом. Вероятно, в цистернах второй баржи предполагалось транспортировать нефть или что-то вроде того, но судя по всему дело до этого не дошло… Как мне объяснили, у обеих барж было кормовое машинное отделение и носовое расположение надстройки – дескать, такой посудиной очень удобно управлять. А меня больше всего обрадовало то, что теперь отпала необходимость искать буксиры…
Катер вооружили отменно – на военном складе, что мы обнаружили до этого, нашлось четыре пулемёта и несколько ящиков с боеприпасами к ним. Два пулемета поставили на катер. Остальные отправили ребятам на отремонтированный дизель- электровоз…
Как только с реки сошёл лёд, бойцы стали на том катере прощупывать водный путь – порой уплывали на три сотни километров и даже больше. Судя по их рассказам, земли, что им удалось обследовать, были пустынными, безлюдными…
В один из весенних дней я всё же выпросил себе место на палубе катера – меня взяли в поход до Белого озера. Команда в этот раз подобралась взрослая – бойцам от сорока до пятидесяти, а паре человек - и того больше… В этом походе из разговоров мужиков я узнал много чего о жизни прежней – до времен Апокалипсиса…
- Последние годы перед этой самой катастрофой были совсем хреновые, - сказал корабельный моторист, ворочая куском арматуры тлеющие угли в бочке, вокруг которой собрались не занятые делом бойцы. - Народ зверел, загнанный властями в непроглядную нищету. Ну и в какой-то момент взорвался… Началась кровавая бойня между властью и народом... Как было на самом деле не знаю, но, может быть, этим как раз и воспользовались те, кто пустил по нашим городам ракеты…
Сидящий возле него старик молча кивнул головой – дескать, так оно и было.

Я заносил в блокнот все пункты, куда мы заглядывали по пути к Белому озеру. Даже набросал примитивную, но для меня вполне понятную, карту пройденного нами пути – бухты, поселки, городки…
Повезло, что в команде оказался Сан Саныч – старик лет семидесяти, хорошо знавший маршрут, потому как плавал по нему десяток лет на круизном лайнере в качестве помощника капитана. Он был мой главный консультант…
Утром четвертого дня вошли в воды Белого озера и, бросив якорь, собрались всей командой на палубе. На повестке стоял вопрос: «Идти дальше или возвращаться?»
- Мы, как я понимаю, готовимся плыть с народом в тёплые края, - сказал после недолгих прений Сан Саныч. - Половина из них - это женщины и дети. В лучшем варианте - было бы правильно прощупать весь маршрут от начала и до конца. Но топлива мы взяли с собой не с таким уж и  с большим запасом, чтобы следовать далеко. Ну, скажем, до Новгорода или Казани. Давайте сделаем так… Дойдем до Рыбинского водохранилища и возвращаемся назад. Но если случайно найдем топливо, что, сами понимаете, мало вероятно, то двинем дальше. Для начала обследуем Белозерск, Корицы… Ну, а там посмотрим – чего зря загадывать.
Белозерск меня не впечатлил - одноэтажные постройки практически все порушились от времени, и среди этой печали – уцелевшая от времени церковь… А вот совсем не далеко от этих мест Кирилло-Белозерский монастырь поразил меня до глубины сердца. И к нашему удивлению там до сих пор жили люди – обыкновенные, такие же, как мы, но… Они были очень приветливые, необычайно добрые, словно никакие бедствия не испортили их души, а, может быть, даже напротив – осветлили их. Жаль, что их было совсем мало – с полсотни человек, и по большей части женщины с детьми…
Монастырь изначально был хорошо укреплён – высокие каменные стены, мощные, обитые железом ворота. Весь внутренний двор занимали деревья и грядки – вероятно, здесь монастырский народ выращивал какие-то фрукты и овощи для собственного пропитания… Пробыли мы там недолго, да и то лишь по просьбе старика-священника. Починили крышу, укрепили старые ворота, да ещё уничтожили невдалеке от монастыря пару гнезд «демонов»…
- Спасибо вам, добрые люди! – благодарил нас на другой день старик-священник, настоятель этого самого монастыря. - Демоны эти немало народа извели у нас за два десятка лет… А чем прикажешь против них сражаться? Десяток-то ружей у нас есть, да только вот патронов к ним… давно уж нет. Понаделали копий да луков, словно предки наши в стародавние времена - тем вот и защищаемся. Трудные наступили времена…
Утром, когда собрались уже отбыть восвояси, Сан Саныч, посоветовавшись с ребятами, оставил настоятелю пару сотен патронов к ружьям и тройку банок с порохом. Пообещав заглянуть к ним ещё раз, но уже на обратном пути, мы отчалили от пристани и взяли курс к Рыбинскому водохранилищу…
Однако, плыли мы недолго – у Череповца к нам выдвинулась целая флотилия небольших рыбацких катеров. Став перед нами в полуохват, они выслали один катер к нам.
С рыбацкого катера на наш высадилось трое. Это были, крепкие мужики лет тридцати - сорока. Все трое были не вооружены, но держались очень уверенно. Они пробыли у нас около часа. Думаю, в результате состоявшегося разговора они узнал всё, что хотели знать – откуда мы прибыли и зачем. Ну, это стало им известно ещё в первые минуты разговора. А вот дальше беседа продолжилась из чисто обоюдного интереса. Они спрашивали о жизни людей в метро, мы об их жизни – в общем делились тем, что знали. Расстались мы мирно. После этого их флотилия удалилась, а мы ещё минут пять-десять сидели на палубе обсуждая итоги этой встречи…
- В общем, - завершая наши обсуждения, сказал Сан Саныч, - думаю, сейчас нет резона плыть дальше. Тем более топлива у нас осталось ровно на обратный путь. Однако, и добрались мы сюда не зря – благодаря этой встрече мы узнали много чего полезного. Вернёмся к себе, доложим обо всём начальству, а там, как они решат. Если надо будет, так мы через неделю-другую пройдём тем же маршрутом и двинем дальше – до Казани или Волгограда. Только вот топлива надо брать на много больше…

                *
Обратная дорога заняла пять дней – мало что шли против течения, мы ещё и останавливались чаще. Сан Саныч доложил Смирнову о результатах нашего рейда по водным путям. Смирнов поблагодарил команду катера за проделанную работу и велел отдыхать до поступления нового задания. На следующий день приехал отец и, мы беседовали с ним час с небольшим, после чего он ушёл с Смирнову…
Когда отец вернулся от Смирнова, он рассказал о состоявшемся между ними разговоре. Из того, что я узнал, становилось понятно, что не всё так просто, как казалось в начале.
- То есть, - сказал отец, задумчиво уставившись перед собой, - Смирнов намекает на то, что было бы не плохо «навести мосты» с Москвой. Хотя ума не приложу с какой такой радости они станут нам помогать, если и так не трудно представить, что дела у них скорее всего на много хуже, чем у нас. Ведь столица – первая цель для врага…
- Попасть в южные края, - сказал я, - идея простая и наверняка приходила в голову не только нам или же тем же москвичам, но и многим другим живущим в холодных областях страны. Может быть, кто-то уже опробовал и водный путь и железнодорожный, и даже благополучно переселился в те самые «райские земли». Вопрос: «Прислал ли он оттуда весточку своим друзьям с Севера?» Если этот путь уже открыт, то что тогда мешает тем же москвичам перебраться всем скопом в теплые края, на плодородные земли?
Выходит, надо выяснить самое главное – узнать об истинном положении дел в Москве. Есть ли там жизнь вообще или там всё перепахали ядерными взрывами на километр вглубь? Для этого можно использовать сразу оба пути – и водный, и железнодорожный. Снарядить две группы. Разработать план, сделать запасы оружия и провианта, и отправить эти две группы на разведку…
- Вот этим мы с тобой и займёмся, - сказал отец. – Смирнов заверил, что поможет всем, чем сможет. Надо всё просчитать и дня через три представить подробный план. Да… вот ещё что хотел сказать. Нашли ребята ещё один катер, вроде вашего, где-то недалеко - на Валааме. Что он там делал, как там очутился – история умалчивает. Его сейчас приводят в порядок – сказали через неделю будет готов к эксплуатации.
- Хорошая новость, - кивнул я. – Два военных катера – это серьезная сила.
В тот же день мы уехали в наш НИИ, чтобы вернуться сюда через три дня с готовым планом…
              ( Продолжение следует )


Рецензии