Геоэкономика и стратегии экономического развития
Геоэкономика – одно из недавно появившихся научных понятий. Рождение его связывают с именем американского историка и политолога Эдварда Люттвака, опубликовавшего в журнале «The National Interest» в 1990 году статью «От геополитики к геоэкономике – логика конфликта, грамматика торговли». Его нередко называют «Крестным отцом» геоэкономики. Название статьи уточнило не только место экономических вопросов в современной международной политике, но и поставило вопрос о выделении их в отдельный раздел политологической науки и даже в самостоятельную науку.
Как рождающаяся наука, геоэкономика не избежала её различного понимания, определения особенностей её места среди других наук, изучающих политику и мировое хозяйство. Остановлюсь на некоторых из таких вопросов, исходя из понимания геоэкономики в двух широких смыслах:
а) как науку, изучающую мировое хозяйство, или мировую экономику;
б) как реально существующее всеобщее мировое хозяйство, всёохватывающую (глобальную) систему человеческого хозяйствования на планете Земля.
Живым двигателем её выступает человек и его потребности. Удовлетворением потребностей человека, населения, в дополнение к собственной экономике, предпринимателям, работающим на мировых рынках, через связи в мировом хозяйстве занимаются государства. Иногда встречается и более узкое понимание геоэкономики, как геоэкономики более низкого уровня, ограничивающее её территориально одной страной. Оно связано с буквальным переводом этого понятия с греческого языка на русский: «гео» – земля, «экономика» – законы хозяйствования, хозяйство.
Геоэкономическая политика выступает как часть геоэкономики, как та часть механизма её движения, управления им, которая определяет его цели, направления и стратегии движения. Она как бы сидит внутри мировой экономики. Это политика в области геоэкономики. Напомню, что слово политика с греческого языка переводится как отношение, деятельность по управлению государством. Понятие «политика» в данном случае и часто в практической жизни рассматривается фактически как очень близкое, тождественное понятию «стратегия». При объяснении различий между ними считается, что политика — это руководящие принципы или правила, установленные для достижения конкретных целей и обеспечения принятия решений. Стратегии (гр. strategia – букв. ведение войска) — это более широкие главные, или генеральные планы, описывающие, как достичь долгосрочных целей, их приоритеты, пути и средства достижения. И тем и другим руководствуются в своей деятельности руководители страны.
Политика часто также понимается как стратегический курс поведения, действий государства, его руководящих органов, в данном случае в мировой экономике. Она проявляется в целях, средствах, формах и направленности его участия в мировой экономике, сотрудничества в международных экономических союзах и организациях, формах обеспечения проведения своих экономических интересов, их более выгодного осуществления в разных странах. К обычным механизмам геозкономического взаимодействия и воздействия относятся: международные торговые переговоры, соглашения, договоры, принятые правила международной торговли, экономическая помощь, санкции, цены, тарифы, методы международной конкуренции, правовые и финансовые инструменты, инвестиции и механизмы их защиты, доступ к рынкам и ресурсам, воздействие на изменение потребительного спроса.
При разговоре о геоэкономической политике автор в то же время будет исходить из понимания её и как составной части геополитики, определяющей главные направления (стратегии) и фактическое поведение, деятельность государств в мировой системе хозяйствования, направленную на достижение их внешнеэкономических и политических целей экономическим путем. Такое понимание логично относить и к науке, и к практическому поведению стран. Заметим, что сложившееся одновременное нахождение, дублирование вопросов геоэкономической политики в разных науках можно объяснить становлением геоэкономики как науки на стыке нескольких близких дисциплин: экономики, экономической географии и геополитики. И не только их. О судьбе её как науки можно спорить. На практике она просто живёт, используется в разных формах.
Распространённые понимания геоэкономики:
• Направление политической мысли, концепция о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств;
• Направление геополитики, изучающее геополитическую доктрину и действия под экономическим углом зрения, ставящая в основу разделения (объединения) мира экономические отношения и экономический статус держав;
• Научная дисциплина на стыке экономической науки, географии и
геополитики, изучающая действия субъектов экономического развития .... на глобальном уровне;
• Дисциплина, изучающая политику и стратегию, применяемые для повышения конкурентоспособности государств, остающихся основными элементами международной системы в новых условиях;
• Естественная функция воспроизводства жизнедеятельности человечества (геосоциума) в живом мире Земли. Одноименная наука ; геоэкономика, изучающая эту функцию;
• Теория, технология и производственная деятельность по принятию стратегических и тактических решений субъектов открытой .... мировой экономики ..., учитывающими их географическое положение и статус.
Большинство из приведённых определений связано с пониманием геоэкономики как части политической науки, как направления политики. Но экономика и политика всё же не одно и то же. Лишь два последних из них рассматривают её в двух смыслах, как самостоятельную науку и как всеобщее, или мировое хозяйство, рассматриваемое полностью, со всеми его составляющими частями. Автор, как отмечено выше, разделяет эту точку зрения. В частности, из неё вытекает более широкий подход к проблемам глобализации (фр. global – всеобщий, всемирный) мирового хозяйства, анализа её направлений и степени в различных областях, влияния на национальные экономики. Это – о неточностях в терминологии. С чем можно спорить.
Геоэкономика как наука и самостоятельный предмет обучения сегодня начала преподаваться в некоторых вузах, в частности, в России. Появились и учебники [2, 3, 4,]. В Эстонии, судя по анализу программ обучения ряда вузов, она частично изучается в курсах по мировой экономике, экономике стран Европы, Азии, Африки, Америки, в курсах международного бизнеса, маркетинга и экономической конкуренции, а также в макроэкономике. В программы обучения студентов по специальности «международный бизнес» в Эстоно-Американском бизнес-колледже и Институте экономики и управления (Экомен), где работал автор в 1992-2013 годах, уже при их создании были также включены такие отдельные предметы. Все они затрагивали и вопросы геоэкономической политики.
К основным темам, обычно рассматриваемым при изучении геоэкономики, относятся мировая экономическая история, мировое хозяйство, разделение и кооперация труда и их развитие, влияние географических и климатических факторов, экономические ресурсы и их распределение по территории Земли, товарообмен, движение капиталов, инвестиций, рабочей силы, технологий, стратегии поведения государств, международная экономическая конкуренция, формы сотрудничества, институты регулирования и контроля над территориями, конфликты, экономические союзы, международные корпорации, финансы, банки. Не трудно заметить, что как наука и предмет изучения геоэкономика во многом дублирует близкие по объекту изучения предметы, такие как мировая экономика, экономическая география, международный бизнес и другие. Добавим, что такое дублирование не такое и редкое явление в вузах и в научном мире. Последнее, однако, не отнимает у геоэкономики права на её самостоятельное существование, позволяющее дать более углублённые, специализированные знания в этой области. Могут быть и другие точки зрения.
Нередко считают, что геоэкономика – это новая геополитика, которая нацелена на повышение уровня влияния государства с позиций его экономической мощи и обеспечение достижения внешнеполитических целей экономическим путем. Это видно и по приведённым выше определениям. Так ли это на самом деле или, как бывает в науке, снова предложено новое название того, что было и раньше? Действительно, в истории человечества и взаимоотношений государств и даже во взаимотношениях людей можно найти немало примеров использования экономических рычагов для достижения своих целей.
Зарождением их в человеческом обществе можно считать появление товарообмена у первобытных племён, их определённой зависимости друг от друга, а также их борьбу за пригодные к проживанию территории. Разными путями! На уровне отдельных людей, например, иногда тоже говорят, мужа или красивую жену можно и купить. Если у тебя много денег. Известная картина, не правда ли? Или другое знакомое многим выражение: Зачем покупать предприятие, если можно купить директора? А ведь в мире покупали и продолжают покупать не только директоров, но и руководителей отдельных стран. И разве это не использование экономических рычагов? Это – практика. Как наука, по крайней мере – по названию, геоэкономика действительно новая. Пусть даже со многими элементами заимствования из других наук. Здесь тоже можно спорить, обсуждать.
В качестве красноречивого примера изменений в геополитике приведу слова известного украинского историка и политолога Константина Бондаренко, высказанные 7 марта этого, 2025, года в беседе на украинском радио. Он утверждает, раньше Америка проводила в отношении Европы геополитику, ставила своих людей, тратила средства, содержала 31 нахлебника (добавим – и НАТО), платила им деньги за лояльность, а сейчас геополитика ушла в геоэкономику, финансы, экономика диктует условия. Президент США Дональд Трамп открыто ставит вопросы, какую прибыль принесёт Америке тот или иной международный договор, сделка, как он говорит, будут ли те или иные страны шагать в русле её экономической политики? Он видит в ЕС (как и в Китае и России) опасного экономического конкурента и, чтобы ослабить его, заставляет Европу (Эстонию в том числе) самой защищаться, больше средств тратить на войну, поднимает тарифы на ввозимые в США европейские товары. Всё по справедливости, правда ведь? Демократично. Демократия ведь не отнимает ни у кого права использовать свою силу. Европе, напротив, приходиться активнее конкурировать и бороться за себя на международных рынках.
Сегодня в мире мы видим частичный отказ от стратегии свободной торговли и возвращение к стратегии протекционизма, защиты национальной экономики. К числу других геоэкономических стратегий, охватывающих её отдельные области, относятся стратегии конкуренции, борьбы за захват рынков, ресурсов, территориальное расширение, стратегии экономического сотрудничества, ослабления соперников, инновационные, инвестиционные, маркетинговые и т.д. Проблема их научной классификации - отдельная тема.
К основным геоэкономическим стратегиям ЕС можно отнести его нацеленность на территориальное расширение (Украина, Молдова, Сербия – ресурсы), на расширение своего экономического влияния в мире. повышение конкурентоспособности, устойчивости развития, экономической безопасности, инвестиционной привлекательности, на укрепление сотрудничества внутри Союза, коммуникаций в области транспорта и связи. Этим стратегиям следует и Эстония как страна-член ЕС). Познакомиться с ними тем не менее интересно, поскольку в них отражаются особенности геоэкономического подхода и поведения в мировом хозяйстве малого государства, не имеющего многих важных для экономики природных ресурсов. На них автор остановится во второй части статьи.
Свидетельство о публикации №225101700913