Беседа 12. Град
Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко
А.Е.Иванов
Исследователи книги Исход пытались разобраться в том, каков порядок казней, постигших Египет, и они разделили их на три триады: 1 – превращение воды в кровь, жабы, скнипы, которые творятся Аароном с помощью жезла. 2 – хищное месиво, язвы, воспаления, которые происходят непосредственно от Бога. 3 – град, саранча, тьма, казни, которые творятся Моисеем с помощью жезла. Замечено, что первая казнь из каждой триады начинается с предупреждения, которое делает Моисей утром, когда фараон идёт к реке. Все эти бедствия идут не просто валом, а в них есть определённый порядок и смысл. Здесь надо исследовать то, в чём особенность и уникальность каждого бедствия. После великого воспаления, которое пришло с Неба, как великая скорбь, опять же с Неба приходит град, опять как великое бедствие. Принципиальное различие в этих казнях не в том, что прежде было нечто горячее, а теперь будет холодное. На символическом языке Священного Писание град, как сгущение влаги, является устойчивым символом присутствия Бога в мире сем, и Его воплощения. Вспомним, что в райском бытии сгущающаяся влага представляла из себя мелкую морось и пар. Ими орошался рай. Впервые воплощение Мессии уподобляется росе в благословении, которое дал праотец Исаак сыну Иакову: «Да даст тебе Бог от росы небесной», т.е. как раса сходит с неба невидимо, делаясь у земли явною, так Бог Слово, будучи невидимым, посредством плоти, стал видим на земле. А выпадение манны с неба тоже связано с выпадением росы. И это было прямое указание на Христа, как Он Сам и сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с Небес» (Ин.6:51). Сгущение влаги в Писании есть прямой символ боговоплощения. Однако, если сгущение влаги происходит в виде града, то это символ гнева Божьего, который сходит с неба телесно. Казнь градом особенная, и особенным образом будет воздействовать на человека. Град, по-еврейски - «барад». Корень слова указывает на холод. В библейском сюжете битвы Израиля с аморреями, Господь бросал на последних большие камни, как камни града. Он тогда побил многих врагов. В книге Иова выпадение инея и образование льда говорит о том, что Господь своим пришествием сковывает греховную бездну. Но в жарком Египте не могло быть крупного града, поэтому казнь градом была, как и все иные, всерхприродным явлением.
---«И сказал Господь Моисею: поднимись рано утром, встань пред лицом фараона и скажи ему: так говорит Господь Бог евреев, отпусти народ Мой и послужат Мне, ибо в этот раз Я посылаю все казни Мои к сердцу твоему и на рабов твоих, и на народ твой для того, чтобы знал ты, что нет такого как Я во всей земле».---
Предупреждение от Бога пред казнью градом особенное. Во-первых, оно адресовано непосредственно к сердцу человека. Во-вторых, Господь обнаруживает цель казней – познать единственность Господа, Его несравнимость, и Его Имя. В-третьих, указывается способ, каким можно избегнуть грядущей казни. Здесь впервые употребляется термин – казни, от еврейского слова - «магефа». Это общее понятие для всех испытаний Египта. В Священном Писании бедствие, называемое «магефа», поражает не только человека, но и весь народ по греху этого народа или его царя. Но такая казнь была и казнью народа Израиля. Из книги Чисел можно узнать, что данная «магефа» постигла народ Израиля, когда он не захотел войти в землю обетованную. Такая казнь была, когда царь Давид согрешил, сделав перепись, и весь народ должен был быть подвергнут наказанию. Египетская казнь градом является подведением определенной черты в ситуации, когда является то, чего раньше не было. Это и называется «магефа» - страдания, ставшие народными, пришедшие от Бога. Предыдущая казнь возникла как нарушение связи Неба и земли, но нынешняя будет направлена к сердцу фараона, чтобы явить понятие единого и всесильного Божества, чтобы фараон познал, что нет Бога иного во всей земле.
---«Ибо ныне посылаю руку мою и поражу тебя и народ твой язвой и истреблю от земли».---
Сказано - поражу язвой, хотя речь идёт о граде. Испытание должно пройти сознание царя, поэтому оно называется – «девер». Это такое испытание, которое идёт от слова Божьего, но не как предыдущее воспаление, но как язва нравственно-психологического свойства.
---«Но, однако, ради того Я поставил тебя, ради того, чтобы явить тебе силу Мою, и чтобы изъявить имя Моё по всей земле».---
В казни градом происходит нечто новое - идея, что имя Божье может быть предъявлено, а буквально - исчислено. Это можно точнее понять из псалмов, из книги Иова и Евангелия от Иоанна. В псалме 95-м есть оборот - изъяснить или исчислить Славу Божью. В книге Иова говорится, что Бог изъяснил, исчислил Премудрость. Здесь глагол «софар» правильно переведён на греческий – «эгзегесето» - изъяснить, истолковать, предъявить. В Евангелие от Иоанна говорится: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он изъявил». Евангелист говорит, что Сын Божий изъяснил, осмысленно предъявил, истолковал то, что есть невидимое Божество. Таким образом, выражение - изъявить имя Боже, значит предъявить способ Его истолкования, глубину смысла. Нужно отметить, что глагол «софар» того же корня, что и существительное – «сефер» - книга. Весь смысл египетских казней состоял в том, чтобы предать имени Божьему форму правильного изъявления, изъяснения, истолкования, такую, которую можно даже записать в книге. Цель божественного домостроительства состояла в том, чтобы изъяснить имя Божье по всей земле, а не только в Израиле, в народе Книги - Торы. Надо понять в чём смысл казни градом, которая последовала за возвещением всех казней. Как в пришествии Сына Божьего с небес мы видим единственный источник изъяснения, предъявления Божьего, так выпадение града в Египте было сгущением небесной влаги не как милости, но как телесного гнева Божьего. Предыдущая казнь возмутила отношения Неба и земли, но казнь, совершаемая сейчас, должна быть уже проявлением кары именно Небес. Господь говорит через Моисея:
---«Ты ещё противостоишь народу моему, чтобы не отпускать его. Вот, Я, одождивший в это время завтра град тяжкий весьма, которому не было подобного в Египте со дня основания его и доныне».---
«Я одождивший», это Тот, кто будет причиной завтрашнего события, т.е. Бог. Казнь градом являет собой некий перевал в истории казней - до града, как накопление ужаса, а после, как его разрешение и следствие, ибо смысл этого ужаса будет становиться всё яснее и яснее. Далее Господь говорит, как можно уберечься от последствий:
---«И ныне пошли и укрой мелкий скот твой, и всё, что в твоём поле, всякий человек и скот, который находится в поле и не собирается в дом. Когда падает на них град, то умрут». Боящийся слова Господа из рабов фараона скрыл рабов своих и скот свой в домах, а кто не обратил сердце свое к слову Господа, то оставил рабов своих и мелкий скот свой в поле».---
Сказано - укрой и введи в убежище, что может иметь и духовное значение, т.е. под охрану Господа. Если для израильтян убежищем была земля Гесем, то для египтян это крыши их домов.
---«И сказал Господь Моисею: простри руку твою в небеса, и будет град во всей земле Египта и на человеке, и на скоте, и на всей траве полевой в земле Египта».---
Град был на человеках, скоте и траве, т.е. поразил все три сферы жизни. В растениях он побил траву полевую, которая была назначена Богом пищей для человека после грехопадения. Град поразил также и дерево полевое, т.е. сады, и Египет мог лишиться пищи, потому, что и скот попал под этот удар тоже.
---«И простер Моисей жезл свой в Небеса, и Господь дал гласы и град, и ходил огонь по земле. И одождил Господь град на землю Египта».---
Сказано: «Господь дал гласы и град». То, что гласы это не гром, можно понять из Апокалипсиса. Там сказано: «И от престола исходили молнии и громы, и гласы». Гласы это не природные явления и не голоса, в которых речь. Это звуки, в которых может не быть определеного содержания, но в которых слышится звучание голоса, указывающего на его источник. Так в раю Адам и жена его вначале услышали глас, затем слова, обращённые к ним.
---«И был град, и огонь, берущийся в среде града. Град тяжкий весьма, которого не было во всей земле Египта от того времени, как был народ тот».---
Град описан как кара с Небес и сверхприродное явление, ибо явились и огонь вместе со льдом и гласы, которые не громы.
---«И поразил град во всей земле Египта всё, что в поле от человека и до скота, и всю траву полевую поразил град, и всякое дерево полевое сокрушил. Только в земле Гесем, там, где жили сыны Израиля, не было града. И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона и сказал им: согрешил я в этот раз. Господь праведный, а я и народ мой виновны. Помолитесь Господу и довольно уже быть громам Божьим и граду, а я отпущу вас, и вы не продолжите оставаться. И сказал фараону Моисей: когда выйду из города, простоту ладони мои к Господу и гласы прекратятся, и града не будет уже, чтобы ты знал, что Господу принадлежит земля. Но ты и рабы твои, я знаю, ещё вы не боитесь лица Господа. Лен и ячмень поражены, ибо ячмень уже стал колосом, а лен стеблем, а пшеница и полба не поражены, ибо поздние они».---
Мысль Моисея состоит в том, что мистическая казнь градом не произвела вразумляющего действия, потому, что египтяне смотрят только на материальные результаты своих потерь. Отсюда происходит тема следующей казни - саранча, которая поест оставшиеся зерновые и иные плоды. Становится ясно, что без ощутимых материальных потерь Египет не будет иметь страха перед Господом. Из последних слов Моисея выясняется, что как бы не страшны были предыдущие казни, но главное богатство Египта - зерно, которое должно вызреть осталось при нем. И пока это ожидаемое всходов богатство ещё остаётся в Египте, страха Божьего не будет.
---«И вышел Моисей от фараона и из города, и простер руки свои к Господу и прекратились гласы, и град, и дождь не лился на землю. И увидел фараон, что прекратился дождь, и град, и гласы и продолжил грешить, и отягчил сердце своё сам и слуги его. И ожесточил сердце фараон и не отпустил сынов Израиля, как сказал Господь через Моисея».---
Итак, фараон отягчил и ожесточил сердце. Двойное определение, это смысловой приём Священного Писания, когда дважды говорится об одном. Если у нас вызывало недоумение то, что Господь ожесточил сердце фараона, то после казни градом Священное Писание объясняет, что источником этого ожесточения является сам человек, ибо, как сказано - фараон продолжал грешить, и именно он сам отягчил своё сердце. Выражение - отягчил сердце, может иметь и дополнительный смысл. Определение - тяжёлый «кавад», имеет дополнительный смысл - богатый. Но это богатство тяжело нести, и оно может, как раз, отяжелить сердце, ведь пока остаётся надежда собрать урожай и сохранить это богатство, сердце фараона не переменится.
Свидетельство о публикации №225101700918