Любовь никого не принуждает к себе...

Тема любви в разных ее аспектах поднималась нами во многих публикациях. В недавней статье «Христианин и окружающий мир» мы говорили о недопустимости искусственного ограничения любви в угоду внутреннему нашему «волку в овечьей шкуре» лукаво ведущему нас к христианскому фарисейству. В статье прямо указано, что фарисейство требует заживо препарировать человека, отделить от него его сыновние, дочерние, родительские, социальные, профессиональные, иные интересы, и сохранить лишь его ритуальную тень. Отказаться от противостояния злу, творения и защиты добра, от заповеданного Богом реального попечения о мире. Словом, спрятаться от истинной любви противостоящей злу, творящей и защищающей добро, в тихом уютном мирке церковных собраний. И плача там о своих грехах и немощах молить Господа сделать Самому за нас всю эту нашу работу….

Но в статье ни слова не говорится - должен или не должен человек так поступать. Это глубоко личное дело каждого человека, его собственный выбор и решение! Они всегда прямо зависят от степени его свободы или несвободы от своих страстей, от того, чем - любовью или себялюбием управляем сам человек. Другими словами, выбор и решение человека прямо зависят от того насколько в нем присутствует Господь! Только Он – Любовь один абсолютно свободен от всех страстей. Именно степень Его присутствия в душе человека задает и определяет само устроение и состояние сердца и ума, чувства, мысли и намерения человека….

Таким образом, объективно пределы сопротивления человека злу прямо зависят от степени присутствия в нем Господа. Вместе с тем, каждый человек субъективно определяет эти пределы для себя сам, именно в этом и есть его свобода! А степень его свободы видна из принятого им решения…. Здесь нет, и не может быть никаких внешних категорических императивов и человеческий суд здесь не действует. Тут действует только одно - внутреннее побуждение и намерение его поступков. Их мотивация не всегда ясно и четко понимается человеком, чаще всего это веление сердца.

Каждый человек независимо от того что он о себе думает такой - какой он есть. И каков человек - таковы и его потребности! Это есть реальность. И для спасения ему необходимо понимание того, что не само его членство в церкви будет служением Господу, а только самоотверженное следование за Ним в продолжение Его трудов и исполнении Его заповедей! Именно так и только так проверяется истинность веры и степень верности христианина Господу! Это есть «лакмусовая бумажка», позволяющая ему трезво увидеть самого себя….

Нужно ли ему покаяние - изменение себя любовью, увеличение присутствия Господа в его душе, а с Ним свободы от страстей, обретение потребности следовать за Ним, Его примеру и учению, жить по заповедям Его - решать только самому человеку! Примером такого решения был апостол Павел. Присутствие Господа в нем было так велико, что он желал только одного: «чтобы жить для Бога». Об удивительном своем покаянии Павел говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:19,20).

Именно это состояние души, полностью переменившее чувства и мысли Павла, определило весь его оставшийся жизненный путь. Сделало для него в принципе невозможными любое смирение перед злом, потакание злу, трусливые себялюбивые помыслы и поступки! Одна лишь любовь, всецело владевшая сердцем и умом Павла, выражала все его желания и стремления…. Со всей уверенностью можно утверждать, что для человека, который вслед за Павлом, мог бы сказать о себе: «не я живу, но живет во мне Христос», вопрос о границах сопротивления злу уже не существует, ибо оно безгранично!

Тут самое время сказать о важнейшем свойстве любви уже давно неверно понимаемом христианской этикой: Любовь никогда не подчиняется приказам! Поэтому нравственная директива, которую мы часто встречаем в литературе и слышим в проповедях – христианин должен любить, по сути, лишена смысла. Единственный смысл, который всегда  остается только один –  истинный христианин не может не любить! Человек может поступать по любви, только имея в себе любовь. Иначе это невозможно. Никакая принудительная директива: любить и поступать по любви, творить добро и милость, защищать их, т.д. не может, не способна заменить любовь в сердце человека.

Любовь всегда самодостаточна, самоотверженна и добровольна, поэтому она никогда не приемлет над собой насилия и не управляется им. Законы бесстрастной любви и милость, исходящая от нее совершенно неприемлемы для страстей - носителей зла и этим они уже являются насилием над злом! В этом смысле - насилие над злом это есть победа, торжество и освобождение любви….

Любовь никогда не подчиняется приказам и ни от кого не ждет разрешений, чтобы быть! Сам Бог есть Любовь непрестанно животворящая, все и вся созидающая. Только любовь творит и созидает жизнь, поэтому она основа всякого добра. И любовь не может не творить и не защищать добро. Это есть способ ее существования. Именно об этом слова Господа: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17), а «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). Сколько есть в человеке Господа - столько и посильно ему и такова его потребность творить милость, делать добро и защищать его….

Любовь - это единственное, что действительно объединяет людей. Единый пребывающий в изначальном образе всех людей Бог - Любовь постоянно дает им силы и мудрость творить добро, защищать его в самых разных и причудливых мирных и не мирных формах национальных традиций и религий. Одним из удивительных примеров такой любви объединившей людей против зла является Сатьяграха - учение Махатма Ганди. Сатьяграха означает - победа в каждом из нас! Победа любви объединяющей людей над эгоизмом и себялюбием разделяющих их страстей….

Благодаря сердечному единству и выдержке индусов власть колонизаторов - англичан державшаяся почти 200 лет, без единого выстрела просто упала за одно десятилетие! Вот что смогла дать непримиримая борьба людей со злом. Борьба без злобы и выстрелов, борьба в которой у людей не было иного оружия кроме собственной жизни и которую люди вели потому, что не могли поступить иначе!

Любовь всегда и везде узнаваема, как и эгоизм себялюбия страстей. В противостоянии злу и защите добра у людей нет универсальных рецептов. Формы и методы этого противостояния всегда зависят от множества разных факторов и условий, но, в конечном счете, все и всегда зависит от любви в сердце каждого человека!


Рецензии