Устройство, кардинально изменившее архитектуру мир
Вот как кондиционер изменил мир — и сделал архитектуру везде одинаковой...
В 1901 году нью-йоркскому издательству нужно было решить серьезную проблему: переменная влажность на их фабрике очень затрудняла цветную печать.
Инженер по имени Уиллис Кэрриер решил эту проблему, изобретя машину, которая контролировала влажность и температуру.
Кэрриер осознал потенциал своего изобретения — хотя термин «кондиционер» придумал другой изобретатель, Стюарт Крамер, — и основал компанию по массовому производству этих машин для климат-контроля.
Мир уже никогда не будет прежним...
Почти на протяжении всей истории человечества одной из наших самых больших проблем было обеспечение того, чтобы здания соответствовали их климату.
Будь то дома, замки, храмы, амбары или что-то еще, им приходилось по-разному справляться с палящим зноем, леденящим холодом, дождем, снегом и ветром.
Об этом писал более 2000 лет назад древнеримский архитектор и военный инженер Витрувий.
Он объяснил, что невозможно строить одинаковые здания во всех частях мира, потому что архитектура всегда должна учитывать местные условия.
Подумайте о скандинавских церквях или немецких домах с их крутыми крышами — чтобы снег не скапливался и не вызывал обрушения.
Нам может показаться, что сейчас они выглядят очаровательно, но это была архитектура и дизайн, отвечающие и развивающиеся в соответствии с местным климатом.
Традиционные коттеджи земледельцев в Шотландии были построены с толстыми стенами, маленькими окнами и большой соломенной крышей, чтобы защитить их от дождя и жары.
Речь шла о том, чтобы оставаться в тепле и сухости в регионе, где большую часть года влажно и холодно.
Затем на Земле есть более жаркие регионы, где проблема, возможно, еще больше.
На протяжении тысячелетий люди собирали лед с гор или ледников и использовали его для охлаждения своих домов, воды или пищи. В 19-м это стало международной отраслью.
Как архитекторы и строители справились с требованиями жаркого и влажного климата?
Большие окна, высокие потолки, балконы, открытые пространства и помещения ниже уровня земли.
Представьте себе традиционный марокканский дом с большим центральным внутренним двором или подземные ступенчатые колодцы в Индии.
Портики и колоннады Древней Греции и Рима давали тень днем, а индийские джали — причудливо вырезанные перфорированные окна из дерева или камня — сжимали проходящий через них воздух и благодаря эффекту Вентури охлаждали его пол.
Также было важно проектировать здания и города в соответствии с другими факторами окружающей среды, не в последнюю очередь с источниками воды и преобладающими ветрами.
Динократ, архитектор, спроектировавший Александрию в 332 г. до н.э., позаботился о том, чтобы резкие северные ветры не дули вдоль улиц.
В прошлом люди также были ограничены знаниями — это был менее глобализированный мир — и, что особенно важно, любыми строительными материалами, доступными на месте, будь то сосна, дуб, известняк, мрамор, сланец, тростник, глина, грязь, дерн. .
Таким образом, во всем мире, от региона к региону и от города к городу, возникали различные архитектурные стили в результате необходимости учитывать местный климат, ограниченный доступными материалами и местными культурными практиками.
Отсюда пошла традиционная архитектура.
Ситуация начала меняться с появлением современных методов строительства и материалов, таких как бетон, листовое стекло, балки и сталь.
Но проблемы с местным климатом по-прежнему требовали различий в дизайне и внешнем виде.
В 1920-х годах частный кондиционер стоил в современном эквиваленте нескольких сотен тысяч долларов, но к 1950-м годам были изобретены более мелкие и дешевые устройства.
Все чаще в архитектуре и городском дизайне не нужно было учитывать местный климат.
Внезапно традиционная архитектура, которая сначала возникла по необходимости, а не по выбору, перестала быть необходимой.
Мы могли бы построить такое же здание повсюду в мире. И с помощью сил глобализации именно это мы и сделали.
Помните, что сказал Витрувий: когда-то архитектура «должна была» везде в мире быть разной.
Без кондиционирования воздуха было бы невозможно построить огромные бетонные многоэтажки одинаковой формы в каждом регионе и городе на земле.
Но кондиционер изменил не только внешний вид зданий; это также произвело революцию в том, где они могут быть построены и насколько большими они могут стать.
Такой город, как Дубай, не мог бы существовать без кондиционеров — эти колоссальные стеклянные башни были бы невыносимы для жизни и работы.
Не случайно рост мегаполисов в Китае, будь то Шэньчжэнь или Шанхай, тесно связан с ростом использования кондиционеров.
В период с 1995 по 2005 год количество жилых домов в Китае с кондиционерами выросло с 8% до 70%.
Другие изобретения, от современной сантехники до лифтов, также сыграли свою роль в этих изменениях.
Но глобальная однородность архитектуры была бы невозможна без кондиционирования воздуха, потому что он решил проблему, которая на протяжении тысячелетий заставляла нас строить по-другому.
Последствия кондиционирования воздуха выходят далеко за рамки архитектуры и составляют нечто вроде тотальной революции в политике и экономике мира.
Приведу лишь один пример: как без кондиционера могут функционировать серверные помещения? Последствия цепной реакции бесконечны.
Итак, кондиционер, который произвел революцию в мире архитектуры и, среди прочего, полностью изменил то, как выглядит мир.
И, несмотря на рост мегаполисов и единый глобальный стиль, он также отвечает за эти белые ящики повсюду...
Свидетельство о публикации №225101700986
