Ирис
Если про ирис в преломлении европейского взгляда на флору я еще что-то знала, то как его изысканный силуэт отразился в дальневосточной культуре, где-то там, на краю света, представление имела весьма смутное.
Между тем меня, вероятно, засмеют, если по итогам своих изысканий в этом направлении я начну взахлеб повествовать о майском ПРАЗДНИКЕ МАЛЬЧИКОВ в ЯПОНИИ, о японском ИЕРОГЛИФЕ, общем для обозначения ириса и понятия «воинский дух», о том, как долго я вглядывалась в изображение старинной ШИРМЫ «ИРИСЫ» Огаты Корина, где только три цвета – синий, зеленый и золотой, но этого хватило для создания шедевра, и еще вдобавок в бессчетный раз процитирую ХАЙКУ Мацуо Басё, про ирис и его отражение в зеркале реки. Информации много, хотя часто пересекающейся, поскольку все авторы заметок что-то черпают друг у друга, включая хайку БАСЁ.
Вот чего мне не встретилось – что стало с крестьянами, РИСОВЫЕ ПОЛЯ которых в XVII веке отводились для создания вошедших в моду ирисовых полей (именно сияние воды символизирует золотой фон на ирисовой исторической ширме). Впрочем, поскольку ирисы – это цветы САМУРАЕВ, а для самураев простые люди были ничем (в «Повести о доме Тайра» буднично описывается, как воины поджигали крестьянские дома, чтобы ночью осветить место своих славных битв), - в общем, чему удивляться, что эта тема в литературе не затронута.
С войной и воинской доблестью в Японии связаны три цветка: вишня (сакура), ликорис (хиганбана) и ирис (ханасёбу).
Широко известен обычай любования цветущей САКУРОЙ, но тут имеется некоторый подтекст. Все не настолько безмятежно. Сакура цветет очень короткое время, а затем цветы опадают, не успев увянуть. Любование ее цветением в кипени весенних садов – это любование явлением прекрасным, но мгновенным, символизирующим раннюю смерть.
ЛИКОРИС, иначе «паучья лилия», имеет ярко-красный цвет, а длинные усики-паучьи лапки напоминают струйки свежей крови. В старину побаивались зловещего значения «цветка смерти» и сажали ликорис только вблизи храмов. А на полях сражений эти цветы, как говорят, вырастали сами, из крови молодых воинов, подобно цветам сакуры расставшихся с жизнью прежде возраста увядания.
ИРИС, ставший символом военной профессии благодаря своим узким листьям, похожим на клинки холодного оружия, в отличие от этих двух растений вполне благожелателен, обещает все хорошее вместо всего плохого (в частности «добрые вести») и служит АМУЛЕТОМ и для военных, и вообще для всех.
В культуре КИТАЯ ирис также имеет положительное значение, в основном в отношении дружеских связей. В отличие от японцев, китайцы разглядели в нем не самурайскую катану, но хвост коршуна или даже бабочку.
ТЕМА ИРИСА занимала меня какое-то время, это было познавательно и отвечало эстетическим устремлениям, в результате появился РИСУНОК, предваряющий эту заметку. Оригинал картины был сделан то ли на шелке, то ли на рисовой бумаге одним из мастеров стиля «Горы и воды» (Шань-шуй). Я использовала бумагу и гуашь.
Да, и стихотворение на конкурс ПОЭЗИИ мне написать тоже удалось. Им и закончу. Можно было бы, вероятно, взять для завершения хайку Басё, - прозвучало бы лучше и вообще более весомо, известный поэт все-таки. Но я осмелюсь остаться при своем.
Осыпался вишневый цвет – так быстро.
Ликорис ал и тонок – струйки крови.
Но ясной синевой роса сбегает с кромки
Высокого листа – успех пророчит ирис.
(11.10.2025)
Свидетельство о публикации №225101700999
