Факторы рождения литпроизведения

Несмотря на то, что озарение -- это одномоментный акт, скачок неизмеримый по времени: он даже не мал: вот его не было, и вот он уже был -- в нём можно различить несколько моментов.

Первый момент, предшествующий душевному перелому: жизненные обстоятельства. Для Державина, к примеру, это был 1775 год, когда до того удачно складывавшаяся карьера вдруг застопорилась без каких-либо перспектив.

Жизненные обстоятельства и настроение рождают второй элемент -- замысел. Но настроение приходит и уходит. Важно, чтобы то или иное минутное настроение корешовалось с доминирующим в поэте мироощущением. Для Державина это были позывы к смерти.

Третий элемент -- побудительный мотив, заставляющий писателя взяться за перо. Чаще всего -- это случай. Для Державина это была книжечка стихов со схожим настроением.

И наконец, четвёртый важный фактор -- средства реализации позывов. Для поэта это прежде всего наличие а культуре соответствующего словаря. Другое важное условие -- наличие соответствующего материала. Также важна толчковая идея, которая бы запустила материал в действие. Для Державина это был перевод.

А. ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ДОМИНИРУЮЩИЙ ИНТЕРЕС

1_А) "Унесенные ветром". Митчелл, будучи больной и проводя много времени в постели, пристрастилась к чтению. Постепенно доминирующим мотивом этого её интереса стала история Гражданской войны 1861-1865, тем более, что с нею было связано много семейных преданий

2_А) "Семья людей". Тема человечества как одной семьи была центральной во всём творчестве как поэта Сэндберга, так и его друга фотографа  Мэнкена. Именно последний выступил организатором выставки, куда прислали свои снимки как известнейшие, так и неизвестные фотографы со всех стран и континентов. По итогам выставки была создана книга с предисловием Сэндберга. Сэндберг же сформулировал основные идеи и темы, по которым шла группировка фотографий. Тем самым ещё раз доказав, что в основе любого на первый взгляд чисто изобразительного произведения лежит литературная идея

Б. ЗАМЫСЕЛ

1_Б) А. П. Чехов. "Вишнёвый сад". Уже поднакопив денег, Чехов купил себе садовый участок под Москвой, где засадил и долго ухаживал за вишнёвым садом. Позднее он продал участок. И когда через год навестил свой бывший сад, с ужасом обнаружил, что новый хозяин, не мудрствуя лукаво, вырубил деревья, разбил территорию на маленькие участки и стал сдавать их дачникам. Этот случай скорешовался с мучившей писателя мыслью, что вся Россия -- это большой вишнёвый сад, который эгоистический интерес стремится превратить в сад вишне;вый

2_Б) А. С. Пушкин. "Разговор книгопродавца с поэтом". Небывалый успех пушкинских стихов и поэм, сопровождавшийся интересом издателей, которые не прочь были оплачивать пушкинские творения, вызвал активное неприятие у его друзей, которые полагали, что поэт, который имеет успех у публики, в конце концов идёт у неё на поводу. Так думало тогда большинсто интеллектуалов. Пушкин не то, чтобы считал иначе. Просто ему нужны были деньги, вот он и ухватился за издательский интерес. Но и перед друзьями было неудобно, и он решил перед ними оправдаться. Тем более, что после гётевского пролога к "Фаусту" разговоры между людьми искусства и книжными барыгами вели в литературе все, кому не лень. Пушкину и изобретать-то ничего не нужно было: и форма и стандартные отмазки продающего искусство были под рукой

3_Б) М. Монтень. "Опыты". Монтень всю дорогу был усердным читателем и при этом делал регулярные выписки из прочитанного. Этих выписок со временем накопилось вагон и маленькая тележка. Ну он и решил их упорядочить. И здесь он заметил, что при всём многообразии мнений и суждений по любому вопросу, все они поляризуются по принципу pro и contra. И ему показалось забавным, сформулировав дилемму,  сгруппировать вокруг неё материал

В. СЛУЧАЙ

1_В. Г) Ж. Верн. "Вокруг света в 80 дней". Однажды, просматривая в кафе прессу, Ж. Верн наткнулся на статью, где журналист утверждал, что в их время можно было объехать вокруг света за 80 дней. При этом в статье приводились примерный перечень транспортных маршрутов и скорость перемещения. Статья заинтересовала писателя, и он сообщил о своём замысле издателю, который тут же за него ухватился. Ну а материал для Жюль Верна с расписанием поездов и пароходов собрали туристические компании

2_В) Ч. Дарвин. "Происхождение видов". (Побочные исследования -- сбор материала). Дарвин очень увлекался классификацией видов. На кольцевых червей он угробил 8 лет своей жизни. Эти исследования навели его на мысль, что разные типы во многом представляют собой либо восходят к некоторому общему архетипу

3_В) Р. Бёрнс. "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте". Бёрнс писал балладу "На смерть Мэгги, моей овечки". Причём писал, как и все свои ранние стихи хорошим литературным английским языком и правильной спенсеровой строфой. И уж накатал  не один десяток гладких, но безвкусных строк, когда вдруг прервал поток излияний и в той же тетради, не отходя от кассы, выдал две строфы характерным для шотландской баллады шестистрочником, где рефрен законопатил шотландским диалектом. Этот размер стал доминирующим во всем его последующем творчестве

Г. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

1_Г) Дюма. "Три мушкетера". Для Дюма поиск материалов в архивах готовили многочисленные негры

2_Г) Г. Грин. "Тихий американец". Тему помог реализовать богатый личный опыт. В начале Второй мировой войны писатель был агентом британской разведки в Сьерра-Леоне, а в 1951-1954 корреспондентом 'Лондонской Таймс' и 'Фигаро' в Сайгоне. Его приятелем там был сотрудник одной из американских фирм, который и раскрыл ему глаза на политику, которую пыталась вести Америка (тогда ещё держава только примеривающаяся на роль мирового лидера) в странах третьего мира

3_Г). А. Пушкин. "Капитанская дочка".  Работа над пугачевской тематикой велась Пушкиным долго и кропотливо. Поэт, исхлопотав у Николая II соответствующий допуск, работал в архиве, сумел добиться разрешения на сбор материалов на месте событий, где ему посчастливилось встретиться с ещё живыми свидетелями бунта.

Результатом работы стала знаменитая "История Пугачёва". "Капитанская дочка" собственно была эрзац-дополнением к этому историческому труду, служила целям, так сказать, его популяризации у читающей публики, ибо даже образованная часть её проявляла весьма прохладный интерес к отечественной истории.

4_Г) Л. Н. Толстой. "Война и мир". Л. Н. Толстой использовал для написания эпопеи самые разнообразные материалы. Особое внимание хотелось бы обратить на так называемую повседневную литературу: дневники, письма, отчёты... Можно сказать, что в дворянском обществе писали тогда все. С детства пацанов приучали вести дневник. Дневники знаменитого русского масона В. И. Поздеева целыми кусками перенесены в речь Баздеева, уже персонажа "Войны и мира". Или вот каждый уважающий себя дворянин по жизни окружал себя записками, докладными, проектами, где излагал свои представления о мире и государстве, как для себя, или в служебных целях, так и для потомства. Именно такую памятную биографию свой жизни (не для литературы, а для своих внуков и правнуков) оставил дед писателя со стороны матери, ставший прототипом старого Болконского. А уж письма писать для дворян было -- хлебом не корми. Люди жили в 10 верстах друг от друга и тратили на письма больше времени, чем было бы взять и приехать и высказать своему оппоненту, всё что ты о нём думаешь. Да ещё с прибавленьем слов, которые удваивали бы выразительность мнения. Поэтому Толстому и заморачиваться-то особо было не надо: он взял переписку своей матери с её кузиной и выборочно перенёс в роман, не изменив при этом ни слова, и даже не потрудившись перевести с французского, поставив в качестве адресатов княжну Марью и её московскую подругу Ж. Карагину.


Рецензии