Пара гениев

Л.В.ШАПОШНИКОВА.
Два таких, казалось бы, далеких человека, как русский инок Сергий и индийский император Акбар, имели, как ни странно, некоторые
черты сходства. Как будто оба они принадлежали к одной и той же породе людей, к одному и тому же их типу. Их разделяло более двух веков во времени и высочайшие горы Гималаи — в пространстве. Но тем не менее...
Даже внешне они были чем-то похожи друг на друга. Чуть
косо поставленные глаза, высокие скулы. Оба отличались большой физической силой и выносливостью. Оба родились в неспокойное для их родины время. Их детство было омрачено войнами и кровавыми усобицами. Оба рано почувствовали то призвание, которое было заложено в них.
Один был рожден духовным пастырем, а другой — воином и царем. Но различие в призвании скорее объединяло их, нежели разъединяло. Духовный пастырь был в душе воином, связанным с ратными
делами русского народа. Воин же Акбар был духовным наставником
своего народа.
Два этих качества — мужество воина и духовная утонченность —
сочетались в них в разных проявлениях. Оба умело достигали намеченной цели, сопрягая мысль и действие. Оба были великими тружениками, отличались внутренней мягкостью, великодушием и обладали редким качеством сострадания. Тот и другой были по-своему популярны в своем народе и оставили о себе добрую память.
Во многом совпадали и их взгляды. С Акбаром и Сергием связаны целые культурные эпохи Индии и России. Оба боролись за единство своих стран, выступали, каждый по-своему, против феодальных
усобиц. Тот и другой считали, что для действительного объединения
народа только политического единства недостаточно.
Они пытались заложить основы духовного единства. Один выдвинул идею монастырской общины, другой создал Братство единомышленников.
Современники отмечали в каждом из них высокую духовность,
которая покоряла самых разных людей и сделала одного Святым,
а другого — Учителем. Они были столь похожи и во многом остальном, что иногда кажется, что в разное время и в разных странах жил и
действовал один и тот же человек...
Возможно, это странное сходство двух людей, разделенных временем и пространством, заставило Рериха поместить часовню Сергия в
Гималаях, а Учителя, стоящего на гималайском уступе, наделить чертами русского монаха и индийского императора. Может быть, это таинственное обстоятельство привело и самого Рериха к розовому городу Фатехпур Сикри. К мертвому, уже замолкшему городу, где в сиреневых сумерках возникает замирающий звук шагов Великого императора, где сдвигается Время и становится неясным, то ли это шаги императора по розовым плитам индийского дворца, то ли это шаги инока по ноздреватым камням русского монастыря.
Стр. 191, 194.
Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. 2-е изд., исправленное, дополненное. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1998, 2006. – 624 с., и


Рецензии