С открытым забралом выйти к аудитории новых студен

Есть какое-то особое чувство, и оно есть не у всех, и не у многих, а только у тех преподавателей, которые являются живыми, творческими, это особое чувство, когда ты выходишь к новой аудитории, и ты не знаешь, а нужен ли им твой огромный прошлый опыт, или им нужен какой-то другой опыт.

Это тонкое переживание, которое знакомо множеству живых, творческих преподавателей.

Это смесь волнения, любопытства и лёгкой тревоги — выход к новой аудитории часто ставит тебя перед вопросом:
«Нужны ли им мои истории и наработки из прошлого, или им важен совсем иной, актуальный опыт?»

Это  вызов и уязвимость.
Преподаватель, который действительно живёт предметом, ощущает ответственность: не просто донести информацию, а зажечь интерес, сделать материал значимым. Новая аудитория — это всегда риск, потому что привычные приёмы могут не сработать.

- Интуитивная гибкость.
Творческий преподаватель не хочет «навязывать» прошлое как догму, но и не отказывается от богатства опыта.
Он постоянно балансирует между демонстрацией авторитета и открытостью к чужому контексту.

Это радость совместного открытия.
Когда удаётся услышать аудиторию и сделать урок диалогом, приходит чувство живости и соучастия — тогда прошлый опыт становится материалом для совместного создания новых смыслов.

Как понять, что нужно аудитории: признаки и признаки обратного
Аудитория, которой нужен прошлый опыт:
- Слушатели просят примеров из практики, кейсов и историй.
- Они показывают внимание к контексту и деталям («а как это было в вашей практике?»).

- Задают уточняющие вопросы, которые требуют примеров, а не теории.

Аудитория, которой нужен новый опыт:
- Хочет практических инструментов, быстрых применимых техник и упражнений.

- Выражает усталость от историй и просит «коротко и по делу».
- Демонстрирует интерес к трендам, инновациям, современным методам.

Как использовать прошлый опыт без навязывания

- Делай кейсы «открытыми»:
рассказывай историю, но завершай её вопросом
«Как бы вы сделали в такой ситуации?».

- Предлагай альтернативы: «Вот как я делал раньше; вот вариант, который работает сегодня; выбирайте в зависимости от контекста».

- Докажи полезность опытом: демонстрируй конкретные результаты (что улучшилось, какие ошибки были допущены и как их избежать).

Работа с ожиданиями и авторитетом

- Скромность как метод:
уместная рефлексия о том, что прошлые успехи не гарантируют универсального решения, повышает доверие.

- Авторитет через полезность:
люди принимают тебя, когда чувствуют практическую ценность того, что ты даёшь.

- Готовность быть учеником:
покажи, что ты тоже здесь, чтобы услышать группу и учиться у неё.


«С открытым забралом»

 — это метафора актёрской и философской позиции одновременно: выйти уязвимым, честным и готовым к диалогу, а не прятаться за готовой программой и статусом. Это не только эстетика — это техника и этика преподавания. Кратко и по делу: что это значит, почему это важно и как это делать.


Что это значит философски

- Храбрость;как;добродетель: по Аристотелю — золотая середина между трусостью и безрассудной смелостью; «открытость» — моральная готовность взять на себя риск отклика аудитории. 

- Герменевтическая готовность (Gadamer): готовность «сращивать горизонты», позволить себе быть перемещённым смыслом слушателей. 
- Этика диалога (Buber): отношение I–Thou — встреча, а не инструментальная коммуникация. 

- Праксис;практика (Sch;n, Polanyi): знание;в;деянии, мастерство, чувствительность к контексту — не только теоретическое, но имплицитное знание, которое проявляется в присутствии.


Почему это важно

- Лучшая адаптация материала к реальным потребностям аудитории. 

- Сильнее вовлечение, доверие и готовность слушать. 

- Возможность трансформации занятия: не только передать информацию, но и создать совместный смысл. 

- Развитие у преподавателя phronesis — практической мудрости.


Рецензии
Ух! Это надо выучить, а потом на детсадовском часе Солнечнозайчиковой...этой как её? рефлексии? Или это другой час? Ну карочи, как только у нас в расписании будет стоять встреча со Старшим воспитателем Солнечнозайчикового детского садика и одновременно Академиком Двух Солнечнозайчиковых Академий Мазаем Заевичем Дедом, надоть будетЬ с умной моськой вопросики позадавать? Глядишь, зачётик где-нибудь полегче будет получить! В опчим, СолнечныеЗайчики в Солнечнозайчиковых восторге и восхищении!
Спасибо! 🤗💐🐇🙋🏻‍♀️

Ёльга Дробот   18.10.2025 20:16     Заявить о нарушении