Богатство и роскошь или индивидуальность?
Такая архитектура переоценена...
Первое впечатление, которое возникает у человека, когда он видит базилику Святого Петра в Риме, в реальной жизни или на фотографии, — это благоговение.
Потому что это впечатляющее здание, если не сказать больше. Фактически, это самая большая церковь в мире по внутреннему объему.
То же самое и внутри: изобилие искусства и архитектуры, золота, бронзы, мрамора, мозаики и скульптуры.
И, опять же, у него невероятные пропорции.
Возможно, мы можем понять, почему люди называют ее величайшей церковью в мире, если не самым красивым зданием в мире. Но так ли это?
Если мы остановимся и подумаем, посмотрим и почувствуем, может случиться так, что эти первые впечатления благоговения льстят, чтобы обмануть...
История базилики важна, потому что она объясняет, почему собор Святого Петра выглядит именно так.
Он стоит на месте старой церкви, построенной по приказу Константина Великого и завершенной в 360 году нашей эры.
Но в 1505 году эта древняя церковь была снесена папой Юлием II, который хотел построить на ее месте самую большую и прекрасную церковь в мире.
Почему? Что ж, он хотел построить здание достаточного размера и славы, чтобы в нем разместилась его собственная гробница, которую он поручил Микеланджело вылепить.
Разрушение древней базилики, которой к тому времени уже более тысячи лет, многое говорит о высокомерии Юлия.
Но его монументальная гробница так и не была закончена — он умер в 1513 году, а Микеланджело завершил ее лишь тридцать лет спустя в гораздо меньших масштабах, чем предполагалось изначально.
Чтобы собрать деньги на новую базилику, была увеличена продажа индульгенций — люди давали деньги католической церкви, чтобы Бог меньше наказывал их за грехи.
Многие, в том числе Мартин Лютер, рассматривали это как религиозную коррупцию и способствовали разжиганию протестантской Реформации.
В конце концов, строительство собора Святого Петра заняло 120 лет.
Над ним работали знаменитые архитекторы, такие как Браманте, Сангалло, делла Порта, Перуцци и Мадерно, а также архитекторы-художники, такие как Микеланджело, Рафаэль и Бернини.
Мучительная история дизайна и редизайна.
Каждый новый мастер-архитектор модифицировал или полностью менял планы своего предшественника, и конечный результат — это что-то вроде компромисса между их многочисленными видениями.
Купол — Микеланджело, фасад — Мадерно, колоннады — Бернини, апсиды — Рафаэля и так далее.
По этой причине, возможно, здание кажется запутанным.
Этот колоссальный купол, само собой разумеется, чудо инженерной мысли, является самым высоким в мире. Это такой же шедевр Микеланджело, как и Давид.
И все же... вы не можете увидеть его должным образом, скрытый за массивным фасадом Мадерно.
Великолепный купол Микеланджело может доминировать над горизонтом Рима, но внутри и вокруг базилики его может и не быть.
Купол задушен нефом и апсидами, и он поднимается так резко, что кажется, что это совершенно отдельное здание, втиснутое в другое.
Сравните это со знаменитым куполом Флорентийского собора Филиппо Брунеллески, завершенным в 1436 году, который, по сути, положил начало архитектуре эпохи Возрождения и возвращению классического дизайна.
Он по праву доминирует над собором и гораздо более интегрирован со зданием в целом.
Собор Святого Павла в Лондоне, спроектированный Кристофером Реном и завершенный в 1710 году, был вдохновлен собором Святого Петра.
Но здесь купол кажется логическим завершением остальной части здания, а не отдельным элементом, и ему отведено то место, которого он заслуживает.
Это может быть самая большая церковь в мире по объему, но вы не догадаетесь об этом, взглянув на фасад Мадерно, сфокусированный горизонтально.
Сравните его с фасадом готического собора, например, в Кельне.
Это вертикально, а не горизонтально; все взлетает «вверх».
Что насчет интерьера?
Мы не можем оспаривать мастерство балдахина Бернини (структура в середине), его кресла Святого Петра или техническое качество росписи и орнамента.
Но, возможно, это просто попытка произвести на нас впечатление золотом, мрамором и богатством.
Сравните это со средневековым собором, скажем, в Амьене, Дареме или Сиене, где нет такого богатого украшения.
Здесь архитектура и каменная кладка говорят сами за себя; они не спрятаны золотом и нет попытки обмана.
Великолепный, но не роскошный.
И, как и во всей классической или ренессансной архитектуре, собор Святого Петра имеет стандартное оформление, как и его идентичные коринфские капители.
В то же время в готических соборах каменщики могли вырезать, что им заблагорассудится: каждый элемент богато разнообразен и отличается друг от друга.
И в этом ключевое отличие всех форм неоклассической архитектуры, будь то барокко или ренессанс, и готической архитектуры, будь то итальянская или североевропейская.
Неоклассика регламентирована, рациональна и стандартизирована; Готика свободна, асимметрична и всегда разнообразна и индивидуальна.
Что насчет интерьера?
Мы не можем оспаривать мастерство балдахина Бернини (структура в середине), его кресла Святого Петра или техническое качество росписи и орнамента.
Но, возможно, это просто попытка произвести на нас впечатление золотом, мрамором и богатством?
Сравните это со средневековым собором, скажем, в Амьене, Дареме или Сиене, где нет такого богатого украшения.
Здесь архитектура и каменная кладка говорят сами за себя; они не спрятаны золотом и нет попытки обмана.
Великолепный, но не роскошный.
И, как и во всей классической или ренессансной архитектуре, собор Святого Петра имеет стандартное оформление, как и его идентичные коринфские капители.
В то же время в готических соборах каменщики могли вырезать, что им заблагорассудится: каждый элемент богато разнообразен и отличается друг от друга.
И в этом ключевое отличие всех форм неоклассической архитектуры, будь то барокко или ренессанс, и готической архитектуры, будь то итальянская или североевропейская.
Неоклассика регламентирована, рациональна и стандартизирована; Готика свободна, асимметрична и всегда разнообразна и индивидуальна.
Эти различия были, конечно, преднамеренными.
Собор Святого Петра является шедевром архитектуры эпохи Возрождения-барокко, которая является неоклассической и принципиально противоположной готике.
Фактически, термин «готика» был придуман учеными как оскорбление «варварской» средневековой архитектуры.
Но по сравнению со средневековым собором огромные пилястры и аркады собора Святого Петра кажутся тяжеловесными. Он монументальный, импозантный и впечатляющий — по замыслу.
Невероятно тонкие опоры в Амьене, между тем, придают этому собору ощущение абсолютной невесомости.
Для такого огромного внутреннего пространства собор Святого Петра удивительно хорошо освещен, несмотря на сравнительно небольшие окна; замечательное достижение.
И они были так искусно расположены, что солнечный свет часто падает единственными, почти небесными лучами на пол базилики.
Окна собора Святого Петра маленькие (как и в большинстве итальянских соборов или церквей) по сравнению с готическими соборами Северной Европы, где витражи приобрели первостепенное значение.
И поэтому, хотя у собора Святого Петра может быть золото, ему нечего соперничать с этим:
Базилика Святого Петра – необычное сооружение, подобного которому нет больше нигде в мире.
Но мы не должны позволять нашим первым впечатлениям или тому, что говорят другие люди, мешать нам смотреть на это критически.
Итак... собор Святого Петра переоценен?
Свидетельство о публикации №225101801186