Стрелок
Сибиряки-таежники являлись потенциальными охотниками. Для них охотничий промысел наряду с прочей добычной деятельностью, служил в основном заработком и средством к существованию, а также тяжелым физическим трудом.
Жители Крайнего Севера из числа малочисленных народов уже по факту рождения и образу жизни были предназначены для своих традиционных занятий, являясь потомственными оленеводами, охотниками и рыбаками.
Суровые мужчины таймырского Заполярья зачастую удачно сочетали основную работу с рыбалкой и охотой. В мае ловили на Енисее корюшку (зубатку), а в конце мая – начале июня ездили и летали на вертолете на гуся. В начале осени вполне могли «побаловаться» рыбалкой на омуля. Да мало ли рыбы в северных реках и озерах.
К осени была у северян еще одна «забава» - отстрел оленей. На этот период вместо того, чтобы ехать отдыхать на «материк», трудящийся люд брал отпуска по месту своей производственной деятельности. Большинство из них были работниками Норильской горно-металлургической компании. В составе бригад забойщиков мужчины на хорошей точке за месяц – два получали денежную компенсацию в размере, как минимум, годовой зарплаты, которая полагалась бы им на родном предприятии. После завершения отстрела все возвращались к месту жительства. На следующий год все повторялось.
Проблема браконьерства тоже существовала. «Вольные» стрелки действовали на свой страх и риск – зверобои, одним словом. Народ, промышляющий в тундре, нередко баловался ружьишком. Куда же без него! В свободное от работы время некоторые его представители предпочитали охотиться, рыбачить и заготавливать дары природы. Где зайчишку добудут, где песца, олешку, а то и росомаху. Не брезговали и белкой. Случалось волка или медведя «завалить». Куропатка, глухарь, гусь или утка также не оставались без внимания. Рыбалка – само собой и т.д.
Случались, конечно, трагедии, связанные с огнестрельным оружием. Ружье, мирно висящее на стене, должно рано или поздно выстрелить. Так в тундре на буровой, дизелист пристрелил собаку, укусившую его до крови за руку. Пес на самом деле был свирепым зверем, признававшим только своих хозяев трактористов. За ним такие «подвиги» водились. Стрелок, применивший оружие в поселке, был тоже в определенном смысле зверобоем. На этой почве у него и случился конфликт, с приехавшими на перевозку «башмаками». По злому року судьбы через пару лет, один из них в бытовой ссоре двумя выстрелами в упор из ружья убил коллегу вездеходчика. Был случай, когда незадачливый стрелок по неосторожности вместо песца, забившегося под балок, застрелил своего товарища.
Понятно, когда человек защищая себя, свой дом, семью от вооруженных налетчиков вынужден применять огнестрельное и прочее оружие, что нередко завершалось смертельным исходом. В жизни всякое могло случиться.
Здесь следует вспомнить благородного стрелка-охотника и следопыта Натти Бампо, известного по романам Фенимора Купера. В Америке его приняло племя делаваров. Он прожил долгую жизнь в районе Великих озер и славился как хороший охотник и храбрый воин.
Бывший снайпер морской пехоты, оказавшийся по воле судьбы на Таймыре, сохранил на всю жизнь увлечение оружием и стрельбой. За годы службы он не раз бывал в различных командировках, где демонстрировал свое стрелковое мастерство и успешно выполнял поставленные перед ним задачи.
После демобилизации мужчина трудился в различных ипостасях. Север буквально затянул его. Довелось работать ему, в том числе, крепильщиком на руднике. Помимо своей непосредственной трудовой деятельности Стрелок не упускал возможности поохотиться: слетать на гуся поздней весной, а осенью старался не пропустить сезон отстрела оленей.
В начале 2000-х годов еще функционировал оружейный магазин, владельцем которого был стрелок-морпех. В этой связи, один из приятелей называл мужчину «торговцем смертью». Предпринимательская деятельность в этой сфере у Стрелка не задалась. Часть товара, закупленного им, арестовали, что послужило началом конца оружейного бизнеса. После этого у него остались некоторые долги и обязательства перед людьми, которые авансировали заказы.
Был «оружейник» совершенно обычным мужиком: семья, друзья-знакомые, с которыми можно при случае посидеть немного за «рюмкой чая» и провести время в тундре. Он отличался веселым и легким нравом. Авторитетом во всем для него являлся лучший друг, с которым они часто были как попугаи неразлучники. Мужчина при этом производил впечатление оруженосца и телохранителя, а по сути - правой руки друга-начальника. Неожиданно, он оказался еще и поклонником британской рок-группы Pink Floyd с ее потрясающим альбомом, а точнее – своеобразным шоу «The Wall» (Стена»).
Случалось Стрелку бывать и в арктических широтах на побережье Карского моря и моря Лаптевых, на островах Северного Ледовитого океана. Коллекция оружия, имевшегося в его арсенале, явно заслуживала внимания.
Однажды, находясь со своим другом начальником на одном из арктических островов, мужчина попал в критическую ситуацию. Вооружен он был новым итальянским карабином, который, даже и пристрелять не успел. Неожиданно откуда-то появился белый медведь. Зверь серьезный, которому в Арктике нет конкуренции. Вся угроза для него могла исходить только от человека. Белый или полярный медведь – самый крупный представитель семейства медвежьих. Масса зверя могла доходить до 800 кг, при среднем весе самца 400-450 кг и длине тела 2-2.5 м. Высота в холке 130-150 см. Самки уступали по своим параметрам самцам и были заметно мельче. Белый медведь способен быстро бегать и соревноваться с ним в спринте бесполезно. Он мог хорошо плавать и нырять. Чутье у зверя отменное, но на людей нападал редко.
Медведь, увидев «Homo sapiens», привстал на задние лапы, понюхал воздух и, долго не раздумывая, резво направился к ним. По всей видимости, намерения у него были серьезные. Медлить было нельзя. Вскинув карабин, Стрелок попытался выстрелить в приближающегося зверя, но патрон заклинило. Передернув затвор еще раз, он снова вознамерился произвести выстрел – результат тот же. Третья попытка могла быть последней. Здесь на помощь пришел друг и из отечественного «карамультука» остановил агрессора.
Стрелок постепенно пришел в себя, еще не понимая, по какой причине клинил карабин. Несколько позже выяснилось, что его конструктивные особенности предусматривали плавное досылание патрона в патронник, а не резкое, как у родного советско-российского оружия. Как говорят: « И на старуху бывает проруха».
После одного из таких «выстрелов на Север» случились у Стрелка проблемы с сердцем, что заставило его бережнее относиться к своему здоровью.
Быть просто метким стрелком еще не означало в полной мере достижение необходимого результата. Важным фактором при этом являлся объективный анализ обстановки и принятие правильного решения. Малейшая недоработка приводила к «осечке».
Один бывший «каплей» из дробовика без особого труда как-то поразил цель на расстоянии предельном для охотничьего ружья. В то же время, при стрельбе из карабина мог случиться промах даже у снайпера.
Бурильщик Витя однажды продемонстрировал довольно интересный трюк. Он с легкостью отстрелил изолятор у антенны рации, заброшенной на высокий «листвяк». Выстрел был действительно эффектный. Не лезть же на дерево, если леска с грузом запуталась в ветвях.
Многие жители Крайнего Севера, Сибири и других регионов являлись меткими стрелками, не будучи снайперами.
Ну, а что Стрелок? Будь мужчина несколько моложе, не исключено, что он вспомнил бы свою прежнюю воинскую специальность и мог стать участником боевых действий на СВО.
Октябрь 2025 г.
Свидетельство о публикации №225101801331
Анна Стефанова 19.10.2025 10:36 Заявить о нарушении