Надо создавать то, чем люди будут гордиться!
Подумайте о Большом базаре Стамбула, где он существует уже много столетий.
Наши современные торговые центры являются просто логическим завершением этой древней практики, увеличенной и оптимизированной.
Прямой предок современного торгового центра — пассаж 19 века; крытая улица отдельных закрытых магазинов.
Большой Гостиный двор, крупнейший универмаг Санкт-Петербурга, является одной из самых известных достопримечательностей Невского проспекта и вот уже 250 лет находится в центре торговли города.
Гостиный двор (в переводе «гостевой двор») когда-то был визитной карточкой всех крупных русских городов. Русский эквивалент восточного базара, эти здания были торговыми точками, складами и жилыми помещениями для купцов, прибывающих из дальних уголков России и из-за границы. В Санкт-Петербурге Большой гостиный двор был самым большим из нескольких подобных зданий, многие из которых сохранились до наших дней.
Лондонский Burlington Arcade была одной из первых торговых домов, и он задал тенденцию, кульминацией которой стали все более грандиозные аркады, такие как Galleria Vittorio Emanuele II в Милане.
Westminster Arcade была построена в 1828 году в Провиденсе, штат Род-Айленд, в модном тогда стиле греческого возрождения.
Вместо того, чтобы быть неоклассическим в общем смысле, она специально имитировала храмовую архитектуру Древней Греции.
Шесть ионических колонн отмечают вход.
Внутри она простая , но элегантная , с тремя этажами — два верхних представляют собой проходы с балконами — и большим световым люком, обрамленным застекленными витринами.
Есть несколько очаровательных деталей — железные конструкции балконов, светильники, арки по обеим сторонам, — но вряд ли это экстравагантно.
На момент открытия в ней было 78 магазинов и ресторанов, а также она служила важной магистралью между улицами по обе стороны.
Как и современные торговые центры, это было место как для общения, так и для шоппинга — так сказать, модное место, где можно было увидеть и быть увиденным.
Westminster Arcade продолжала служить торговым пассажем более века, хотя к 1960-м годам она оказалась под угрозой.
С тех пор он несколько раз закрывался, переходил из рук в руки и реконструировался, последний раз вновь открываясь в 2013 году как смешанное коммерческое и жилое пространство.
Конечно, Westminster Arcade представляет собой вымерший торговый центр.
В 1950-х годах возникла новая форма: монументальный, полностью крытый торговый центр с кондиционерами, часто за городом и окруженный огромными автостоянками.
Хотя, конечно, не все такие торговые центры находятся на окраинах городских центров.
Многие такие современные торговые центры, в том числе первый в истории торговый центр под простым названием Shopping, который открылся в Лулео, Швеция, в 1955 году, находятся прямо в центре города.
Внешний вид здесь даже важнее.
Но Westminster Arcade и современный торговый центр не являются взаимоисключающими вариантами.
Эстетический подход к Westminster Arcade можно легко воспроизвести в современном торговом центре, превратив то, что в противном случае было бы довольно скучным (если не откровенно неприятным), в нечто более очаровательное.
Вестминстерская аркада напоминает нам о том, что архитектура не обязательно должна быть ни грандиозными зданиями, вдохновленными прошлым, ни подавляющим орнаментом, ни упрямым отказом меняться.
Скорее, это показывает, что минимальное эстетическое внимание может быть преобразующим.
Исследования прояснили то, что большинство людей инстинктивно знает: архитектура и городской дизайн влияют на то, как мы чувствуем и как думаем.
Мы формируем наши здания, а они формируют нас.
Эти две улицы, скажем, будут по-разному влиять на ваше настроение, эмоции и психологию.
Являются ли люди просто существами, имеющими коммерческую и экономическую ценность, или у нас также есть эмоциональные, интеллектуальные и эстетические способности?
Архитектура и градостроительство, которые отдают предпочтение первому за счет второго, враждебны человеческой природе.
Есть бесчисленное множество моделей из прошлого, которые, как мы *знаем*, эффективны, потому что к ним стекаются туристы и люди хотят там жить.
Классические портики, готические фасады, площади Сефевидов, османские купола...
Это не прошлое против настоящего; это то, как прошлое может помочь настоящему.
И когда так много людей считают, что города и улицы становятся все уродливее, а исследования показали, что наши все более враждебные городские пространства активно вредят нам, что-то вроде Westminster Arcade предлагает и решение, и напоминание о том, что есть альтернативы.
Кто-то может счесть искусственным украшать современный торговый центр, скажем, неоклассическим фасадом, как у Westminster Arcade.
Будет ли это? Что ж, древние римляне без колебаний построили Колизей из кирпича и использовали только мрамор для его фасада.
Тот же принцип.
Будет ли дороже, на примере Вестминстерской аркады, добыть и вырезать шесть ионических колонн, чем установить монументальный стеклянный фасад? Стоит ли это дополнительных (или перенаправленных) расходов?
В любом случае, скрытая стоимость плохой архитектуры действительно очень высока.
Вестминстерская аркада просуществовала почти двести лет, потому что люди хотели ее сохранить — и это во многом связано с тем, как она выглядит.
Если люди считают здание уродливым, они с радостью увидят, как его снесут, что повлечет за собой огромные затраты на восстановление.
Так что это также вопрос краткосрочной и долгосрочной архитектуры.
Строим ли мы следующие пять лет, следующие пятьдесят или следующие пятьсот?
Иногда необходимо расставить приоритеты между стоимостью и эффективностью; с демографическим бумом возникает потребность в быстром строительстве.
Но иногда, возможно, стоит быть немного более вдумчивым, применяя минимум эстетических соображений и давая публике сегодня и завтра что-то, чем можно гордиться.
И это главный урок Westminster Arcade, старейшего торгового центра Америки.
Отличным примером является здание королевы Виктории в Сиднее. С момента открытия в 1898 году его несколько раз чуть не сносили, но он по-прежнему остается иконой архитектуры.
Свидетельство о публикации №225101801481
